Лекции по "Теории орагнизации"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:16, курс лекций
Описание работы
Лекция 1 Методологические аспекты организации и системы
управления физической культурой и спортом
1 Социальное значение физической культуры и спорта в
Республике Беларусь.
2 Общие понятия. Система управления физической культурой и
спортом в стране.
3 Функции, принципы и методы управления физкультурно-
спортивными организациями.
Файлы: 1 файл
Лекция 1 Методологические аспекты организации и системы
управления физической культурой и спортом
1 Социальное значение физической культуры и спорта в
Республике Беларусь.
2 Общие понятия. Система управления физической культурой и
спортом в стране.
3 Функции, принципы и методы управления физкультурно-
спортивными организациями.
1 Социальное значение физической культуры и спорта в
Республике Беларусь
С первых шагов своего существования в статусе суверенного
государства, Беларусь определила физическую культуру, спорт и
туризм в рамки неотъемлемых культурно-нравственных и
духовных приоритетов государственной и социальной политики.
Это подтверждается правовой основой: в стране действуют Законы
Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О
туризме», реализуются Государственные программы: по развитию
физической культуры и спорта, по формированию здорового
образа жизни населения. В республике проводятся массовые
спортивные соревнования под девизом «За здоровую нацию в
новом тысячелетии», «За физическое и нравственное здоровье
нации». Очень популярны республиканские встречи в рамках
программы «Спорт для всех». Год Олимпиады-2004 был объявлен в
Республике Беларусь «Годом здорового образа жизни». За
последнее пятилетие в республике (в среднем за год) вводится в
строй до 30 спортивных залов, 4 плавательных бассейна, 37
спортивных
площадок. Популяризации
здорового досуга,
активного образа жизни, творческих и физических возможностей
граждан
страны
способствует
развитие
туристического
направления. Активно внедряются в жизнь разнообразные виды
туризма, такие как экологический, социальный, самодеятельный,
внутренний, выездной. Республика Беларусь входит в ведущую
группу стран мира с высоким уровнем потенциала развития.
Физическая культура доступна сегодня всем категориям граждан:
наращивает темпы адаптивная физическая культура и спорт.
Беларусь сохранила высокий уровень подготовки физкультурно-
спортивных кадров, в каждом областном центре на базе
государственных университетов работают факультеты физической
культуры и спорта, а деятельность и достижения Белорусского
государственного университета физической культуры в г. Минске
известна далеко за пределами страны. Успешное выступление
белорусских команд на международной арене свидетельствует об
эффективном развитии и поддержке государством спорта высших
достижений. Лучшим нашим атлетам Указом Президента
Республики
Беларусь
установлены
именные
стипендии.
Реконструируются и возводятся новые спортивные сооружения и
физкультурно-спортивные комплексы. Создана эффективная
система управления физической культурой и спортом. Все выше
изложенное служит подтверждением социального значения этой
сферы деятельности.
2 Общие понятия. Система управления физической
культурой и спортом в стране
Физическая культура и спорт относятся к сфере социальной
жизни,
представляя
собой
неотъемлемый
элемент
нематериального производства. В связи с этим, для организации
деятельности физкультурно-спортивных
структур
и лиц
задействованных в этом, правомочность использования понятия
«управление» не вызывает сомнения. Управление физической
культурой и спортом представляет собой систему конкретных
форм и методов сознательной деятельности, направленной на
обеспечение эффективного функционирования и планомерного
развития отрасли в целях полного удовлетворения потребностей
граждан
в
физкультурном
совершенствовании. Понятиеорганизация может рассматриваться в
аспекте данного вопроса двояко: а) это объединение людей с
едиными
целевыми
функциями;
б)
это
управляемое
действие. Система –
это
нечто
целое,
состоящее
из
взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Любая система имеет
две основные содержательные характеристики. Во-первых,
целостность: т.е. совокупность конкретных, с присущими только
им свойствами и характером взаимосвязанных частей. Во-вторых,
делимость: система состоит из подсистем, которые обладают
системными свойствами, но на более низком уровне. Система
управления физической культурой и спортом – это система, в
которой
реализуются
функции
управления.
Следовательно, организация физической культуры и спорта – это
процесс систематизированной деятельности всех взаимозависимых
надсистем и подсистем управления, объектов и субъектов отрасли.
Субъектами
выступают
прежде
всего
Республиканские
государственные и общественные органы исполнительной власти
и Республиканские органы управления физической культурой и
спортом Беларуси. Объектами, в данном случае, будут выступать
физкультурно-спортивные организации различного уровня и
характера. Взаимодействие между субъектами и объектами в
организации физической культуры и спорта может быть «прямое»
(действие руководителя, тренера и т.д.) и «косвенное»
(правительственные решения).
Система управления физической культурой и спортом в
Республике Беларусь представлена, на сегодняшний день,
субъектами самого высокого уровня: Национальное собрание
Республики Беларусь; Палата представителей; Совет Республики;
Президент
Республики
Беларусь;
Совет
Министров
(правительство),
которые
представляют,
говоря
языком
управления, надсистему. И субъектами двух подсистем I и II (рис.1).
I подсистема – субъекты государственной структуры, т.е.
Министерства,
ведомства
и
субъекты
государственной
специальной компетенции (в сфере физической культуры и
спорта).
II подсистема – субъекты общественной структуры.
Система управления ФК и С в Республике Беларусь
3
Функции,
принципы
и
методы
управления
физкультурно-спортивными организациями
Функция, в переводе с латинского, обозначает деятельность. В
сфере управления она понимается как конкретная обязанность,
круг деятельности, назначение.
Функции управления бывают:
а) основными или общими, т.е. присущие всем управленческим
субъектам независимо от их профиля;
б) специфическими или профессиональными;
в) руководства.
К основным функциям управления относятся:
-
подготовка и принятие управленческого решения
(определение цели управления, планирование деятельности,
формулировка решения);
-
организация исполнения запланированной деятельности,
практическое
решение
поставленных
задач
(выбор
оптимальных форм и методов, назначение сроков
исполнения, выделение необходимых ресурсов, учет
реальных условий и возможностей, четкое определение прав
и обязанностей исполнителей и т.д.);
-
регулирование
исполнительной
деятельности(взаимоотношения
исполнителей
с
окружающей средой, действия субъектов, согласование
производственных операций);
-
оценка выполненной работы по запланированным
оздоровительным,
социальным,
экономическим
показателям.
Специфическими функциями называются функции органов
управления.
Они определяются
целями и назначением
управляемой системы. В отрасли «Физическая культура и спорт»
специфическими функциями являются:
-
физическое воспитание населения, помощь в создании
физкультурных организаций, внедрение прогрессивных
форм и методов физкультурно-оздоровительной работы и
т.д.;
-
развитие спорта, деятельность спортивных клубов,
федераций, школ;
-
управление
материально-техническим обеспечением
физической культуры и спорта;
-
управление развитием науки о физическом воспитании и
спорте;
-
программно-методическое обеспечение;
-
управление подготовкой и повышением квалификации
физкультурных кадров;
-
проведение спортивных мероприятий;
-
координация строительства спортивных объектов;
-
пропаганда физической культуры и спорта;
-
представительство местных спортивных организаций в
вышестоящих органах управления;
-
развитие международных спортивных связей.
К функциям
руководства относятся
виды
необходимой
деятельности руководителей.
В теории управления под термином принцип (лат.- основание)
понимается
обязательное
условие.
Следует
выделить
следующие общие
принципы эффективного
управления
физической культурой и спортом в Республике Беларусь:
-
компетентность в управленческой сфере;
-
владение методами управления;
-
знание цели управления;
-
способность управляемого объекта к изменению своего
состояния;
-
наличие реальных возможностей для практического
осуществления управленческой деятельности.
Кроме
общих
принципов,
на
сегодняшнем
этапе
управленческой
деятельности
можно
выделить
ичастные принципы:
-
принцип партийности (тоталитарное государство);
-
принцип
корпоративности
(предпринимательские
объединения);
-
принцип сочетания интересов личности, общества,
коллектива (государство с развитой рыночной экономикой);
-
принцип большинства;
-
принцип единоначалия (армия);
-
территориально-отраслевой
принцип
(профессиональные ведомства = государственные органы);
-
принцип равного представительства.
Методы управления. Метод, в переводе с греческого, означает
прием или способ познания. В управлении физической культурой
и спортом различается четыре вида методов: организационно-
распорядительные, социально-психологические, организационно-
педагогические, экономические.
Организационно-распорядительные методы
управления
базируются на законах организации совместной деятельности
людей, установлении определенного порядка взаимодействия
между ними.
Можно
различить
3
группы
организационно-
распорядительных методов.
Первая группа – организационно-стимулирующие. С их
помощью устанавливаются долговременные связи в системах
управления между людьми и группами. При этом определяются
штаты и структура организации, утверждаются положения об
исполнителях, регламентируются действия управляемых объектов,
выбираются концепции управления (положения о физкультурно-
спортивных мероприятиях, уставы спортивных организаций,
единая спортивная классификация и т.д.).
Вторая группа – распорядительные методы. Они обеспечивают
оперативное
управление
людьми и организациями.
К
распорядительным методам относятся заключения договоров и
соглашений,
отдача
распоряжений,
принятие
приказов,
обязательных для управляемых объектов.
Третья группа – дисциплинарные методы. К ним относятся
выговоры, предупреждения, замечания, понижения в должности,
отстранение от работы и другие санкции, необходимые для
поддержания стабильности, организационных связей и отношений
в
управляемых
организациях,
их
ответственности
за
своевременность, качество, правильность работы.
Социально-психологические методы управления представляют
собой способы воздействия на социальные и психологические
интересы организаций и их персонала. Эти методы несколько
условно можно разделить на социальные и психологические.
Социальные методы направлены на:
а) повышение
активности подчиненных
(копирование
лидеров, установление стандартов образцового поведения);
б) поддержание преемственности (конкурсы мастерства,
праздники спортивных школ, лагерей, завершение деловых
операций и др.);
в) моральное стимулирование – похвала, поздравления,
книга почета;
г) социальное нормирование (этикет и нормы отношений,
определение распорядка);
д) социальное планирование, направленное на улучшение
условий труда, быта, отдыха, повышение квалификации.
Психологические методы связаны с гуманизацией труда. Они
включают ликвидацию монотонности трудовой деятельности,
оптимальную цветовую раскраску оборудования и рабочего
помещения, трансляцию специальной музыки, гигиену рабочих
мест и их комфортность и т.п. К психологическим методам
относятся:
-
побуждение к активности (поощрение творчества,
инициативы, самостоятельности);
-
удовлетворение профессиональных интересов;
-
комплектование
групп
по
психологической
совместимости;
-
профессиональный
отбор
по
способностям
и
возможностям;
-
установление
хороших
взаимоотношений
между
руководителями.
Механизм использования социально-психологических методов
включает проведение социологических исследований.
Организационно-педагогические методы управления (ОПМ) – это
методы, основой которых является воспитание и обучение. Суть
ОПМ – побуждение объектов управления (подчиненных,
исполнителей) к активному, творческому участию в деятельности
предприятия, фирмы, организации, учреждения. содействие
полному раскрытию их трудового потенциала, а также
рациональная форма организации их работы. В области
управления физической культурой и спортом могут применяться
следующие ОПМ:
-
коллективный поиск решений проблемы (оптимальные
варианты, «мозговая атака»);
-
учет личностных особенностей. Этот метод предполагает
информированность
руководителя
о
способностях,
интересах,
состоянии
здоровья
подчиненных
и
распределение производственных функций. Этот метод
особенно важен при создании общественных органов
управления (комитеты, комиссии и т.п.);
-
инструктирование.
Заключается
в
своевременном
сообщении исполнителям условий, заданий и правил,
необходимых для качественного выполнения порученной
работы.
Инструктирование
проводится
в
форме
индивидуального напутствия, специальных письменных
инструкций,
вопросников
и
памяток.
Он широко
используется
в
управлении
учебно-тренировочным
процессом
-
наглядная ориентация. Использование этого метода
требует подготовки графических или объемных пособий,
схем, чертежей, моделей, поясняющих взаимосвязи, порядок,
динамику и результативность деятельности. Примером
применения наглядной ориентации могут быть личная
карточка спортсмена, методические буклеты.
-
сценарное
планирование.
Это
последовательное
описание основных операций и элементов деятельности с
техническими и методическими разъяснениями. Примером
сценарного плана является разработка положения о
соревнованиях,
сценариев
оперативно-зрелищных
представлений, оперативных рабочих планов и др.
К экономическим методам управления относятся методы, в
которых в качестве инструментов управления выступают
материальные ценности: деньги, валюта, ресурсы, сырье. В сфере
управления физкультурным движением можно выделить 3
направления экономического воздействия:
-
финансирование.
Финансирование
за
счет
республиканских и местных бюджетов. На осуществление
конкретных программ, физкультурным организациям могут
выделяться субсидии и дотации. К этому же направлению
можно
отнести
разного
рода льготы (освобождение
спонсоров от налогов на выделяемые на спорт суммы)
и материальные поощрения.
-
экономические
санкции,
которые
осуществляются
соответствующими
государственными
органами
(Госкомспорт, экологический контроль и др.) в виде
штрафов,
прекращения
кредитования,
повышения
процентных ставок по ссудам, а также путем издания
соответствующих приказов и инструкций.
-
регламентация
расходов
и
затрат осуществляется
ведомственными управленческими органами с целью
упорядочения финансовой деятельности и повышения
финансовой дисциплины. Регламентация проводится путем
нормирования денежных, валютных и ресурсных фондов,
постатейного финансирования с определением нормативов
(оплаты судей, расходы на питание членов сборных команд
и т.п.).
Информация о работе Лекции по "Теории орагнизации"