Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:23, реферат
Структура системы отражает состав её элементов и совокупность устойчивых связей и отношений между ними.
Предпосылкой формирования ОСУ является разделение и кооперация труда в сфере управления, при котором отдельные функции и виды работ закрепляются за звеньями управления и конкретизируются в обязанностях работника. Необходима организация управленческой деятельности (это функция организации).
Назначение ОСУ – обеспечить устойчивость и единство всех звеньев системы управления в достижении целей организации.
ОСУ – совокупность управленческих органов, между которыми существует система связей, обеспечивающих выполнение необходимых функций для достижения целей организации.
1. Понятие организационной структуры управления, взаимосвязь ОСУ и функций управления.
2. Требования, предъявляемые к ОСУ.
3. Принципы построения ОСУ.
4. Проектирование ОСУ. Измерение ОСУ.
5. Виды ОСУ.
6. Механистический и органический тип ОСУ.
7. Факторы, влияющие на формирование и развитие ОСУ.
Она является наиболее
сложной для практической реализации.
Норма (масштаб)
управляемости.
Норма управляемости – количество подчиненных и звеньев, которыми может эффективно управлять один руководитель. Оно ограничено организационными, экономическими, психологическими, социальными, техническими возможностями руководства – объем работы руководителя, возможная сфера контроля.
Превышение норм управляемости приводит к тому, что решаемые задачи выходят из под контроля руководителя, снижая качество руководства.
Если норма
управляемости меньше установленного
норматива – возможности
Соблюдение норм
управляемости обеспечивается за счет
введения дополнительного уровня в
иерархии.
Факторы, влияющие
на определение масштабов
В зависимости от состояния указанных переменных определяется оптимальный для конкретной ситуации масштаб управляемости.
Узкий
масштаб управляемости
- легче контроль
-проще коммуникации
- возможность
вмешательства в дела
- увеличение
количества уровней иерархии
Широкий
масштаб управляемости –
- необходимость делегирования полномочий
- перегрузка руководителя
- потеря контроля
Делегирование полномочий.
Процесс распределения полномочий в организации по нисходящей линии. Передача прав принятия решений на низшие уровни управления.
Централизация.
Децентрализация.
Их оптимальный
уровень.
Мотивы децентрализации власти.
- способствует
росту профессиональных
- конкурентная атмосфера внутри организации
Мотивы централизации власти.
- уровень квалификации менеджеров
- стиль руководства
- административные расходы на контроль возрастают
- дублирование функций
При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией могут влиять следующие факторы:
- насколько решения являются рутинными и простыми
- квалификация менеджеров
- наличие мотивации принятия решений
- уровень дополнительных
издержек.
Измерения структуры.
Различие
организационных структур является
следствием четырех управленческих решений.
Для оценки этих различий необходимо
установить измеряемые качественные характеристики,
или измерения структуры.
Три часто используемые измерения – сложность, централизация и формализация.
Формализация – степень важности для организации наличия письменных инструкций, методик и правил, предопределяющих действия работника.
Степень конкретизации описания ожидаемых способов и результатов работы.
Централизация – степень делегирования высшим руководством полномочий для принятия решений.
Сложность
– количество разных работ и структурных
подразделений в организации, различных
должностей и уровней власти в организации
(горизонтальная и вертикальная дифференциация).
Соотношение
размеров организационной
структуры и организационных
решений
Размеры | Решения | ||
Высокая формализация |
| ||
Высокая централизация |
| ||
Высокая сложность | 1.
Высокая специализация
2. Структурные подразделения по продукту, покупателю территории 3. Узкая норма управляемости 4. Делегированная власть |
5. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. Линейная
Линейно-штабная
Линейно-функциональная
Дивизиональная
Матричная.
Самостоятельно.
6.
Механистический и органический
тип ОСУ.
Механистический
подход к проектированию организации
характеризуется использованием формальных
правил и процедур, централизованным принятием
решений, узко определенной ответственностью
в работе и жесткой иерархией власти
в организации.
Свои преимущества, например, такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, механистическая структура может реализовать при следующих условиях:
Органический
подход к проектированию организации
характеризуется слабым или умеренным
использованием формальных правил и процедур,
децентрализацией и участием работников
в принятии решений, широко определяемой
ответственностью в работе, гибкостью
структуры власти и небольшим количеством
уровней иерархии. Этот подход демонстрирует
свою эффективность в условиях, когда
используется нерутинная технология (высокая
неопределенность того, когда, где и как
выполнять работу) и имеется сложное и
динамичное внешнее окружение. Наглядным
примером эффективного применения органического
подхода является организация производства
электронной техники.
Характеристики
и условия эффективного
применения механистического
и органического
подходов в проектировании
организации
Механистический
тип
организации |
Органический
тип
организации | |
Характеристики | Узкая специализация
в работе
Работа по правилам Четкие права и ответственность Ясность в уровнях иерархии Объективная система вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Иерархическая система контроля Командный
тип коммуникаций, идущих сверху
вниз Отношения формальные и носят официальный характер |
Широкая специализация
в работе
Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Самоконтроль
и контроль коллег Многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные) Отношения неформальные и носят личностный характер |
Условия | Несложное, стабильное
Окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата
труда мотивирует Признается данная власть |
Сложное, нестабильное
окружение
Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование потребностей верхнего уровня Авторитет власти завоевывается |
7.
Факторы, влияющие
на формирование
и развитие организационной
структуры управления.
Факторы
определяют комплекс условий, при которых
происходят изменения в ОСУ: число
и специализация структурных
звеньев, число уровней управления,
характер связей, уровень централизации
управления, численность работников
всех категорий и т.д.
Все факторы, влияющие
на ОСУ, могут быть объединены в три группы:
I. Внешняя среда
- сложность,
динамичность, неопределенность внешней
среды
II.
Организационно-
- размер организации
- производственный профиль организации
- степень концентрации, специализации и комбинирования производства
- характер выпускаемой продукции и технология производства
- характер размещения по территории
- сфера деятельности
организации (потребители,
- масштабы международной деятельности
- характер интегрирования
(ФПГ, концерн и т.п.)
III. Организационно-управленческие факторы.
- цели управления
- принципы и методы управления
- стратегия управления (стратегический выбор)
- функции управления
- кадры управления
- технология и техника управления
- организационная культура
- стиль управления
- стадия жизненного
цикла организации.
Информация о работе Организационная структура управления, ее генезис и роль в системе управления