Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства.
В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие механизма государства;
2) раскрыть структуру механизма государства;
3) определить цели и задачи государства;
4) охарактеризовать функции как средство реализации государственных задач;
Так, в Конституции СССР 1977 года
констатировалось, что Советское
государство “неуклонно”
Задачи и функции государства
— явления соотносимые, тесно
взаимосвязанные, но несовпадающие. Их
нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства
На государство как на "идеального совокупного капиталиста" возлагаются такие разнообразные по своему характеру, но одинаковые по своей социально-классовой сути и содержанию задачи, как:
а) сглаживание внутриклассовых противоречий, существующих между различными частями господствующего класса - буржуазии;
б) приведение разрозненных, а зачастую - противоречащих друг другу интересов различных фракций буржуазии к некоему общему знаменателю;
в) определение общих, стратегических целей и перспектив дальнейшего развития господствующего класса и его ближайших союзников;
г) обеспечение с помощью всех находящихся в распоряжении государства средств непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии и др.
Важными задачами и соответствующими им основными направлениями деятельности государства социал-демократической ориентации в переходный период являются следующие:
а) перестройка системы
б) введение в систему образования и медицинского обеспечения, которые до этого были и в значительной мере остаются прерогативой государства, наряду с публичными элементами частных элементов;
в) совершенствование системы
г) перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый, "партнерский" лад;
д) сосредоточение внимания и усилий
соответствующих
Всей этой социально ориентированной
деятельностью государство, с точки
зрения сторонников социал-
Органическое сочетание
В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В чем это проявляется?
Во-первых, в том, что с разрушением "мировой системы социализма", естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему "социалистическими" странами. Теперь они именуются иначе. Функции "братской" помощи им постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.
Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других "цивилизованных" государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.
И, в-третьих, начиная с "перестройки" середины 80-х годов и вплоть до последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетняя политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной политикой - соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительного самобичевания и политического заискивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность 8.
2.2 Функции, как средство реализации государственных задач
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности9.
Термин "функция" имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.)10. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и "в соответствующей манере".
Применительно к
государству термин, а вместе с
ним и понятие "функция" приобретают
несколько иной смысл и значение.
Функции государства
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия "функция государства", в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
Еще раньше названного
варианта трактовки функций государства
в западной, а отчасти и в
отечественной юридической
Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе "Общая теория права и государства", если рассматривать его как "чисто правовой феномен, как юридическое лицо", есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. "Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций"11.
Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается "в нормативном порядке", который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения, "проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка".
Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов"12. При таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.
Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.
Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?
Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты:
1. Функции государства
имеют комплексный,
Однако это не механическое и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.
2. По своему
характеру, содержанию и