Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:47, доклад
Социальная система – это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам. Наличие интегративных качеств, целостность, «эмерджентность» – признаки, отличающие социальные системные объекты от несистемных.
Основные типы организационных структур.
Социальная система – это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам. Наличие интегративных качеств, целостность, «эмерджентность» – признаки, отличающие социальные системные объекты от несистемных.
В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой выделяются основные уровни социальных систем:
1. Все конкретно-историческое общество, совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений – экономических, политических, собственно социальных, духовных экономических; в этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.
2. Сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).
3. Организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные, фирмы, корпорации, общественные объединения др.).
4. Первичный уровень социальных систем – это цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность – непосредственные контакты, каждого с каждым.
Обществу присущи и
другие системные образования, например
административно-
Основные компоненты социальных систем
1. Человек – существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации.
Наличие человеческого компонента – сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем.
В социальной системе любой сложности, любого уровня организации человек, как правило, выступает как существо созидательное, ставящее перед собой определенные цели и стремящееся к их осуществлению. Человек является главным субъектом и объектом управления. Он носитель, преобразователь и пользователь информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную роль.
2. Процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.
3. Вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, сооружения, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).
4. Компоненты духовной природы – это общественные идеи, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.