Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:41, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – ознакомиться с понятием, этапами и методами организационного проектирования.
В задачи контрольной работы входит ознакомление с понятием организационного проектирования; этапами и методами организационного проектирования.
Практическое значение темы состоит в том, что освещаемые в работе теоретические положения проектирования организационных структур можно применить в повседневной работе менеджера.
Введение……………………………………………………………………...
3
1.
Понятие организационного проектирования………………………….
4
2.
Этапы организационного проектирования…………………………….
5
3.
Методы организационного проектирования………………………….
8
3.1
Метод аналогий…………………………………………………………..
8
3.2
Экспертный метод……………………………………………………….
9
3.3
Метод структуризации целей…………………………………………...
10
3.4
Метод организационного моделирования……………………………...
11
Заключение…………………………………………………………………...
12
Список используемой литературы………………………………………….
14
Исполнитель: студент
гр. М-С-11з Якимова Е.М. Проверил:
Введение………………………………………………………… |
3 | |||
1. |
Понятие организационного проектирования…………………………. |
4 | ||
2. |
Этапы организационного проектирования……………………………. |
5 | ||
3. |
Методы организационного проектирования…………………………. |
8 | ||
3.1 |
Метод аналогий………………………………………………………… |
8 | ||
3.2 |
Экспертный метод………………………………………………………. |
9 | ||
3.3 |
Метод структуризации целей…………………………………………... |
10 | ||
3.4 |
Метод организационного моделирования……………………………... |
11 | ||
Заключение…………………………………………………… |
12 | |||
Список используемой литературы…………………………………………. |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача современного
этапа адаптации хозяйствующих субъектов
в быстро меняющихся условиях рыночной
экономики необходимо широко использовать
принципы и методы проектирования организации
управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования
структур управления затрудняются совершенствование
управления и повышение эффективности
производства в силу ряда причин: в новых
условиях в целом ряде случаев нельзя
оперировать старыми организационными
формами, которые не удовлетворяют требованиям
рыночных отношений, создают опасность
деформации самих задач управления; в
сферу хозяйственного управления невозможно
переносить закономерности управления
техническими системами. Комплексный
подход к совершенствованию организационного
механизма во многом был подменен внедрением
и использованием автоматизированных
систем управления (АСУ) — работой исключительно
важной, но не единственной в развитии
управления на всех уровнях. Создание
автоматизированных систем управления
нередко ведется в отрыве от улучшения
структуры управления, недостаточно связано
с организационными факторами; создание
структуры должно опираться не только
на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец,
интуицию, но и на научные методы организационного
проектирования; проектирование сложнейшего
механизма — механизма управления — должно
возлагаться на специалистов, владеющих
методологией формирования организационных
систем.
Цель данной
контрольной работы – ознакомиться с
понятием, этапами и методами организационного
проектирования.
В задачи контрольной
работы входит ознакомление с понятием
организационного проектирования; этапами
и методами организационного проектирования.
Практическое значение темы состоит в том, что освещаемые
в работе теоретические положения проектирования
организационных структур можно применить
в повседневной работе менеджера.
1 Понятие организационного проектирования
Проектирование связано с инженерной
деятельностью, направленной на создание
новых объектов, методов, теорий, которые
совершенствуют среду, окружающую человека.
Предметом проектирования могут быть
модели машин и приборов, новые материалы,
системы управления, организационные
системы.
Проектирование
рассматривается как процесс составления
описания, необходимого для создания еще
не существующего объекта, алгоритма его
функционирования или алгоритма процесса1. Однако
следует иметь в виду, что проектирование
не сводится только к созданию идеи построения
объекта, оно предполагает также необходимость
предвидеть последствия, к которым приведет
появление объекта, и определить меры
по реализации проекта.
Организационное
проектирование как процесс — это
упорядочение организационно-структурных
характеристик системы для достижения
или улучшения их эффективности, адаптивности
и результативности.
Предметом организационного
проектирования в низовом звене народного
хозяйства — на предприятии, в учреждении
— является система организации производства,
труда и управления в организации в целом,
в ее подразделениях или отдельных видах
деятельности.
Целью организационного
проектирования в этих условиях становится
разработка новых организационных систем
или предложений по изменению существующих
систем, а результатом — комплект технической,
организационной и планово-экономической
документации, необходимой для создания
и осуществления на практике организационной,
производственной системы.
Набор моделей и работ в организации еще не представляет из себя организации. Для того чтобы произошел переход от проектирования работ и деятельности людей в организации к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников между собой. Это соединение должно обеспечить взаимодействие между работами и между людьми выполняющими эти работы. Данное взаимодействие имеет как статическое проявление, находящее выражение в структуре организации, так и динамическое, выражающееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее «живым организмом», способным реагировать на изменения внешней среды. К таким процессам в организации относятся коммуникации, принятие решений, управление конфликтами, власть и влияние, руководство и т. п.2
------------------------------
1-Интернет ресурс-wikipedia.ru
2-Фатхутдинов Р. А. Организация производства. М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 40
2 Этапы организационного проектирования
Выделяют следующие этапы организационного проектирования:
1) формирование идеи
2) системный анализ и структуризация проблемы (объекта);
3) разработка производственной структуры организации (числа и взаимосвязей производственных подразделений, форм соединений, планировки подразделений и т. п.);
4) разработка организационной структуры организации;
5) разработка положений (должностных инструкций) о службах;
6) разработка норм и нормативов;
7) подбор персонала и
комплектование штата
8) расчет потребности в различных видах ресурсов (по их видам, объектам и т. д.);
9) технико-экономическое
обоснование организационного
10) согласование и утверждение проекта, передача его для использования (реализации).
Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации. Процесс организационного проектирования содержит следующие элементы.
Разделение труда и специализация:
- горизонтальная;
- вертикальная.
Департаментизация и кооперация;
Связи в организации и координация:
служат либо интересам работника, либо интересам организации.
Масштаб управляемости и контроля;
Иерархия в организации и ее звенность (иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации - это просто структура власти или звенность).
Распределение прав и ответственности (применяются две системы):
- первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на «елочку»;
- вторая система - система двойного или множественного подчинения («матрешка»).
Централизация и децентрализация: степень централизации или децентрализации в организации или ее подразделениях может измеряться с помощью следующих переменных:
- число решений, принимаемых
на каждом из уровней
- важность решения для организации в целом;
- степень контроля за исполнением принятого решения.
Дифференциация и интеграция. Для определения степени дифференциации в организации Лоуренс (Lawrence Н.) и Лорш (Lorsch J.) предложили использовать четыре параметра:
- определенность в целях или задачах;
- структуру(формальная или гибкая);
- уровень взаимодействия (межличностные и межгрупповые связи и кооперация);
- временные границы обратной связи.
Выделяют три основные этапа процесса проектирования организации.
Первый этап - анализ действующей организационной структуры, который призван установить, в какой мере она соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т. е. насколько она рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев. К оценочным критериям обычно относят принципы управления:
- соотношение между
- объем и оценку аппарата
управления (количество сотрудников,
наличие элементов
- анализ функций управления
(способы и технология
- оценку хозяйственной
деятельности (изменение технологии,
углубление межфирменного
В результате анализа выявляются недостатки, выясняются причины слишком медленного повышения эффективности управления.
Второй этап - проектирование организационных структур. В процессе проектирования организационных структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:
- определение типа структуры управления;
- уточнение состава и количества подразделений по уровням организации;
- определение численности управленческого персонала;
- определение характера
соподчиненности между
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном счете устанавливаются управленческие полномочия для каждого структурного подразделения, потоки информации, документооборот, полномочия и ответственность.
Третий этап - оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реализации заданий,надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых решений3.
------------------------------
3-Общая теория организации: Учебник для вузов / Р.А. Коренченко.- М.:ЮНИТИ-ДАНА.- 2003.- С. 195
По мнению Мильнера, содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально.
Оно включает в себя формулировку целей и задач,определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих форм, методов, процессов,которые осуществляются в организационной системе управления4. Весь этот процесс можно организовать в три стадии.
Первая стадия - формирование общей структурной схемы аппарата управления - во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации.
------------------------------
4- Мильнер Б.3. Теория организаций. М.: ИНФРА - М.,2005.- С. 272.
3 Методы организационного проектирования
При разработке принципов и методики проектирования структур управления важно отойти от представления организационной структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная структура управления - понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относится состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации в процессе разработки и принятия решений.
Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала цели, а затем - механизм их достижения. Главным условием разработки адекватных организационных проектов является анализ и по возможности соблюдение принципов рационализации структуры организации. По отдельным разделам или проблемам организационного проекта могут применяться разные методы разработки. Планировка подразделений может быть спроектирована с применением методов аналогии и основана на апробированных проектах. Нормы и нормативы расхода ресурсов, нормативные документы, регламентирующие функционирование элементов организации, могут быть разработаны с применением опытно-статистических методов, основанных на использовании опыта работников, либо с применением экспериментальных (опытно-промышленных) и расчетно-аналитических методов.[5.стр66]
Методологические подходы к проектированию организационных структур управления можно условно объединить в четыре группы: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования.
3.1 Метод аналогий
Метод аналогий предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях и предусматривает выработку типовых структур управления в различных видах организаций, определение различных рамок, условий и механизма применения.
Информация о работе Организационное проектирование: этапы и методы