Контрольная работа по «Теория отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Тема регулирования и реформирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база ещё очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию субъектов естественных монополий уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях в коммунального обслуживания.

Файлы: 1 файл

Teoria_otraslevykh_rynkov.docx

— 86.55 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Сибирская государственная  геодезическая академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Теория отраслевых  рынков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Выполнила студентка

                                           Гр. ЭПз-22 Нагулова Ирина

                                           Проверил преподаватель СГГА

                                           Харлова Юлия Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Новосибирск 2013

Блок 1 « Особенности  функционирования естественных монополий  в России.

Естественная монополия - это явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли удовлетворяется одной фирмой.

Тема регулирования  и реформирования естественных монополий  особенно актуальна в России, так  как законодательная база ещё  очень слабо развита, и для  создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию субъектов естественных монополий уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях в коммунального обслуживания.

Сферы естественных монополий  подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости  от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товара и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольной функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Естественная монополия  – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей производства(в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чес спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и  выращивания чая, виноградников). Сюда относятся  также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.

Естественные монополии  возникают в инфраструктурных отраслях, где редкость, эффект масштаба, специфика  технологии и рыночный спрос создают  статус естественного монополиста.

Причинами возникновения  и существования естественной монополии  могут быть особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объёме выпуска: экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях; недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск.

Основными характерными чертами  естественных монополий являются:

Единственный продавец, т.е. отрасль, состоит из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

Нет заменителей данного  продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не регулируемые государством предприятия общественного  пользования или так называемые естественные монополии (электрические, газовые компании, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи и другие). Услугам, предоставляемым коммунальными службами, так же нет заменителей. Но если они и есть, то они либо дороги, либо неудобны.

Естественная монополия  определяет объём производства исходя из трёх принципов: издержек, спроса и  максимизации прибыли.

       Ситуация  естественной монополии пораждается технологией, использующей значительный объём постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между двумя, тремя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведёт к росту издержек. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования.

В настоящее время естественные монополии существуют практически  во всех странах с развитыми рыночными  системами. Естественные монополии  представляют собой такое состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров1. Их необходимость диктуется, прежде всего, тем, что они способны обеспечить высокую степень надежности, удовлетворение потребностей в тех или иных благах, будь то перевозки или поставки воды, нефти, газа и т. п. Другим их важнейшим преимуществом являются большие объемы и централизация этих поставок, чего нет у множества мелких фирм. С масштабностью связана и ценовая доступность различных благ, позволяющих им иметь более низкие издержки, а тем самым и тарифы. Эти достоинства становятся реальностью для потребителей, потому что данные монополии не могут постоянно безудержно увеличивать цены. Они работают по договору с государством, в нем определены цены, сроки, качество и другие параметры, которые не могут произвольно менять без согласования с заказчиками. В этом преимущество естественных монополий. Их поведение на рынке как монополистов укрощено, вне зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры в определенный момент. Поэтому они и стали потребностью современных рыночных экономик, их необходимостью. Во многих странах сохраняют целостность естественных монополий, не пытаясь их дробить на самостоятельные виды деятельности, поскольку именно с целостностью напрямую связана как надежность, так и эффективность поставок или перевозок.

Естественные  монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень  велико, поскольку:

Естественные  монополии – это «затратообразующие» отрасли , поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию(услуги) указывает влияние на общий уровень цен и инфляции.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и  целым набором специфических  факторов, присущих нашей стране. Эти  факторы обуславливают острую необходимость  стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные  комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают  в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.  
         Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан. 

Возможно, также  применение множественных тарифов  в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные  и авиационные билеты и проч.).        Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.  
         По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам естественные российские монополии находятся на уровне лучших мировых стандартов, а  по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. 

Эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики  России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении  всей жизнедеятельности страны. Таким  образом, эффективное функционирование естественных монополий является необходимым  условием эффективного функционирования экономики в целом, оптимальной  структуры издержек в смежных  отраслях и в итоге – благосостояния потребителей конечной продукции. Однако естественные монополии могут использовать свое положение в ущерб другим участникам хозяйственного оборота  и конечным потребителям, сокращая уровень производства и устанавливая необоснованно высокие цены. Поэтому  цены на продукцию и услуги естественных монополий подвергаются, в той  или иной степени, регулированию  и контролю со стороны государства. Поэтому функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей политики Министерства экономики РФ, которую  надо строить на основе перспективных  прогнозных оценок потребностей в услугах  и продукции естественных монополий  на отечественном и мировом рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 2 «Анализ  организации рынка малого бизнеса»

Микрофинансирование сегодня - это всемирное явление. Этим видом деятельности занимаются на всех континентах. Несмотря на множество  предпринимателей, в России микрофинансовые услуги практически не развиты и не распространены.

Для формирования и поддержания микрофинансовых организаций нужна поддержка государства и специальные статьи в законодательстве.  Недавно Госдумой был принят Федеральный закон № 151-ФЗ от 02 июля 2010г. "О микрофинансовой деятельности и организации", которые регулируют  деятельность микрофинансовых организаций, устанавливают размер, порядок и условия предоставления микрозаймов населению.

Ещё одна специфическая  сложность для России заключается  в том, что микрофинансовые услуги нужно довести до регионов.  Известно, что львиная доля финансовой индустрии сосредоточена в крупных городах, а в российской глубинке подчас нет соответствующей инфраструктуры даже для простейших финансовых операций.

Компания «Кошелек», в  которой я работаю, и о которой  в дальнейшем пойдет речь,  занимается микрофинансированием.

 Цель компании заключается  в предоставлении микрозаймов населению и субъектам малого предпринимательства, в сравнительно небольших размерах под процентную ставку на короткий период времени. Эти займы предназначаются для тех, кто желает обеспечить свои базовые потребности, то есть предоставляемые займы идут на потребительские нужды. Компания ориентирована на работу в РФ, в частности на Новосибирскую область.  «Кошелек», за счет своей профессиональной ориентированности, высококвалифицированного персонала, сплоченной и единой команды, рассчитывает на быстрое и уверенное продвижение на рынке микрофинансовой деятельности.

Компании «Кошелёк»  ровно 1 год,  и как показали результаты проведенного исследования, основными  получателями микрозаймов были физические лица (80%),  ИП (индивидуальные предприниматели) (20%) 

За 1 год  было открыто шесть пунктов  выдачи займов. Участники этой микрофинансовой деятельности высказывают достаточно оптимистические прогнозы, так как объем выданных микрозаймов постоянно увеличивается. Компанию можно отнести к микропредприятию,  так как количество работающих в ней сотрудников около 20 человек. Средняя проходимость за день, более 5  человек на каждом пункте выдачи займов. В месяц это примерно 1000-1200 человек,  а за прошедший год в среднем нас посетило 12000 клиентов.

    1. Порядок обращения в компанию за получением микро займа:

Компания предоставляет  заемщику: физическому лицу или ИП процентные микрозаймы. Заемщик обязуется вернуть указанную сумму микро займа в срок указанной даты, обусловленный договором микрозайма, и уплатить установленные проценты.

Займы предоставляются  физическим лицам от 18 до 65 лет. Документы  для оформлениязайма: паспорт гражданина РФ, и второй вид документов: заграничный паспорт, военный билет, страховое пенсионное свидетельство, водительское удостоверение ИНН и др.

Займы, предоставляемые  ИП, требуют свидетельства о регистрации  юридического лица.

Заемщик обязан сообщить менеджеру по займам соответствующие  действительности сведения, необходимые  для заполнения анкеты, разработанной  компанией и расписаться в  конце анкеты в подтверждение  того, что все предоставленные  данные являются полными, точными и  верными во всех отношениях.

Подход компании к потенциальному заемщику носит  строго персонифицированный характер. Компания вправе отказать в выдаче микро займа без сообщения  причин отказа. Информация о принятии положительного решения либо отказе в выдаче  займа доводится до потенциального заемщика, менеджером по займам в течение 15 минут с  момента принятия решения.

Компания обязуется  соблюдать тайны об операциях  своих заемщиков, а также об иных сведениях  устанавливаемых компанией, за исключением случаев, установленных  федеральными законами.

    1. Получение суммы микро займа:

Микрозаймы предоставляются только гражданам Российской Федерации и только в рублях РФ.

Максимальный  размер займа определяется для каждого  заемщика на основании оценки его  платежеспособности.

Кредитный договор  заключается с потенциальным  заемщиком в случае принятия положительного решения предоставления микрозайма в письменной форме в двух экземплярах. Заемщик обязан подписать оба экземпляра договора  и один вернуть менеджеру. До заключения договора займа с потенциальным клиентами известны  все условия, определяющие права, обязанности сторон по договору микро займа. Данная сумма  выдается сразу с момента подписания кредитного договора.

    1. Начисление процентов:

Проценты начисляются  на основную сумму займа со дня  получения займа, и до даты, указанной  в договоре  возврата микрозайма.  Размеры начисленных % установлены договором микрозайма.

Стоимость микрозайма составляет 2% в день. В случае невозврата микрозайма или % в установленный срок, компания начисляет заемщику просрочку. Один просроченный день равен 5%.

Информация о работе Контрольная работа по «Теория отраслевых рынков»