Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 04:52, контрольная работа
Существуют различные обозначения технологии обучения студентов кейс-стади, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций кейс стади (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к переведенному на русский язык одному известному американском
Существуют
различные обозначения
Исторически метод кейс-стади конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода кейс стади было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций case studies из жизни бизнеса. Первый сборник кейс стади был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода. К середине прошлого столетия метод кейс стади приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес-образовании.
В
мировой образовательной
В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.
Истинный
интерес к технологии кейс-стади
пришел к нам в 1990-х годах. Связано это
с процессами разгосударствления экономики,
коренному изменению требований к умениям
специалистов во всех сферах экономики
и общества. Новые задачи социально-экономичсеской
рыночной ситуации «подняли на щит» компетентностный
подход, оценку специалиста, обладающего
умениями реализовать теоретические знания
в условиях риска, неопределенности решений,
взятия ответственности, анлиза многоуровневых
причинно-следственных связей. Во всех
сферах становится востребованным специалист,
умеющий работать в команде, способный
генерировать идеи и технологии их внедрения,
имеющий склонность к инновациям, умеющий
критично и оперативно и аналитично работать
с огромными объемами информации различных
видов.
Кейсы делятся на:
Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
-обучающие анализу и оценке;
-обучающие решению проблем и принятию решений;
-иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Согласно традиционной гарвардской классификации кейсов, они разделяются на:
Кейсы могут
быть представлены в различной форме:
от нескольких предложений на одной
странице до множества страниц. Кейс
может содержать описание одного
события в одной организации или историю
развития многих организаций за многие
годы; включать в себя известные академические
модели или не соответствовать ни одной
из них.
Как
стратегия исследования кейс-стади
может быть использована во многих ситуациях:
политика, политические науки и исследование
общественного управления; психология
и социология общества;
Организационные и управленческие исследования; исследования городского и регионального планирования; выполнение исследований в рамках диссертаций в области социальных наук как по академическим дисциплинам, так и прикладным, например, бизнес администрирование, управленческие науки и социальная работа.
Традиционно считается, кейс-стади как стратегия проведения исследования имеет несколько слабых сторон. Недостаточная четкость, точность и тщательность. Слишком часто исследователи проявляли небрежность и использовали сомнительные свидетельства или ошибочные мнения, повлиявшие на результаты и заключения. Мало оснований для научного обобщения. Как одного эксперимента мало для обобщения научных результатов (нужны множественные эксперименты с определенной степенью повторности), так и на основании изучения одного случая (кейс-стади) нельзя этого сделать, а необходимо разработать соответствующее многофакторное исследование. На основании полученных результатов уже можно будет сделать некоторое обобщение в форме теоретического предположения, а не в форме теории для всего общества в целом. Они очень продолжительны и заканчиваются огромным количеством плохо читаемых документов. В прошлом это было действительно так. Однако в настоящее время существуют альтернативные пути как при написании кейсов, так и при их изучении. Определение различных типов кейс-стади начинается с понимания области действия:
Прежде чем непосредственно приступать к проведению программы стратегии кейс-стади, необходимо узнать необходимость проведения данного исследования, характер проблем, природу их возникновения. Именно эта ситуация и эти проблем, то положение, определяют избираемые по отношению к ней подходы.
Изучение истории ситуации или истории подобного случая прямо направлено на раскрытие целостной сущности проблемы. Описания отдельных случаев и историй ситуации дают возможность достаточно точно придерживаются тенденций, которые определяют подходы к их изучению. Первый подход в таких описаниях связан с проблемами понимания своеобразия случая. Второй – с необходимостью объяснения этого своеобразия для себя и для других, которое относится к «пониманию.
Статус объективности каждого случая обеспечивает подход, при котором после подробного описания, свидетельствующего о знании понимании всего случившегося , следует объяснение, интерпретация, анализ того, почему и как это могло произойти.
Составление и анализ требует использования целого ряда следующих друг за другом действий.
Сегодня методология кейс-стади - разработанный и широко применяемый в социальных науках инструментарий. В отечественной науке она используется сравнительно недавно, но уже стала источником новых идей и интересных открытий. Перспективным направлением в развитии этой полевой стратегии стало исследование организаций. Достаточно хорошо известен опыт применения подобных методов в исследовании промышленных предприятий, крестьянского подворья, различный объектов бизнеса и политических ситуаций.
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учереждение
профессионального образования
«Казанский
государственный
Кафедра
государственного, муниципального управления
и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По предмету:
Исследование
социальных, экономических
и политических процессов.
Выполнил:
Мамыкин Г.В.
Казань – 2012