Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:33, курсовая работа
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).
Введение 6
1 Организационно-правовые формы предприятий и анализ 8
1.1 Историческое становление предпринимательства в России 8
1.2 Хозяйственные товарищества и общества 11
1.3 Другие организационно правовые формы 19
2 Основные направления изменения организационно-правовых форм
предприятий 24
3 Практические рекомендации по внедрению новых
организационно-правовых форм предприятий 29
Заключение 31
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В Российской Федерации в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Предприятие называется федеральным казенным предприятием, если оно управляется государственными органами (т.е. основано на праве оперативного управления федеральным имуществом) 9.
Индивидуальный
Преимущества данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:
- предприятие легко зарегистрировать, бюрократические процедуры незначительны;
- владелец предприятия располагает полной свободой действий по сравнению с обществами или товариществами и поскольку доход предпринимателя непосредственно зависит от того, насколько успешно он действует в области бизнеса, таким образом, появляется стимул к эффективному ведению бизнеса;
- достаточно низкие по сравнению с юридическими лицами ставки налогообложения: предприниматель не платит налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и т.д., он платит только индивидуальный подоходный налог, который относится к прогрессивным налогам (на нынешний момент ставка по нему составляет от 12 % до 45 % – максимальная ставка при годовом доходе свыше 300 тысяч рублей, правда есть серьезные опасения, что при реалиях существующей экономической системы с учетом инфляции максимальная ставка этого налога приведет к следующей ситуации: практически все слои населения, включая те, чей доход ниже прожиточного минимума, будут облагаться налогом по максимальной ставке).
К недостаткам же можно отнести следующие моменты 10:
- существует значительная ограниченность финансовых ресурсов: как правило финансов одного предпринимателя не достаточно, чтобы начать бизнес, не говоря уж о том, чтобы расширять уже начатое дело; например, предприниматель может взять ссуду в банке, но в нынешней экономической ситуации взять кредит в банке может лишь тот предприниматель, который имеет “блат”, т.е. знакомых в правлении или совете директоров банка, а чаще всего не просто какого-нибудь знакомого из правления, а знакомого председателя этого правления из-за того, что в нынешней экономической обстановке никаких юридических гарантий того, что ты возвратишь кредит, попросту нет. Это ставит начинающего свое дело предпринимателя в практически безнадежную ситуацию. В банке можно взять ссуду под залог имущества, но это к начинающему предпринимателю не относится, поскольку со сделками типа, когда под залог берут жилье, банки стараются не связываться из-за практически отсутствия возможности конфисковать это жилье в счет погашения займа. Проблема ограниченности финансовых ресурсов обостряется еще и тем, что существует определенный так называемый порог эффективности, т.е. минимальный размер бизнеса (в смысле объема оборота и капитала), ниже этого порога предпринимательская деятельность становится порой не просто невыгодной, неэффективной, но и нежизнеспособной. Этот порог специалисты оценивают по-разному, но в любом случае счет идет на десятки тысяч долларов США. Как известно, для предпринимателя одна из острых проблем заключается в том, чтобы наладить стабильную, устойчивую связь с поставщиками, необходимость иметь надежное снабжение. Предприниматель часто испытывает со снабжением значительные трудности, в то время как средних размеров предприятие, которое выпускает аналогичную продукцию со снабжением не испытывает практически никаких проблем;
- существующие отношения с властью: предприниматели не испытывают практически никакой поддержки со стороны властей;
- одной из проблем, с которой сталкивается сегодня предприниматель является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно видел его, но как правило не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга; в основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми им придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности;
- она из трудностей при регистрации данной организационно-правовой формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить лицензию на лицензируемый вид деятельности;
- еще один недостаток состоит в том, что ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна, т.е. предприниматель рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые рискуют только активами фирмы, а не своим имуществом.
Проведенный анализ функционирования предприятий показывает, что существует ряд вопросов экономического, правового, организационного характера, решение которых необходимо для совершенствования организационно-правовых форм предприятий:
Неопределенности и
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-
Проведенный сравнительный анализ коммерческих и некоммерческий предприятий показывает, что для решения социальных задач преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций как обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества, по сравнению с коммерческими организациями.
Целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Полученной прибылью коммерческая организация может распоряжаться по своему усмотрению.
Цель деятельности некоммерческой организации определяется учредителем. Некоммерческая организация тоже может получать прибыль, однако расходовать полученные средства может только в соответствии с целью деятельности, определенной учредителем.
Из существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций наиболее подходящей с точки зрения организационно-правовых аспектов деятельности формой представляется автономная некоммерческая организация.
Некоторой проблемой по реализации этого варианта реорганизации является то, что Закон «О некоммерческих организациях» прямо не указывает на возможность учреждения автономных некоммерческих организаций государством и муниципальными образованиями. Но главным препятствием является возможность передачи в частную собственность государственного или муниципального имущества и таким образом утрата для государства и муниципального образования этого имущества.
Проведенный в рамках исследования анализ показал, что в настоящее время ни одна организационно-правовая форма, предусмотренная действующим законодательством РФ, не может полностью заменить бюджетное учреждение 12.
Наиболее вероятным на настоящий момент вариантом изменения организационно-правового статуса предприятия является изменение его типа с бюджетного на автономное.
Схематично типы учреждений и законодательные акты их регламентирующие можно изобразить следующим образом, рисунок 1.
Рисунок 1 - Типы организационно-правовой формы предприятий
Таблица 1 - Сравнительная характеристика двух типов государственных (муниципальных) учреждений
Бюджетное учреждение (БУ) |
Автономное Учреждение (АУ) | |
1 |
2 | |
Определение | ||
Организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность |
Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в | |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 |
2 | |
которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). |
сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях») | |
Право на имущество | ||
Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. БУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (согласно новой редакции п.1 ст. 298 ГК). |
Имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (с учетом поправок п.1 ст. 298 ГК РФ). Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (за исключением внесения имущества в складочный капитал других юридических лиц) (ст. 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»). | |
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.2 ст. 298 ГК РФ). |
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п.8 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях») | |
Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в редакции до внесения изменений редакции) |
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в новой редакции) | |
Деятельность и финансирование | ||
БУ финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета |
Основной деятельностью | |
Продолжение таблицы 1 | ||
1 |
2 | |
документами учреждению может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы от которой являются дополнительным источником финансирования и направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений (ст.232 БК РФ). |
учреждение создано. В соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию АУ осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием потребителю услуг за плату или бесплатно. | |
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. (Ст. 254 БК) |
Финансовое обеспечение | |
Ответственность | ||
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (новая редакция ст.120 ГК РФ). Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 161 БК РФ). |
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» |
На настоящий момент реформа организационно-правовой формы учреждений не затрагивает бюджетные учреждения, но цель создания автономного учреждения – оказание услуг, выполнение работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления 13.
Хозяйственная самостоятельность автономных учреждений требует обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости для своевременного удовлетворения требований кредиторов при недостаточности финансирования из государственных источников 14.
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ
Приведенное научно-правовое
обоснование необходимости
Сформулированные возможные
неблагоприятные последствия
Для следования автономного учреждений целям, ради которых они создаются, и избежания их перепрофилирования необходимо разработать и внедрить посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению:
- четкие критерии определения видов деятельности, которые помимо основной может осуществлять автономное учреждение;
- порядок согласования с учредителем тех или иных действий, включая распоряжение имуществом, внесение изменений в устав (особенно в части расширения видов деятельности), вопросы реорганизации и ликвидации автономного учреждения;
- возможность изменения типа учреждения в обратном направлении от автономного к бюджетному в случае невозможности функционирования и не выполнения предусмотренных уставом целей, уклонения от выполнения задания учредителя;
- регламентация участия автономного учреждения в качестве учредителя других юридических лиц – объем имущества, которое может быть передано; характер и виды деятельности создаваемых организаций;
- обязательное страхование гражданской ответственности юридического лица - автономного учреждения;
- механизм свободного выбора пациентами лечебно-профилактического учреждения.
В целях повышения
правовой грамотности и готовности
руководителей предприятий к
изменению организационно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы нами проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены основные понятия и определения по теме исследования; проанализированы преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России; выделены основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий; разработаны практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий.
Приведем основные результаты, полученные в ходе выполнения работы:
1) сравнительный анализ организационно-правовых форм предприятий по российскому законодательству показывает, что преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций как обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества – цель, определяемая учредителем, имущественная и организационная обособленность, способы формирования имущественной базы, особенности взаимодействия учредителей (участников) с юридическим лицом, особенности их ответственности;
2) в настоящее время в сфере государственных и муниципальных предприятий возникли проблемы, требующие изменения организационно-правового статуса предприятий: зависимость учреждений от адекватного финансирования из бюджета соответствующего уровня, недостаточно четкая регламентация содержания права оперативного управления, целесообразность и правомерность оказания учреждениями платных услуг, проблема самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доходы деятельности, проблемы, связанные с наличием субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника;
3) юридические неопределенности и противоречия в практике функционирования государственных (муниципальных) и негосударственных предприятий свидетельствуют о необходимости изменения сложившегося положения, включая четкое определение характера вещного права на имущество; механизма присвоения имущества при создании организации; объема полномочий организации по владению, пользованию и распоряжению средствами, получаемыми из разных источников; характера ответственности организации и ее учредителей за «хозяйское» использование имущества; возможности и порядка одновременного оказания бесплатных и платных услуг; формы контроля со стороны учредителя, государственных надзорных органов, общественности;
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий