Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:12, курсовая работа
Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.
Введение………………………………………………………………………….
5
Глава 1 Факторы возникновения стрессовых ситуаций у военнослужащих...
7
1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у военнослужащего……………………………………………………………………...
7
1.2 Современные взгляды на борьбу со стрессом …………………………......
11
Глава 2 Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения………………………………………………………………………..
14
2.1 Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса……………………………………..
14
2.2 Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений……………………………………
15
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список использованной литературы…………………
Введение………………………………………………………… |
5 |
Глава 1 Факторы возникновения стрессовых ситуаций у военнослужащих... |
7 |
1.1 История изучения. Основные
причины возникновения стресса у военнослужащего……………………………………… |
7 |
1.2 Современные взгляды
на борьбу со стрессом …………………… |
11 |
Глава 2 Причины возникновения
стрессов у военнослужащих и пути
их устранения…………………………………………………… |
14 |
2.1 Психологическая поддержка
и психологическая |
14 |
2.2 Опыт применения |
15 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список использованной литературы…………………………………………… |
22 |
Оглавление
Введение
Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.
Научной основой деятельности военных кадров в данной области является военная психология. Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для решения чрезвычайно актуальной и общественно значимой задачи - психологической помощи военнослужащим в условиях боевых действий, а также военнослужащим, участвовавшим в военных конфликтах. 1
Актуальность исследования. Независимо от характера боевых действий, влияния факторов окружающей среды, устойчивость военнослужащих к психогенным травмам зависит, в первую очередь, от личностных качеств военнослужащего. Многочисленными исследованиями было установлено, что пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике. Но пребывание в травматических ситуациях - это только одна сторона, одна из основных причин, которые могут вызвать посттравматическое стрессовое состояние.
По статистике в первые дни боевых действий психическую травму получает 60-65% военнослужащих, из них 20-25% не могли выполнять свои должностные обязанности и нуждались в специализированной помощи. В период с 1992 г. на каждый год приходилось по 4-5 военных конфликтов, что обуславливает актуальность этой проблемы. Работа выполнялась в аспекте видения проблематики военных действий, так как в мирное время получение травмы или расстройства личности не является проблематикой теории управления.[1]
Объектом исследования является психологическая помощь военнослужащим, получившим психическую травму на уровне личности.
Предметом исследования выступают формы и методы психологической помощи и реабилитации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.
Целью исследования является выработка рекомендаций офицерам воспитательных структур по оказанию психологической помощи военнослужащим, получившим боевую психическую травму.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, так как ведение боевых действий может рассматриваться как крайнее проявление экстремальных условий деятельности. В боевой обстановке угроза для жизни максимальна, а психоэмоциональное напряжение достигает высшей точки.
Данное исследование представляет собой определенную практическую значимость, результаты данного исследования могут быть использованы командирами всех степеней, военными психологами и психологами, работающими с лицами, выполняющими профессиональную деятельность в условиях, связанных с риском для жизни.
Работа состоит из двух глав. В первой главе, состоящей из двух параграфов, были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с историей изучения стресса и основных причин возникновения стресса у военнослужащего, современные взгляды на борьбу со стрессом.
Вторая глава включает в себя два параграфа в которых мы рассмотрим применение психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений, а также психологическую поддержку и психологическую реабилитацию как основные компоненты преодоления стресса.
1 Факторы возникновения
«...В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты после величайшего напряжения чувствуют желание бежать, эта паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их».
(Наполеон)
Практика боевых действий свидетельствует, что противоборствующие стороны, наряду с неизбежными физическими, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением воинами боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Так, исследования в частях, выведенных из зон боевых действий, показали: 62% военнослужащих испытывали предельные психические нагрузки, 58% из них в ходе боя были неспособны вести прицельный огонь; 80% солдат и сержантов, 60% офицеров перенесли стрессы, угрожавшие срывам их деятельности.[2]
Для того чтобы определить весь комплекс влияний, оказываемых современным боем на психику воинов, необходимо построить психологическую модель боя, которая представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою, которая имеет следующую структуру:
Для достижения цели проводимого исследования подробно рассмотрим индивидуальную психологию военнослужащего как участника коллективной боевой деятельности, а также групповую психологию воинских подразделении, участвующих в бою3.
Объектом противоборства в бою и войне являются способность и воля противника к сопротивлению. Ошибки в оценке способности противника к сопротивлению влекут за собой просчеты в оперативно-тактических расчетах и обоснованиях.
Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация боевых действий военнослужащих и её виды:
Опыт ведения боевых действий показывает, что наиболее легко вырабатываются и устойчиво функционируют мотивы боевого товарищества. Однако при приобретении боевыми действиями затяжного характера, в преимущественном положении оказывается та сторона, которой удается сохранить действие широких социальных мотивов. 5
Представленная
Внешние факторы делятся на социальные, боевые и экологоэргономические. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный или самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, степени её значимости. Это, в свою очередь определяется пониманием и внутренним принятием целей войны, представленностью социальных, экономических, национальных, религиозных интересов в структуре вызвавших ее причин.
Другим социальным фактором является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих.
В современный период боевые действия, как правило, сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием на психику военнослужащих. Боевой стресс - это совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни. (рис.1) .
Интенсивность переживания боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:
Дерево стресса
Рисунок 1 – Генезис стрессовой ситуации6
Чтобы разобраться в данном вопросе, давайте представим себе «дерево стресс». Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону. Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит стресс.
Ствол дерева стресса – это напряжение (психологическое и физиологическое). Ствол дерева появляется из корней, на нём держится крона. Подобным образом напряжение формируется причинами стресса и служит основой для разнообразных симптомов стресса. Напряжение – главный механизм развития всех симптомов стресса.
Корни – причины стресса, или стрессоры. Стрессор – это любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры можно разделить на две группы: физиологические и психологические.7
Стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Специфическими стрессорами являются :
Неспецифические стрессоры присущи как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций.
Например:
Реакция воина на воздействие стрессоров боевой обстановки зависит, с одной стороны, от силы и продолжительности их воздействия, а с другой- от индивидуально- психологических особенностей личности воина, его психологической и профессиональной готовности к ведению боевых действий, характера и уровня мотивации.
Боевые действия на ряду с негативными оказывают и позитивное влияния на его участников. А.М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые происходят у большинства участников боевых действий: