Контрольная работа по «Теория организации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.
Вторым элементом в представленной схеме является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.

Содержание работы

1. Перечислите элементы внутренней среды организации 3
2. Классификация организационных отношений. Экономические и социальные отношения 6
3. Взаимосвязь организационной и управленческой деятельности 9
4. Закон композиции: определение, использование в практике 11
5. Задача 13
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная работа по теории организации.docx

— 82.41 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра менеджмента.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Теория организации»

с использованием компьютерной обучающей программы

 

Вариант 10

 

 

 


Преподаватель: ___________________________________________

Студент 3 курса:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№  личного дела, № группы)

 

 

 

 

 

Калуга– 2012г.

 

 

Содержание

 

1. Перечислите  элементы внутренней среды организации 3

2. Классификация  организационных отношений. Экономические  и                 социальные отношения 6

3. Взаимосвязь  организационной и управленческой  деятельности 9

4. Закон композиции: определение, использование в  практике 11

5. Задача 13

Список использованной литературы 16

 

 

1. Перечислите  элементы внутренней среды организации

Основным элементом внутренней среды в организации является наличие цели, поскольку ни одна из организаций (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена её цель – то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.

Определение цели может быть дано двояким образом – для  внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс  функционирования.

Вторым элементом в  представленной схеме является понятие  технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в  искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко  воспринимается сотрудниками как некий  механизм работы организации по превращению  исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо  большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают  технологию как нечто, связанное  с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами.

Следующим элементом внутренней среды организации является структура  организации, без которой не может  существовать ни одна организация. Структуру  можно определить как форму организации  системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые  обеспечивают основные свойства системы.

Таким образом, подтверждается сказанное выше: структура – лишь одна из составляющих, но ее роль, тем  не менее, значительна.

Следующий элемент среды  организации – финансы. Под финансами  как элементом организации чаще всего понимаются не только денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает  или которые может привлечь организация  для осуществления собственной  деятельности.

Другим немаловажным элементом  в рассматриваемой схеме является понятие «управление».

Необходимо уделить внимание тому, как происходит процесс управления, рассматривая внутреннюю среду организации  как систему с множеством элементов. Современное понятие «управление» означает процесс координации различных  деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.

Следующий элемент – персонал. Персонал – это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий  и т. д.

Выше были рассмотрены  основные внутренние переменные. Но следует  помнить, что в управлении эти  переменные никогда не должны рассматриваться  отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и  все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга


 




 



Этот рисунок представляет собой  модель, показывающую взаимоотношения  внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Но нужно  не забывать, что организация –  открытая система. И поэтому эта  схема не может быть адекватной полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать этот рисунок  как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

 

2. Классификация  организационных отношений. Экономические  и социальные отношения

Внешняя среда включает условия  и организации, в том числе  политические, экономические и экологические  условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет  город, где он расположен, отношение  общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения  возникают с чиновниками различных  муниципальных и федеральных  служб, спонсорами, поставщиками и потребителями  и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

Создание благоприятной  атмосферы взаимодействия организации  с внешней средой и во внутренней среде – это задача профессионального  управления.

Город со множеством организаций  также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста  по организации зависит от интеграции (сложности) организации.

Организационные отношения  могут быть вертикальными (по уровням  управления) и горизонтальными (по выполняемым  функциям). Принята следующая классификация  организационных отношений: структурные  и процессорные.

В основе деятельности любой  компании лежат производственные отношения  между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления  материальных ресурсов. Производственные отношения условно разделяются  на экономические, технологические, организационные, правовые, социальные и др. Организационные  отношения связывают весь набор  составляющих отношений. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов, в дальнейшем для краткости — «организаций».

 

 

Основные типы организационных  отношений:

  • формальные и неформальные;
  • легитимные и противоправные;
  • свободные и административные;
  • равенства и неравенства;
  • зависимые и независимые;
  • последовательные и параллельные;
  • устойчивые и неустойчивые;
  • дискретные и непрерывные;
  • жесткие и мягкие;
  • притяжения и отталкивания;
  • центростремительные и центробежные;
  • совместимые и несовместимые;
  • эквивалентные и неравнозначные;
  • детерминированные и стохастические;
  • вертикальные и горизонтальные;
  • диффузные и локализованные;
  • аддитивные и альтернативные;
  • симметричные и асимметричные;
  • централизованные и децентрализованные.

Организационные отношения  складываются в процессах организации: производства в целом или его  отраслей; труда на предприятии; сферы  обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и  ликвидации.

Организация имеет относительно определенные границы, которые могут  меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в  достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается  в том, что человек, входя в  состав коллектива, может более успешно  достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому для достижения своих  целей он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.

Определение организации  предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействия работников.

 

3. Взаимосвязь  организационной и управленческой  деятельности

Наиболее четко и явно взаимосвязь организационных и  управленческих структур выступает  в организациях, построенных по функциональному  принципу. Выделение из организации  как целого отдельных час-1ей и  подразделений, выполняющих свои функции, незамедлительно требует соответствующего управления ими; или количественный рост организаций, выходящий за рамки  диапазона контроля, привел к созданию структур управления, которые охватывали бы весь объект управления целиком  и каждую ее составную часть в  отдельности. Иными словами, если возник объект управления, то должен появиться  и соответствующий ему субъект  — руководитель или руководящий  орган.

Процесс создания организационных  структур может протекать последовательно  или параллельно, одновременно с  образованием управленческих структур. При дивизиональной организационной  структуре управленческая, как правило, формируется в первую очередь. Она  организует, планирует и контролирует сам ход построения фирмы.

Адаптивные управленческие структуры являются производными от базовых — функциональных и дивизиональных. Например, адаптивная управленческая структура как таковая формально  не создается, а назначенным специалистам для выполнения необходимого вида работ  лишь делегируются необходимые для  этого полномочия.

В зависимости от видов  организации (отраслей, видов продукции  или услуг, размеров, количества предприятий, суботделений и суперотделений и  др.) выстраивается и структура  управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующие центры по горизонтали. Взаимосвязь здесь  самая прямая и непосредственная. Каждый управленческий орган относится  к конкретному объекту управления—  группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу, заводу и др. Поэтому структура  управления всегда совпадает с общей  структурой организации, которая классифицируется на функциональную, дивизиональную, продуктовую, программно-целевую, проектную, матричную и др. Соответственно такими же будут и управленческие структуры. Однако при полном совпадении структур управленческая имеет особенность усложняться по вертикали, образовывать своего рода «этажи» и «надстройки», через которые, как по вертикальным каналам, осуществляется управленческая деятельность. Чтобы нагляднее представить себе взаимную связь управленческих и исполнительских функций, которых на практике множество, сведем эту деятельность к нескольким функциям:

1) производства продуктов  или услуг; 

2) поставок и сбыта  (сырья, материалов, машин, механизмов, технологий, готовой продукции и  т. д.);

3) обеспечения финансами; 

4) обеспечения организации  кадрами; 

5) планирования, контроля, учета  и отчетности (анализ хозяйственной  деятельности в целом). Все эти  виды деятельности в организации  взаимосвязаны между собой. Отсутствие  хотя бы одного из этих звеньев  или сбой в его работе ведут  к нарушению всего хозяйственного  механизма. Например, управление  производством включает управление  рабочими машинами (куда в свою  очередь входит управление машиной-двигателем, передаточными устройствами, управляющими  устройствами и самой рабочей  частью машины). Работа, т. е. непосредственное  воздействие человека на предмет  и средство труда, требует организации,  координации, планирования и т.  д. свыше, т. е. управления. И  если такого управления нет,  то и сама трудовая деятельность  может прекратиться.

 

4. Закон композиции: определение, использование в  практике

В любой организации имеется  определенный набор элементов (композиция), которые находятся между собой  в определенном соотношении (пропорции). При этом в реальной организации  возможны два варианта:

1) имеются все необходимые  элементы, составляющие композицию  и между ними имеется объективная  необходимая пропорциональность (такая  организация называется гармоничной);

2) нарушается композиция  или пропорциональность элементов.

Гармония в организации  предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

Закон композиции и пропорциональности гласит: каждая материальная система  стремится сохранить в своей  структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Проявлением сохранения пропорциональности и композиции является стремление к  оптимальному сочетанию в организациях общих, частных и индивидуальных целей.

Закон композиции и пропорциональности рассматривается на уровне внешней  среды, в которой организация  является одним из элементов. Этот закон  относится к объективным законам  организации.

Закон гармонии – один из основных законов природы. У специалистов в области управления стремление к гармонии ассоциируется со стремлением  к оптимальной и эффективной  организации. Гармония при этом понимается как согласованность, стройность, соразмерность  в сочетании чего-либо.

Информация о работе Контрольная работа по «Теория организации»