Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:26, курс лекций
Теория организации. Ее место в системе научных знаний.
Организация как система.
Социальная организация.
Неотъемлемыми характеристиками внешней среды являются:,
Тема 3. Жизненный цикл организации
Организации зарождаются, развиваются,
добиваются успехов, ослабевают и прекращают
свое существование, не многие из них
существуют бесконечно долго, но не одна
не живет без изменений. Ежедневно
создается и ликвидируется
Жизненный цикл организации – это предсказуемые изменения организации с определенной последовательностью состояний в течении времени.
Жизненный цикл включает в себя следующие этапы:
Факторы
Стадии |
Первичные цели |
Поведение |
Основное направление использования энергии |
Приоритет |
Рождение |
выживание |
борьба |
На новое |
Выход на рынок |
Детство |
Краткосрочная прибыль |
достижения |
На конкуренцию |
существование |
Отрочество |
Ускоренный рост |
изменения |
На завоевание |
Удержание доли рынка |
Ранняя зрелость |
Систематический рост |
Диверсификация расширения |
На координацию |
рост |
Расцвет сил |
Сбалансированный рост |
Системная ориентация |
На интеграцию |
Централизация и автономность |
Поздняя зрелость |
Уникальный образ |
Зрелость, самоудовлет-воренность |
На приспособление |
Равновесия интересов |
Старение |
обслуживание |
Ориентация на сложившиеся структуры |
На продолжение существования |
Стабильность |
Обновление |
обновление |
Ориентация на перемены |
На обновление |
Омоложение |
При создании организации руководитель должен:
На стадии роста руководитель решает следующие задачи
На стадии зрелости руководитель должен:
На стадии упадка руководства:
Тема 4. Социальная организация.
1.Социальная система, основные компоненты и уровни.
2.Социальная организация, как социальная система.
3. Классификация социальных организаций
4. Формальные и неформальные социальные организации.
1 вопрос - Социальная система, основные компоненты и уровни
Социальная система –система в которой присутствует человек и которая предназначена для человека.
2 вопрос –
Социальная организация, как
Социальная организация – это соц-ые системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.
Существуют различные подходы к понятию социальная организация.
В теории организации выделяют разные виды социальных организаций.
Виды организации |
Цели |
|
Главная цель: получение максимальной прибыли в интересах учредителя |
|
Главная цель: реализация эстетических установок. Вторичная цель: получение максимальной прибыли |
|
Главная цель: удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях Вторичная цель: получение максимальной прибыли |
В любой организации протекают объективные (естественные) и субъективные (искусственные) процессы. К объективным относят процессы спада и подъема в деятельности организации, баланс спроса и предложения, а так же процессы связанные с законами организации. К субъективным относят процессы связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления.
3 вопрос –
Классификация социальных
Основные цели классификации организаций:
1.Организации делятся на правительственные и неправительственные.
Статус правительственной организации дается официальным формам власти. К правовым можно отнести организации зафиксированные в конституции РФ, указах президента РФ и т.д. на эти организации распространяются различные привилегии, а так же к ним предъявляются жесткие требования. Неправительственные организации не имеют статуса правительственной.
2. Организации делятся
на коммерческие, некоммерческие
и организации
Коммерческие – их основная цель – получение прибыли, имеют право распределять прибыль среди своих членов и лиц причастных к контролю над этими организациями. Некоммерческие – ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Эти организации могут получать прибыль, но не имеют право распределять ее среди своих членов и лиц причастных к контролю над этими организациями. Их главное преимущество – налоговые льготы. В пользу этих организаций можно делать взносы. Организации государственного сектора – это организации в которых государственная собственность не менее 51%, их основная цель - уложиться в бюджет и обеспечить соблюдение государственных интересов.
Выделяют три вида организаций государственного сектора:
1.организации, не входящие непосредственно в состав гос. Органов, но управляемые или административно (почта, музей, школа);
2.организации, капитал которых практически полностью принадлежит государству, но их деятельность попадает под действие частного права;
3. общество со смешанной экономикой – гос-во владеет контрольным пакетом акций.
3. Организации делятся на бюджетные и не бюджетные.
Бюджетные – планируют масштаб своей деятельности исходя из выделенным бюджетом средств. Не бюджетные – самостоятельно изыскивают источники финансирования.
4.Организации делятся на хозяйственные и общественные.
Хозяйственные – удовлетворяют потребности отдельных индивидуумов путем производственно-хозяйственной деятельности. Общественные – удовлетворяют потребности и интересы членов своих обществ.
5.По отраслевой
6. по самостоятельности принятия решений организации делятся на главные, дочерние, зависимые.
7.по размерам орг-ии делятся на микро (до 10чел.), мелкие (10-50 чел), средние (до 250), крупные (свыше 250)
4 вопрос –
Формальные и неформальны
Формальная организация –это объединение людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях, зарегистрированы в установленном законодательством порядке и могут иметь статус юридического и неюридического лица. Для таких организаций характерны четко поставленные цели, формализованные правила, структура и связи.
Неформальная организация
– объединение людей не связанных
между собой формальными
Неформальные группы часто возникают внутри формальных организаций, отношения между членами группы формируются на основе личных симпатий. Для орг-ии важно, чтобы неформальные группы не доминировали.
Причины, побуждающие людей вступать в не формальные группы:
1.чувство принадлежности;
2.взаимопомощь;
3.защита;
4.общение;
5.симпатия.
Признаки, характеризующие не формальную орг-ию:
1.соц-ый контроль
2.соаротивление переменам
3.неформальные лидеры
Способы влияния не формальной группы на деятельность орг-ии:
Не формальная орг-ия может работать как на менеджера, так и против него. Для того, чтобы не формальная орг-ия работала на формальную менеджер должен:
1.согласиться и принять тот факт, что не формальная орг-ия существует;
2.попытаться понять на сколько не формальная орг-ия может быть ценной;
3.Выявить неформальных лидеров и управлять ими;
4.объединить цели формальной и не формальной орг-ии;
5.привлекать не формальных лидеров к принятию решения
6.осознать и смириться
с тем, что в независимости
от действий менеджера не
Тема 5. Хозяйственные организации
Продукцией хозяйственных организаций являются товары, услуги, информация и знания.
К хозяйственным организациям относят:
Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория организации"