Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 21:45, контрольная работа
Описание работы
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами.
Содержание работы
Введение........................................................................................................3 Глава 1 Поэтапное проектирование организационной системы.............5 1.1 Анализ организационной структуры...................................................5 1.2 Проектирование организационной структуры...................................6 1.3 Оценка эффективности организационных систем..............................9 Глава 2 Корректировка организационных систем.................................15 2.1 Причины корректировки организационной системы........................15 2.2 Реинжиниринг организационной системы предприятия.................19 2.3 Диагностическое обследование как метод оперативной коррекции системы управления деловой организацией.......................................................21 Заключение.................................................................................................25 Список использованной литературы........................................................28
2.2 Реинжиниринг организационной
системы предприятия.................19
2.3 Диагностическое обследование
как метод оперативной коррекции системы
управления деловой организацией.......................................................21 Заключение.................................................................................................25
Список использованной литературы........................................................28
Введение
Научно обоснованное формирование
организационных структур управления
- актуальная задача современного этапа
адаптации хозяйствующих субъектов к
рыночной экономике. В новых условиях
необходимо широко использовать принципы
и методы проектирования организации
управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования
структур управления затрудняются совершенствование
управления и повышение эффективности
производства в силу ряда причин: в новых
условиях в целом ряде случаев нельзя
оперировать старыми организационными
формами, которые не удовлетворяют требованиям
рыночных отношений, создают опасность
деформации самих задач управления; в
сферу хозяйственного управления невозможно
переносить закономерности управления
техническими системами. Комплексный
подход к совершенствованию организационного
механизма во многом был подменен внедрением
и использованием автоматизированных
систем управления (АСУ) - работой исключительно
важной, но не единственной в развитии
управления на всех уровнях. Создание
автоматизированных систем управления
нередко ведется в отрыве от улучшения
структуры управления, недостаточно связано
с организационными факторами; создание
структуры должно опираться не только
на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец,
интуицию, но и на научные методы организационного
проектирования; проектирование сложнейшего
механизма - механизма управления - должно
возлагаться на специалистов, владеющих
методологией формирования организационных
систем.
Важной особенностью современной
науки является стремление представить
проблему формирования и совершенствования
производственных систем как научную
задачу организационного проектирования.
В самом общем виде организационное
проектирование можно определить как
процесс упорядочения организационно-структурных
характеристик системы для достижения
или улучшения их эффективности, адаптивности
и результативности.
Предметом организационного
проектирования в низовом звене народного
хозяйства - на предприятии, в учреждении
- является система организации производства,
труда и управления в организации в целом,
в ее подразделениях или отдельных видах
деятельности.
Целью организационного проектирования
в этих условиях становится разработка
новых организационных систем или предложений
по изменению существующих систем, а результатом
- комплект технической, организационной
и планово-экономической документации,
необходимой для создания и осуществления
на практике организационной, производственной
системы.
Целью работы является рассмотрение
основ проектирования и корректировки
организационных систем.
Цель позволила сформулировать
задачи, которые решались в данной работе:
1. Рассмотреть основные понятия
организационной структуры и процесс
ее формирования;
2. Методы проектирования структур
и оценка эффективности организационных
систем;
3. Понятия корректировки организационных
структур.
1 Поэтапное проектирование
организационной системы
1.1 Анализ организационной
структуры
Выделяют три этапа процесса
проектирования организации.
Первый этап - анализ действующей
организационной структуры, который призван
установить, в какой мере она соответствует
требованиям, предъявляемым к организации,
т. е. насколько она рациональна с точки
зрения установленных оценочных критериев.
К оценочным критериям обычно относят:
- принцип распорядительства
и подчинения, исключающий двойственность
подчинения и возможность получения
противоречивых указаний;
- соответствие звеньев
управления функциям управления;
- принцип четкого функционального
разграничения - каждое звено должно
иметь четко очерченные функции,
не затрагивающие функции других
подразделений;
- принцип соответствия
между поставленными целями и
выделенными ресурсами;
- принцип соответствия
эффективности производства и
экономичности - должно быть найдено
оптимальное соответствие между
эффективностью и затратами;
- принцип оптимального
сочетания централизации и децентрализации
производства и управления. При
централизации создаются условия
для эффективного применения
средств управленческой техники,
специализации подразделений и
исполнителей, но при этом может
понизиться активность и ответственность
низовых звеньев управления. При
децентрализации руководства их
активность повышается;
- принцип минимализации
ступеней управления - чем меньше
ступеней в организационной структуре,
тем более гибко и оперативно
будут приниматься и реализовываться
управленческие решения;
- принцип соответствия
прав, обязанностей и ответственности
каждого звена управления и
должностного лица;
- принцип прямоточности
- производственные и информационные
процессы должны идти по кратчайшему
пути с минимальным количеством
вспомогательных операций;
- принцип распространенности
контроля - правильное определение
нормы управляемости;
- принцип эффективности
хозяйственной деятельности - изменение
технологического процесса, углубление
межфирменного сотрудничества, техническое
переоснащение организации и
т.п.
В результате анализа выявляются
недостатки, выясняются причины слишком
медленного повышения эффективности управления.
1.2 Проектирование
организационной структуры
Второй этап — проектирование
оргструктур. Методические подходы к проектированию
организационной структуры управления
в зависимости от заложенных в них сочетаний
используемых методов можно условно объединить
в четыре группы:
1) аналогий - предполагает
использование опыта проектирования
структур управления в аналогичных
организациях;
2) экспертный - базируется
на изучении предложений экспертов-специалистов.
Они могут (в зависимости от
поставленных задач) либо сами
спроектировать варианты организационной
структуры, либо оценить (провести
экспертизу) разработанные проектировщиками
структуры;
3) структуризации целей -
предусматривает выработку системы
целей организации и ее последующее
совмещение с разрабатываемой
структурой. В этом случае организационная
структура управления строится на основе
системного подхода, который проявляется
в форме графических описаний этой структуры
с качественным и количественным анализом
и обоснованием вариантов ее построения
и функционирования;
4) организационного моделирования
— позволяет четко сформулировать
критерии оценки степени рациональности
организационных решений. Его суть
состоит в разработке формализованных
математических, графических или
машинных описаний распределения
полномочий и ответственности в организации.
В процессе проектирования
оргструктур управления организацией,
как правило, решаются следующие задачи:
определение типа структуры управления;
уточнение состава и количества подразделений
по уровням управления; численность административно-управленческого
персонала; характер соподчиненности
между звеньями организации; расчет затрат
на содержание аппарата управления.
В конечном итоге устанавливаются
управленческие функции для каждого структурного
подразделения, потоки информации, взаимосвязи
и документооборот, полномочия, ответственность
и права подразделений и работников.
Вместе с тем, проектируя новую
оргструктуру управления, нельзя забывать
о требованиях, предъявляемых к оргструктурам,
и принципах их построения.
Требования к организационной
структуре
1. Оптимальность. Структура
управления признается оптимальной,
если между звеньями и ступенями
управления на всех уровнях
устанавливаются рациональные связи
при наименьшем числе ступеней
управления.
2. Оперативность. Суть данного
требования состоит в том, чтобы
за время от принятия решения
до его исполнения в управляемой
системе не успели произойти
необратимые отрицательные изменения,
делающие ненужной реализацию
принятых решений.
3. Надежность. Структура
аппарата управления должна гарантировать
достоверность передачи информации,
не допускать искажений управляющих
команд и других передаваемых данных,
обеспечивать бесперебойность связи в
системе управления.
4. Экономичность. Задача
состоит в том, чтобы нужный
эффект от управления достигался
при минимальных затратах на
управленческий аппарат. Критерием
этого может служить соотношение
между затратами ресурсов и
полезным результатом.
5. Гибкость. Способность
изменяться в соответствии с
изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры
управления. Неизменность ее основных
свойств при различных внешних
воздействиях, целостность функционирования
системы управления и ее элементов.
Совершенство организационной
структуры управления во многом зависит
от того, насколько при ее проектировании
соблюдались принципы проектирования:
1) целесообразное число
звеньев управления и максимальное
сокращение времени прохождения
информации от высшего руководителя
до непосредственного исполнителя;
2) четкое обособление
составных частей оргструктуры (состава
ее подразделений, потоков информации
и пр.),
3) обеспечение способности
к быстрой реакции на изменения
в управляемой системе;
4) предоставление полномочий
на решение вопросов тому подразделению,
которое располагает наибольшей
информацией по данному вопросу;
5) приспособление отдельных
подразделений аппарата управления
ко всей системе управления
организацией в целом и к
внешней среде в частности.
Следует иметь в виду, что в
различных организациях (с учетом специфики
их работы) используются и другие принципы
построения оргструктур, наиболее полно
отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования
организационных структур различают три
стадии: аналитическую (изучение существующей
практики и требований к построению оргструктур);
проектную (проектирование (моделирование)
структуры управления), организационную
(организация внедрения спроектированной
оргструктуры).
Процесс организационного проектирования
состоит в последовательном сближении
рациональной структуры управления с
ее эталонной моделью. Особенно важно
то, что этот процесс происходит не только
на этапе создания организации, но и после
начала ее работы, т.е. этот процесс носит
перманентный характер. При этом методы
проектирования позволяют осуществлять
оценку и выбор наиболее эффективных вариантов
организационных решений, один из которых
может быть принят к практической реализации.
В настоящее время появились
автоматизированные системы, позволяющие
по функциональным целям и сведениям о
состоянии ресурсов организации и о динамике
развития внешней среды получить соответствующий
проект организации. Однако не следует
слишком преувеличивать роль автоматизированных
информационных систем в решении задачи
проектирования организаций.
1.3 Оценка эффективности
организационных систем
Завершающий этап организационного
проектирования заключается в проведении
экспертизы проекта.
Экспертиза проекта представляет
собой окончательный вывод высококвалифицированных
научных и практических специалистов
в соответствующей отрасли или сфере деятельности
проектируемого объекта, представленный
в форме письменного заключения. В заключении
приводится оценка научного и технического
уровня проекта, его эффективность и пригодность
или непригодность к осуществлению. Кроме
того, на завершающем этапе предлагаются
рекомендации по совершенствованию проекта,
например, по снижению экономических потерь,
инвестиционных рисков, а также указываются
на имеющиеся и возможные отступления
от стандартов, правил, норм и эталонов
проектирования.
В практике организационного
проектирования различают два вида экспертизы:
внутреннюю и внешнюю.
Внутреннюю экспертизу выполняет,
как правило, сама проектирующая организация
или ее ведомство. Она осуществляется
путем технического контроля проектной
документации, проведение согласований
с заинтересованными организациями и
главными специалистами учреждения-разработчика,
результатами обсуждений техническими
советами и других инстанций.
Внешняя экспертиза осуществляется
внешними организациями: силами заказчика,
инвестора, службами государственной
инспекции и другими видами надзора. При
этой экспертизе осуществляется проверка
согласования проекта с ведомствами других
отраслей народного хозяйства (транспорт,
связь и т. д.). В частности, согласование
с инвесторами выполняется на основе типовой
методики по оценке инвестиционных проектов
и их отбору для финансирования.