Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:57, контрольная работа
Актуальность темы состоит в том, что каждая организация, имея свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, внутри организационные традиции и мифы образуют в своей совокупности уникальную корпоративную культуру. Отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой может стать серьезным конкурентным преимуществом компании. Главным вопросом в современном понятии «корпоративной культуры» является то, ради чего данная конкретная организация вообще существует. Необходимо сформулировать представление о будущем организации через год, через пять лет.
Введение……………………………………………………………………3-4
1.Понятие, сущность и значение корпоративной
культуры организации………………………………………....................5-7
2. Структура и содержание корпоративной культуры…………………8-12
3. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры……13-17
4.Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации………………………………………………………………….18-21
Заключение…………………………………………………………………22-23
Список используемой литературы .
Введение…………………………………………………………
1.Понятие, сущность и значение корпоративной
культуры организации…………………………
2. Структура и содержание корпоративной культуры…………………8-12
3. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры……13-17
4.Влияние корпоративной культуры
на эффективность функционирования организации…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы .
В последнее время становится все более очевидным то, что корпоративная культура играет существенную роль в сфере услуг.
Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.
Актуальность темы «Корпоративная культура» состоит в том, что каждая организация, имея свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, внутри организационные традиции и мифы образуют в своей совокупности уникальную корпоративную культуру. Отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой может стать серьезным конкурентным преимуществом компании. Главным вопросом в современном понятии «корпоративной культуры» является то, ради чего данная конкретная организация вообще существует. Необходимо сформулировать представление о будущем организации через год, через пять лет.
Степень изученности данной
проблемы выглядит весьма скромно, в
частности отечественными специалистами.
В изданиях российских авторов данный
вопрос раскрыт, как правило, в общих
чертах. Есть разделы, посвященные данному
вопросу в учебниках Э.А.
Изучению корпоративной культуры, проблемам ее формирования и изменения посвящены работы многих зарубежных авторов, таких как Эдгар Шейн «Организационная культура и лидерство», Коттер Т. и Хескетт Дж. «Корпоративная культура», Ким Камерон и Роберт Куинн «Диагностика и изменение организационной культуры», а также исследования Питерса и Уотермана и других специалистов. Уделил внимание проблеме культуре управления в многонациональных предприятиях Йоахим Хентце «Теория управления кадрами в рыночной экономике».
Объектом нашего исследования является корпоративная культура организации.
Предметом данного исследования является процесс формирования корпоративной культуры.
Цель данной работы –
исследовать процесс
Раскрыть понятие
Выявить основные элементы
структуры корпоративной
Изучить роль корпоративной культуры в организации
Описать специфику формирования корпоративной культуры;
Понятие, сущность и значение корпоративной культуры организации.
Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. Писаные и неписаные правила поведения складывались в профессиональных сообществах еще в средние века, причем нарушение их могло повлечь за собой исключение из сообщества. Сам термин “корпоративная культура” появился в XIX в. Он был сформулирован немецким фельдмаршалом Мольтке, который использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Со временем это понятие распространилось и на другие сферы, и в настоящий момент ни у кого не возникает сомнений по поводу значимости корпоративной культуры для успешного функционирования и процветания любой организации.
В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.
Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации. Вот несколько из них, корпоративная культура – это :
«Вошедший в привычку, ставший
традицией образ мышления и способ
действия, который в большей или
меньшей степени разделяют все
работники предприятия и
«Комплекс убеждений и
ожиданий, разделяемый членами
«Система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию». П.Б. Вейл
«Уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, то, что отличает ее от всех других в отрасли». К. Голд
Таким образом, исходя из выше
перечисленного, корпоративную (организационную)
культуру можно определить как набор
базовых ценностей, убеждений, негласных
соглашений и норм, разделяемых всеми
членами организации. Это своего
рода система общих ценностей
и предположений о том, что
и как делается в фирме, которая
познается по мере того как приходится
сталкиваться с внешними и внутренними
проблемами. Она помогает предприятию
выжить, победить в конкурентной борьбе,
завоевать новые рынки и
Корпоративная культура способствует созданию среды жизнедеятельности в коллективе, сумма общепринятых значений позволяет членам группы жить и работать в мире, который они одинаково воспринимают, совершать действия, характер которых понятен всем остальным, регулировать социальные и производственные взаимодействия в рамках принятой конвенции данной организации. Человеческие ресурсы, действующие в рамках корпоративной культуры, объединенные корпоративным духом, позволяют существенно улучшить базовую характеристику современного производства - производительность труда. Корпоративная культура выступает как фактор, интегрирующий интересы работника и работодателя посредством закрепления определенных «правил игры», т.е. ожидаемых поведенческих установок для конкретной ситуации, поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы и соблюдением норм .
Необходимо отметить, что
корпоративная культура современного
общества является практическим способом
реализации определенной теоретической
надстройки — корпоративной философии
«общей судьбы», где прописаны принципы,
обязательства перед разными
слоями общества, в том числе и
перед собственными сотрудниками. Корпоративная
философия является мировоззренческим
фундаментом коммуникативной и
производственной деятельности любого
современного хозяйственного организма.
Этические, правовые, социальные обязательства
делают организацию более
Корпоративная культура состоит из следующих элементов:
-Объединяющие и отделяющие нормы. Нечто общее у членов данного коллектива, что помогает легко отличать «своих от чужих».
-Ориентирующие и направляющие нормы, определяющие:
- Отношение к «своим» и чужим», равным, нижестоящим и вышестоящим;
- Ценности, потребности, цели и способы достижения;
- Комплексы знаний, умений, навыков;
- Типичные для данного
коллектива способы
- Традиции, правила поведения и обслуживания;
- Корпоративные символы,
герои, легенды, которыми
Корпоративная культура формируется
как некоторый ориентир для сотрудников
организации. Она регулирует поведение,
устанавливает определенные рамки
и нормы во взаимоотношениях, мышлении,
отношении к деятельности организации,
что приводит к формированию единой
слаженной системы –
Корпоративная культура выполняет следующие функции :
-Формирование оригинального имиджа организации
-Усиление вовлеченности персонала в дела организации и преданности ей
-Культивирование чувства общности всех членов организации
-Усиление системы социальной стабильности в организации, обеспечение стандартов поведения
-Формирование и контроль формы поведения и восприятия, целесообразных с точки зрения данной организации.
Корпоративная культура является одним из рычагов управления организацией, она постоянно взаимодействует с остальными элементами системы управления, оказывает влияние на характер их применения, и сама формируется исходя из взаимодействия с тем или иным элементами этой системы.
Структура и содержание корпоративной культуры.
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:
1) поверхностный (символический)
уровень – это все, что
2)зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав» в отличие от установки о первенстве производителя в советский период. В частности, продолжающееся существование старой ценности о первенстве производителя до сих пор противодействует эффективной работе многих организаций и секторов экономики. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
3) базовый (глубинный)
уровень – базовые
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру корпоративной культуры, выделяя ее следующие компоненты:
Мировоззрение — представления
об окружающем мире, природе человека
и общества, направляющие поведение
членов организации и определяющие
характер их отношений с другими
сотрудниками, клиентами, конкурентами
и т. д. Мировоззрение тесно связано
с особенностями социализации индивида,
его этнической культурой и религиозными
представлениями. Значительные различия
в мировоззрениях работников серьезно
затрудняют их сотрудничество. В этом
случае имеется почва для значительных
внутриорганизационных
Корпоративные ценности, т. е. предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между корпоративным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения. Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации. Корпоративные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других.