Конкурентные преимущества российских быстрорастущих компаний – «газелей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

В современном мире в эпоху всеобщего ускорения и постоянного движения вперед каждая страна заинтересована в росте своей экономики на мировом уровне. После внезапно наступившего кризиса многие фирмы, обеспечивавшие рост национальной экономики, впали в ступор и сами нуждаются в помощи государства. Малый бизнес старается сохранить то, что у него есть, не рискуя приумножать благосостояние. Но любой кризис является также и уникальной возможностью взобраться на вершину мирового благосостояния. Тем интереснее исследование фирм, которые способны подняться сами, да еще и обеспечить рост национальной экономики.

Файлы: 1 файл

Kompanii-gazeli.docx

— 65.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Дисциплина «Теория конкуренции»

Конкурентные преимущества российских быстрорастущих компаний –  «газелей»

 

(вопрос № 27)

 

 

 

 

 

Студентка   

Курс  _3_  № группы  ИСП-12(03)-ЗМ-2/4-01

Преподаватель _ _

 

Москва  2013

Введение

 

В современном мире в эпоху всеобщего  ускорения и постоянного движения вперед каждая страна заинтересована в росте своей экономики на мировом уровне. После внезапно наступившего кризиса многие фирмы, обеспечивавшие рост национальной экономики, впали в ступор и сами нуждаются в помощи государства. Малый бизнес старается сохранить то, что у него есть, не рискуя приумножать благосостояние. Но любой кризис является также и уникальной возможностью взобраться на вершину мирового благосостояния. Тем интереснее исследование фирм, которые способны подняться сами, да еще и обеспечить рост национальной экономики.

Актуальность  данной проблематики безусловна, потому как быстрорастущие фирмы, не так  давно оформившиеся в самостоятельный  класс, проявляют чудеса смекалки и  роста в современном мире. Тем  более, что этот феномен в России имеет свои особенности и очень специфические отношения с государством.

К сожалению, учебной литературы по вопросу быстрорастущих фирм не так  много, поэтому основной анализ и  все выводы могут быть сделаны при помощи периодической литературы и  Интернет ресурсов.

Термин «фирма-газель», введенный  Дэвидом Бёрчем в 1980-е, характеризует компании, которые активно и быстро растут. Большинство фирм – это или «слоны» (крупные корпорации), которые хотя и дают большую долю ВВП, растут очень медленно, или «мыши» (маленькие фирмы), которые тоже растут медленно. И есть небольшая горстка «газелей» (на Западе их 3–5% от общего количества фирм), которые растут очень быстро – от 20% в год не менее пяти лет подряд. Несмотря на то, что их мало, они дают 50–70% всего экономического роста в развитых странах.

Особенно интересны эти  фирмы для нашей страны. Мы в  целом страна быстрорастущих фирм –  темп роста средней российской фирмы  составлял 30% в докризисный период. На Западе таким темпом роста не могут похвастаться даже лучшие с  точки зрения роста фирмы, а у  нас это средний показатель. Во время кризиса средние темпы  роста компаний упали до 3%, но на сегодняшний день они снова восстановились. Российский успешный бизнес, в отличие  от успешных бизнесов в спокойных  европейских странах, это обязательно  быстрый бизнес. В России нельзя быть медленным. Россия – страна «газелей». Причина в том, что наша экономика  пока обладает определенными особенностями и имеет много ниш, а из-за высокого уровня образования и сильного предпринимательского духа этими нишами удается воспользоваться. Стоит отметить, что «газели» – это наша надежда на успешную модернизацию экономики1.

Одной из целей данной работы станет отражение влияния быстрорастущих фирм на экономическую  ситуацию в стране. Чтобы иметь четкое представление о быстрорастущих фирмах, необходимо коснуться вопроса их появления и становления. Для этого придется немного углубиться в историю и познакомится со случайными и намеренными открытиями в области экономики фирм.

 

Конкурентные преимущества российских быстрорастущих компаний – «газелей»

 

В конце 70-х годов ХХ в. молодой американский экономист Дэвид Берч (David L. Birch) по заказу Департамента торговли США приступил к решению узко прикладной задачи – выяснению влияния перемещения фирм из штата в штат на уровень занятости. Решить эту проблему можно было лишь отслеживая развитие отдельных фирм. Поскольку статистика цензов предприятий, дававшая агрегированные данные по большим группам компаний, была здесь бесполезна, Д. Берч обратился к необычному источнику информации – частной картотеке кредитоспособности компаний (Dun's Market Identifiers - DMI). И это оправдало себя. Полученные результаты оказались столь сенсационными, что буквально заставили забыть о первоначальной цели работы.

Во-первых, выяснилось, что  новые рабочие места в США  создаются почти исключительно  малыми фирмами (за 8 лет с 1968 по 1976 гг. их вклад составил 82%). Во-вторых, оказалось, что сама группа малых предприятий  резко неоднородна. Большинство  из них, возникнув как небольшие  фирмы, и в дальнейшем заметно  не увеличивает своих размеров. А  решающий вклад в развитие страны вносит ничтожное меньшинство (всего-то около 3%) «быстрых» малых компаний. Фактически горстка фирм определяет судьбу всей экономики! Д. Берч назвал эти фирмы «газелями», подчеркнув таким способом их динамизм по сравнению с «мышами» и «слонами» – преобладающими в экономике малыми и крупными статичными фирмами.

Данные 2006 года международной группы европейских экспертов (проект «Инновационная панель газелей») показывают, что наиболее динамичные «5% фирм обеспечивают от 75% до 80% создания новых рабочих мест». А для отдельных периодов можно найти и более впечатляющие цифры. Фактически они являются драйверами экономического роста. В 1998-2002 гг., например, «газели» – на тот момент 2% всех американских фирм – дали 200% (!!!) прироста занятости в США. То есть в этот период они не только обеспечили весь фактически наблюдавшийся рост занятости, но еще и компенсировали примерно такое же по размерам уменьшение числа работающих на всех остальных фирмах страны.

В итоге, в 1996 г. Д. Берч получил престижную шведскую премию НУТЕК (NUTEK Award), которую часто сравнивают с Нобелевской премией для исследователей предпринимательства. А его основной вывод об огромном вкладе горстки фирм-«газелей» в общенациональный рост производства и занятости – при весьма значительном разбросе конкретных оценок этого вклада – прочно вошел в сознание власть имущих западного экономического универсума: от ассоциаций предпринимателей до ведущих политиков2.

Существуют ли «газели» в России? Или суровый  бизнес-климат страны не благоприятствует формированию их популяции?

Выделение и изучение газелей  возможно путем отслеживания индивидуальных траекторий роста многих тысяч фирм. Это крайне трудоемкая процедура, что  сдерживает эмпирические исследования. В России темой газелей занялись лишь в 2006 году. Центром изучения стала кафедра микроэкономики Финансового университета при Правительстве РФ при активном участии журнала «Эксперт». Группа энтузиастов Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации во главе с профессором Андреем Юрьевичем Юдановым провела исследования.

Опубликованное в 2007 году издательством «КноРус» в книге «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач» эмпирическое исследование проводилось в Финансовой академии.

На первом этапе были обследованы  несколько отраслей, отличающихся высокой  степенью интенсивности конкурентных процессов, и фирм, «знаковых» для  отдельных направлений бизнеса. В итоге были грубо установлены  «типовые черты успеха» на сегодняшнем  рынке страны. На втором этапе в  соответствии с этими чертами  были выделены и изучены более 50 наиболее успешных фирм уже без отраслевых ограничений. При этом авторы, как  и их иностранные коллеги, столкнулись  с поразительным феноменом быстрорастущих фирм – «газелей».

Как известно, настоящие, живые  газели отличаются не только быстротой  бега, но и выносливостью, позволяющей  поддерживать высокую скорость в  течение длительного времени. С  легкой руки Д. Берча тот же критерий стал применяться и к «газелям» из мира фирм. В частности, в США официальные органы относят к «газелям» фирмы, в течение не менее, чем четырех последовательных лет имевшие темп роста продаж не менее, чем в 20% ежегодно.

В 2008 году стартовал общероссийский проект «Русские газели». По версии «Эксперта», именно быстрорастущие компании, порой — сами того не осознавая, обеспечивают прорывы на новых бизнес-направлениях. К «газелям», согласно методологии, относят предприятия, которые на протяжении как минимум пяти лет растут более чем на 30% ежегодно.

У Эксперта есть определенные критерии отбора быстроразвивающегося бизнеса. Во-первых, это те компании, выручка которых перевалила за 300 млн рублей на конечную дату исследования. Во-вторых, компания должна расти 4 года подряд минимум на 30% в год, а также она не должна быть аффилирована с крупным иностранным инвестором либо госпредприятием, чтобы у нее не было возможности черпать ресурсы извне».

Изначально целью исследования, когда проект еще не назывался «Русские газели», было выяснение того, может ли (и в какой степени) существовать в России честный частный бизнес. Хотя прямо в столь резкой форме вопрос, как правило, не ставится, многие убеждены в том, что в нашей стране нельзя создать активно развивающийся сильный бизнес без административного ресурса, больших связей или доступа к государственным деньгам. За каждой историей успеха критики видят скрытые и отнюдь не рыночные могущественные силы. Целью исследования как раз и был поиск успешных и притом честных фирм.

В то время «Эксперт» активно занимался изучением среднего бизнеса.

Медиахолдинг  купил у Росстата базу данных с  отчетностью всех российских компаний (почти 14 000 фирм) за 1999–2006 гг. и на тот  момент проводил статистический анализ различных показателей этих компаний с целью идентифицировать средний  бизнес и выявить его особенности. Как раз тогда Финансовая академия и пришла в «Эксперт» с идеей  изучения «газелей».

Речь шла о необходимости проверки на статистически репрезентативном материале значимости быстрорастущих компаний для экономики России.

По результатам статистических исследований выяснилось, что в России популяция «газелей» значительно превосходит долю подобных быстрорастущих фирм в западных странах. При этом, как и на Западе, наибольшая концентрация «газелей» достигается в сегменте среднего бизнеса. В России критерию отнесения к «газелям» (среднегодовой темп роста в 20% и более в реальном, безинфляционном исчислении) на протяжении периода 2000–2006 гг. демонстрировали, по разным оценкам, от 7 до 15% фирм3.

Проект «Русские газели»  прошел широкую национальную и международную  апробацию, соответствующие материалы  доступны для всех заинтересованных лиц. Особенностью организации данного проекта является активное подключение к данной НИР студентов. Ряд выводов проекта можно считать новыми, заставляющими иначе, чем принято, смотреть на современную экономику России. Выяснилось, например, что быстрорастущих фирм­газелей у нас в три­четыре раза больше, чем в развитых странах. Установлено, что совокупный вклад этих небольших несырьевых фирм в обеспечение роста ВВП сопоставим с вкладом 10 крупнейших корпораций России, а их позитивное влияние на занятость многократно сильнее.

Доля «газелей» среди  обследованных в России фирм на сегодня  – 7-8%, до кризиса она составляла 12%. «Это потому, что в России молодая  экономика, есть много незанятых  ниш. Однако просто занять нишу не достаточно, потому что тут же найдутся конкуренты, которые полезут туда же, причем с гораздо более тугим кошельком. «Газель» – это настоящий предприниматель, нашедший золотую жилу. Должна быть фишка», – рассказывает Андрей Юданов, и тут же приводит один из образцово-показательных  примеров «газели» – компания «СПЛАТ косметика», которая у всех на слуху4.

По словам эксперта в области  российских «газелей», на самом деле средние темпы роста таких  компаний в России достигают не 20-30%, а до 80% за пятилетие. «Бежать темпом «газели» в течение пяти лет –  это колоссальная мощь», – подчеркивает он.

В докризисное время выживало обычно около половины «газелей»  в год. Это не означает, что они  разорились, но просто переставали  быть «газелями», переставали расти  такими темпами. В 2008 году выжило 37%, в 2009 – 11% от «стада». Но тем не менее в кризис продолжали появляться и новые «газели»: 77% от образовавшихся в этот экономически тяжелый период – новые. Одни не выдержали испытание, но продолжало расти новое поколение.

Как именно нужно вырастить  из своей фирмы «газель»? Формулу  успеха Андрей Юданов предлагает следующую: верная ниша + имовации + финансовая бдительность. В этой формуле имовации – это термин, придуманный профессором Теодором Левиттом, он означает симбиоз слов инновации и имитация.

Таким образом, попавшие в поле зрения исследования «русские газели» отличаются в высшей степени динамичным развитием (критерий Берча выполняется с запасом). Более того, на отечественном материале отчетливо проявилась не описанная в других странах (хотя, наверняка, существующая и там) тенденция к строго экспоненциальному росту «газелей».

Установлена также большая  роль газелей в структурной перестройке  экономики. Указанное исследование показывает, что ее модернизация не сводится только к высокотехнологичным инновациям. Нередко перемены, вызываемые деятельностью газелей в традиционных отраслях, дают экономике больший импульс к модернизации, чем классический хай­тек. Более того, выяснилось, что развитие последнего тормозится, если отсутствует мощный слой фирм-потребителей инновационной продукции (не изобретателей, а «внедрителей»), которые создают спрос на нее (среди них важную роль играют газели)5.

Быстрорастущие компании-газели во всем мире рассматриваются как  объект национального достояния  – national celebrity. И не даром: составляя совсем небольшую группу среди компаний страны, они обычно являются основным мотором роста и агентом качественных изменений экономики. По стечению обстоятельств в нашей стране о газелях вспомнили только накануне мирового кризиса 2008-2009 годов, т.е. как раз в тот момент, когда проблема роста стала особенно острой для национальной экономики, и – увы! – когда самим фирмам сохранять высокие темпы развития стало особенно трудно6.

Причем основой надежд было не традиционное русское авось, а на удивление цельная стратегия. В ноябре 2008 г. – марте 2009 г. группа энтузиастов Финансовой Академии провела две волны анкетирования, в которых спрашивали газелей о предпринимаемых ими антикризисных мерах (в опросе приняли участие 42 фирмы). Оказалось, что лучшим способом обороны газели считали экспансию. Так, самой популярной реакцией газелей на кризис стало выведение на рынок новых продуктов (это ставили своей целью 55% опрошенных). Причем об обратном – о стремлении сузить ассортимент – заявила лишь одна фирма. В 45% анкет сообщалось о запуске новых проектов развития. Наконец, 32% газелей разрабатывало новые формы внутреннего управления. То есть, реакция на кризис была отчетливо активистской: зажаться и пересидеть кризис не хотел никто. Когда освоенные рыночные ниши сузились, газели принялись искать новые и совершенствовать самих себя.

Информация о работе Конкурентные преимущества российских быстрорастущих компаний – «газелей»