Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:55, курсовая работа
В данной курсовой работе на конкретном примере, т.е. на примере рабочего места мастера цеха переработки молока будет проведен анализ организации труда на данном технологическом участке и будут предложены мероприятия, которые позволят улучшить организацию рабочего места и тем самым добиться некоторых положительных результатов.
Введение
1 Теоретическое исследование по литературным источникам
1.1 Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика.
1.2 Планировка рабочих мест, специализация
1.3 Оснащение рабочих мест
1.4 Обслуживание рабочих мест
1.5 Условия труда на рабочем месте
2 Практическое исследование
2.1 Рабочее место мастера цеха переработки молока «Экспериментальной базы «Криничная»
2.2 Оценка оснащения рабочего места
2.3 Оценка обслуживания рабочего места
2.4 Условия труда и их оценка
2.5 Мероприятия по усовершенствованию рабочих мест
Заключение
Список использованных источников
• средства безопасности - ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, специальные одежда и обувь), средства противопожарной защиты, вытяжная вентиляция, предупреждающие об опасности надписи и графика др.;
• средства освещения (общего для
всего помещения и местного для
рабочей поверхности или
• средства связи с другими рабочими местами и с местом руководителя;
• средства сигнализации (звуковые, световые, знаковые) о неисправностях, аварийных ситуациях;
• рабочая тара для сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, отходов производства (контейнеры, поддоны, коробки, ящики);
• средства для поддержания на
рабочем месте нормального
• хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и др.)
Могут быть и другие виды оснащения. Главное требование к перечисленному оборудованию и оснастке — качество и обеспечение высокой производительности.
Средства оснащения
• оборудование;
• постоянно используемые приспособления и инструменты;
• подъемно-транспортные устройства;
• вспомогательные материалы и инструменты по уходу за оборудованием;
• инвентарь постоянного пользования и др.
Переменные, в отличие от постоянных, придаются рабочему месту для проведения разовых, или случайных работ:
• приспособления для данной операции;
• рабочие и мерительные инструменты;
• тара для обработки, хранения и передачи данной конкретной продукции.
К каждой разновидности элементов оснащения рабочих мест предъявляются определенные требования.
Основное и вспомогательное оборудование должно обеспечивать: удобство его обслуживания, наладки и ремонта; рациональную рабочую позу (лучше переменную) исполнителя; безопасность эксплуатации и ремонта; возможность применения прогрессивных приемов и методов труда; удобство и легкость управления; экономию физиологических усилий работников и снижение нервно-психической нагрузки на них.
Размещение организационной оснастки должно соответствовать последовательности выполняемых работ и быть подчинено удобству пользования ею. Необходимо предусматривать раздельное хранение документации, режущих, мерительных и вспомогательных инструментов, запасных частей и приспособлений.
Столы и стеллажи, на которых хранятся предметы труда, должны располагаться так, чтобы соответствовать по высоте или быть несколько выше уровня обработки деталей, а высота столов или стеллажей для готовой продукции - соответствовать уровню ее обработки или быть несколько ниже его.
При выборе рабочей мебели
необходимо считаться с
Мебель по своим габаритам не должна загромождать рабочее место, а ее количество нуждается в обосновании, при этом следует руководствоваться необходимостью рационального использования производственной площади.
Количество полок в шкафах и стеллажах, ящиков в тумбочках и столах должно быть достаточным для размещения технологической оснастки, рабочей документации, предметов хозяйственного обихода. Если полы в помещении не имеют деревянного или линолеумного покрытия, то в местах, где непосредственно выполняют свои производственные функции работники, следует устанавливать деревянные подставки для ног.
Большое значение имеет выбор средств освещения. При освещении рабочих мест необходимо обеспечить достаточный уровень общего освещения, специальное освещение рабочей поверхности или пространства, одинаковость освещения разных приборов, контраст между рабочими элементами и фоном, отсутствие слепящего действия света.
1.4 Обслуживание рабочих мест
Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает:
• своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;
• бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями;
• ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах.
Эффективность труда вспомогательных рабочих, выполняющих перечисленные функции, во многом зависит от того, какая система обслуживания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, быть увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.
Система обслуживания рабочих
мест базируется на функциональном разделении
труда на предприятии, в результате которого
основные рабочие максимально высвобождаются
от выполнения вспомогательных работ,
а каждая функция обслуживания осуществляется определенными профессионально-
Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:
• производственно-
• инструментальная — обеспечение инструментом и приспособлениями;
• наладочная — наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка — в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка — в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования и оснастки;
• контрольная — контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;
• транспортно-складская — приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда;
• поддержания в рабочем
состоянии основного и
• энергетическая — обеспечение рабочего места всеми видами энергии;
• ремонтно-строительная — текущий ремонт производственных помещений, строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей;
• хозяйственно-бытовая — систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.
Все эти функции могут выполняться по различным системам — централизованной, децентрализованной и смешанной.
При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.
Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).
При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие — децентрализовано.
Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование в соответствии с квалификацией. Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть- децентрализовано.
На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако, во всех случаях, критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.
С этой точки зрения в основу построения любой из перечисленных систем должны быть заложены следующие принципы:
• планово-предупредительный, профилактический характер;
• гибкость;
• комплексность;
• высокое качество обслуживания;
• экономичность.
Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.
Гибкость системы означает возможность ее оперативной перестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.
Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени и на одних объектах.
Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответствующей квалификацией вспомогательных рабочих при оптимальной их численности, четкой организацией труда, обеспечением всем необходимым для выполнения своих функций.
Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществляться в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.
Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. К достоинствам данной формы обслуживания относятся обеспеченность полной загрузки вспомогательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства.
В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.
Дежурное обслуживание используется в единичном и мелкосерийном производстве и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Оно осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости. Обязательным условием для этой системы является наличие оперативной связи рабочих мест со вспомогательными службами и диспетчерским пунктом.
Говоря о целесообразности той или иной формы обслуживания основного производства, было бы неправильно рекомендовать в чистом виде ту или иную. Любому типу производства свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от них. Поэтому каждую систему регламентированного обслуживания, предупреждающую большую часть возможных отклонений от нормального хода производственного процесса, но не исключающую их возникновения, должна дополнять другая система, быстро реагирующая на различные отклонения и устраняющая их.
Таким образом, речь идет о смешанной системе, при которой часть функций обслуживания производства осуществляется по заранее разработанному регламенту, а часть — по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента. Оптимальное соотношение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов. Необходимо оценивать преимущества и недостатки каждой системы и находить оптимальные в экономическом отношении решения.