Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:20, реферат
Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе, связан с организациями. Нет организаций без людей, также как и нет людей, которым не приходилось иметь дело с организациями.
Организация – это сложный организм. В нем уживаются и переплетаются между собой интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организации есть облик, традиции, культура и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют свои ресурсы.
Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе, связан с организациями. Нет организаций без людей, также как и нет людей, которым не приходилось иметь дело с организациями.
Организация
– это сложный организм. В нем
уживаются и переплетаются
Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, которые построены на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, по сути, конкуренцией организаций, используемых ими форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, массовое распространение и многолетние использование одних и тех же организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, жесткая формализация внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвобода всех нижестоящих звеньев породили стереотип организационной скованности и консервативного мышления.
Сущность организации не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, либо к механическому взаимодействию или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организации, однобокостью в интерпретации ее базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с классическими экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители, такие как интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем традиционные финансовые показатели.
Уже в начале ХХІ века сотрудничество и кооперация парадоксальным образом начинают доминировать над конкуренцией, дают более весомые стратегические преимущества, чем конкурентная борьба. Расширяются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм бизнеса – гибких, чутко реагирующих на изменение потребительского спроса. Появляются новые формы организации крупномасштабного производства и распределения – стратегические, круговые, сетевые, интеллектуальные, обучающиеся, виртуальные, глобальные организации. В условиях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов, услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиальную важность приобретает стремление к организационным переменам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становится управление, деятельность, компетентность и предприимчивость руководителей. Создавать условия для этого должна рационально построенная организация.
Под организационной системой управления (ОСУ) понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Элементами могут являться как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие, выполняющие определенную функцию управления), так и отдельные органы управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности – отделы, службы и т.д. Существуют два направления специализации элементов структуры управления:
а) в зависимости
от состава структурных
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие труд, производство и управление, контролирующие все процессы в организации.
В рамках
структуры протекает
Связи – это отношения, которые поддерживаются между элементами структуры управления. Они бывают горизонтальные и вертикальные .
Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования. Вертикальные связи – это связи между различными уровнями, существующими в организации, на каждом из которых существуют свои цели. Они носят властный характер.
Помимо этого в структуре управления различаются линейные и функциональные связи. Линейные связи – отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движения информации между линейными руководителями – лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи – это связи, сопрягающиеся с теми или иными функциями менеджмента (т.е. принятием каких-либо определенных решений).
Основные принципы ОСУ
Понятие
ОСУ тесно связанно с такими понятиями,
как соотношение
Все ОСУ опираются на основные принципы управления. Рассмотрим каждый из них.
Принцип иерархичности уровней управления. Данный принцип подразумевает, что каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и, соответственно, подчиняется ему.
Принцип целеполагания. Он подразумевает, что ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи предприятия, а следовательно, она должна быть подчиненной производству товаров или услуг.
Принцип соответствия: в ОСУ, с одной стороны, должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, а с другой – квалификации и уровня культуры.
Принцип разделения труда. Данный принцип подразумевает, что ОСУ должна обеспечивать оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий.
Принцип ограничения полномочий подразумевает, что полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами самой организации. То есть полномочия не могут им противоречить.
Принцип адаптации. ОСУ должна быть достаточно гибкой и незамедлительно реагировать на внешние и внутренние изменения. Помимо этого ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде предприятия.
Таким образом, с помощью ОСУ решаются проблемы и наиболее значимые задачи управления; ОСУ обеспечивает координацию всех функций менеджмента; ОСУ определяет права и обязанности исполнителей; качество ОСУ предопределяет ее способность к выживанию и процветанию; ОСУ определяет поведение сотрудников и стиль управления
Классификация ОСУ
. Процесс формирования ОСУ
Процесс формирования ОСУ включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работников), разработку регламентирующих процедур, положений и документов, которые закрепляют и регулируют формы, методы и процессы, осуществляющие ОСУ.
Весь данный процесс можно организовывать по трем крупным стадиям.
Необходимость формирования ОСУ
Без развития методов проектирования структур управления затруднительно дальнейшее совершенствования управления и повышение эффективности производства. Это связанно с тем, что:
При разработке принципов и методики проектирования структуры как застывшего набора органов, каждый из которых соответствует специализированной функции управления, прежде всего необходимо включить систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относятся составы подразделений, находящихся в определенных связях и отношениях между собой, а также распределение ответственности. При этом важными элементами структуры управления организации являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.
Основные требования к ОСУ
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение для менеджмента. Главные из этих требований могут быть сформулированы следующим образом.
Реализация этих требований означает необходимость учета при
формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Информация о работе Организационные системы и их роль в обществе