Метод кейсов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 04:52, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные обозначения технологии обучения студентов кейс-стади, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций кейс стади (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к переведенному на русский язык одному известному американском

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)
  1. История метода «кейс-стади»

    Существуют  различные обозначения технологии обучения студентов кейс-стади, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться  с такими подходами, как метод  изучения ситуаций кейс стади (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к переведенному на русский язык одному известному американскому учебнику по стратегическому маркетингу даже пишется о ситуационных задачах. (Эткинсон, Уилсон, 2001, с. 13).

    Исторически метод кейс-стади конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса  Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода кейс стади было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций case studies из жизни бизнеса. Первый сборник кейс стади был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода. К середине прошлого столетия метод кейс стади приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес-образовании.

    В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. О степени значимости его в современном образовании говорят следующие данные: В среднем разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета - 30%, а в знаменитом Уортоне - 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее - Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.

    В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах Элементы метода анализа ситуаций  применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.

    Истинный  интерес к технологии кейс-стади  пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Новые задачи социально-экономичсеской рыночной ситуации «подняли на щит» компетентностный подход, оценку специалиста, обладающего умениями реализовать теоретические знания в условиях риска, неопределенности решений, взятия ответственности, анлиза многоуровневых причинно-следственных связей. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов. 

  1. Виды  «кейс - стади»
 

    Кейсы делятся на:

  • иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых на конкретном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации;
  • учебные ситуации с формированием проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чётко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации без формирования проблемы – кейсы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема чётко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути  её решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

-обучающие анализу и оценке;

-обучающие  решению проблем  и принятию решений;

-иллюстрирующие  проблему, решение  или концепцию  в целом.

Согласно  традиционной гарвардской классификации  кейсов, они разделяются на:

  • Структурированные, в которых даётся минимальное количество дополнительной информации. При работе с ними учащийся должен применить определённую модель или формулу, учитывая,  что у задач этого типа существует оптимальное решение;
  • «Маленькие наброски», содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и 1-2 страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, при их разборе обучающийся должен опираться ещё и на собственные знания;
  • Большие неструктурированные объёмом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них даётся очень подробная, в т.ч. и совершенно ненужная. При этом самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать – учащийся должен распознать такие подвохи и справиться с ними;
  • Первооткрывательские, при разборе которых  от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое. При этом они вместе с преподавателями выступают в роли исследователей.

    Кейсы могут  быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной  странице до множества страниц. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы; включать в себя известные академические модели или не соответствовать ни одной из них. 

  1. Программа реализации стратегии  «кейс - стади»
 

    Как стратегия исследования кейс-стади может быть использована во многих ситуациях: политика, политические науки и исследование общественного управления; психология и социология общества; 

    Организационные и управленческие исследования; исследования городского и регионального планирования; выполнение исследований в рамках диссертаций в области социальных наук как по академическим дисциплинам, так и прикладным, например, бизнес администрирование, управленческие науки и социальная работа.

    Традиционно считается, кейс-стади как стратегия проведения исследования имеет несколько слабых сторон. Недостаточная четкость, точность и тщательность. Слишком часто исследователи проявляли небрежность и использовали сомнительные свидетельства или ошибочные мнения, повлиявшие на результаты и заключения. Мало оснований для научного обобщения. Как одного эксперимента мало для обобщения научных результатов (нужны множественные эксперименты с определенной степенью повторности), так и на основании изучения одного случая (кейс-стади) нельзя этого сделать, а необходимо разработать соответствующее многофакторное исследование. На основании полученных результатов уже можно будет сделать некоторое обобщение в форме теоретического предположения, а не в форме теории для всего общества в целом. Они очень продолжительны и заканчиваются огромным количеством плохо читаемых документов. В прошлом это было действительно так. Однако в настоящее время существуют альтернативные пути как при написании кейсов, так и при их изучении. Определение различных типов кейс-стади начинается с понимания области действия:

    Прежде  чем непосредственно приступать к проведению программы стратегии кейс-стади, необходимо узнать необходимость проведения данного исследования, характер проблем, природу их возникновения. Именно эта ситуация и эти проблем, то положение, определяют избираемые по отношению к ней подходы.

    Изучение  истории ситуации или истории подобного случая прямо направлено на раскрытие целостной сущности проблемы. Описания отдельных случаев и историй ситуации дают возможность достаточно точно придерживаются тенденций, которые определяют подходы к их изучению. Первый подход в таких описаниях связан с проблемами понимания своеобразия случая. Второй – с необходимостью объяснения этого своеобразия для себя и для других, которое относится к «пониманию.

    Статус  объективности каждого случая обеспечивает подход, при котором после подробного описания, свидетельствующего о знании понимании всего случившегося , следует объяснение, интерпретация, анализ того, почему и как это могло произойти.

    Составление и анализ требует использования целого ряда следующих друг за другом действий.

  1. Знакомство с тем жизненным материалом, который уже имеется у объекта анализа, сбор всех необходимых дополнительных данных о феноменах, формах и особенностях протекания ситуаций.
  2. Построение соответствующих гипотез (предположений) о внутренних механизмах и причинах процесса аномального развития негативных ситуаций, базирующихся на обобщении всех сведений о объекте анализа.
  3. Обеспечение условий, необходимых для проверки сделанных гипотез.
  4. Создание целостной социально-психологической модели, в которой были бы обобщены полученные при проверке гипотез, результаты рассмотрения отдельных сторон и механизмов патологического развития изучаемой проблемы.
  5. Поиск возможностей применения созданных гипотетических моделей на практике.
 

    Сегодня методология кейс-стади - разработанный  и широко применяемый в социальных науках инструментарий. В отечественной  науке она используется сравнительно недавно, но уже стала источником новых идей и интересных открытий. Перспективным направлением в развитии этой полевой стратегии стало исследование организаций. Достаточно хорошо известен опыт применения подобных методов в исследовании промышленных предприятий, крестьянского подворья, различный объектов бизнеса и политических ситуаций.

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учереждение высшего

профессионального образования

«Казанский  государственный технологический  университет»

Кафедра государственного, муниципального управления и социологии 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  предмету:

Исследование  социальных, экономических  и политических процессов. 
 
 

                       Выполнил:

                       Мамыкин Г.В. 
                   
                   
                   

Казань  – 2012


Информация о работе Метод кейсов в обучении