Особенности российского и зарубежного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности российского и зарубежного менеджмента.
Задачи курсовой работы - изучить современную концепцию менеджмента, формирование и специфика российской модели менеджмента, особенности условий его реализации, особенности американской и японской модели менеджмента.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические подходы к проблеме особенности российского менеджмента
1.1 Современная концепция менеджмента формирование российской модели менеджмента………………………………………………………5
1.2 Формирование российской модели менеджмента…………………….…8
1.3 Специфика российского менеджмента, особенности условий его реализации……………………………………………………………...…13
II. Теоретические подходы к проблеме особенности зарубежного менеджмента
2.1. Особенности американской модели……………………………………..17
2.2. Особенности японской модели ………………………...………………..19
2.3. Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента………………………………………………………………21
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КР Фокин.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Пермский государственный технический  университет»

Чайковский филиал

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Теория  управления

 

Тема:  Особенности российского и зарубежного менеджмента

 

 

 

 

 

Выполнил студентка гр. ГМУ-06 ПК

Н.В. Лузина

Проверил к.э.н., доцент кафедры ЭУП

В.Я. Фокин

 

 «___»____________________2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чайковский 2009г.

 

 
Содержание

 

Введение

I. Теоретические подходы к проблеме особенности российского менеджмента

   1.1 Современная концепция менеджмента формирование российской модели менеджмента………………………………………………………5

   1.2   Формирование российской модели менеджмента…………………….…8

     1.3   Специфика российского менеджмента, особенности условий его              реализации……………………………………………………………...…13

II. Теоретические подходы к проблеме особенности зарубежного менеджмента

      2.1. Особенности американской модели……………………………………..17

     2.2. Особенности японской модели ………………………...………………..19

2.3. Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента………………………………………………………………21

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения  бизнеса и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто  ступил на стезю менеджмента. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.

        Цель курсовой работы - изучить особенности российского и зарубежного менеджмента.

Задачи курсовой работы - изучить современную концепцию менеджмента, формирование и специфика российской модели менеджмента, особенности условий его реализации, особенности американской и японской модели менеджмента.

 

 

 

 

I. Теоретические подходы к проблеме особенности российского менеджмента

 

1.1 Современная  концепция менеджмента 

Развитие теории и  практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента, приведенную ниже.

Современная концепция менеджмента

  1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям (школа науки управления).
  2. Организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).
  3. Процесс управления организацией- это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
  4. Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей.
  5. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.

     Представляется. Что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:

    • рациональное сочетание рынка и государственного регулирования;
    • широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций;
    • постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды;
    • достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации;
    • разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды;
    • резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
    • использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решений проблемы;
    • совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функции;
    • постоянная забота о повышении квалификации работников организации;
    • максимальное использование инноваций, экономико– математических методов, ЭВМ;
    • развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.)
    • привлечение сотрудников к управлению организацией.

  За всю историю  существования менеджмента многие  зарубежные страны накопили значительный опыт в области теории и практики управления, создали собственные модели управления с учетом своих специфических особенностей управления. К сожалению, отечественные наука и практика управления развивались самостоятельно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий  в СССР господствовала административно- командная система управления, направлявшая свои усилия в основном на критику зарубежного опыта управления.

В современных условиях особую актуальность приобретает необходимость создания в России своей национальной модели менеджмента, приспособленной к рынку. Это требует изучения и освоения опыта стран, живущих в его условиях не одну сотню лет.

Российская модель менеджмента  должна базироваться на наиболее ценных достижениях зарубежной теории и  практики, но ни в коем случае не на бездумном их перенесении на отечественную почву. Достижений в области менеджмента на сегодня имеется предостаточно, поэтому необходимо использовать те из них, которые для современной российской экономики являются наиболее значительными.

Предмет оживленных дискуссий  – вопрос о том, какие модели менеджмента или их элементы могли бы быть использованы в России. Наибольший интерес представляют содержание, формы и границы возможностей применения японской и американской моделей менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формирование российской модели менеджмента

 

Мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствуют о том, что механическое заимствование моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании российской модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Изучение зарубежного  опыта управления говорит о том, что если нецелесообразно заимствование  любой, даже самой эффективной модели менеджмента, то вполне возможно использование отдельных элементов различных моделей в практике управления российскими предприятиями.

Для создания национальной модели менеджмента в России необходимо прежде всего определиться с принципами, которые должны быть положены в основу ее создания. Представляется, что базовыми принципами российского типа управления являются:

  1. Использование в управлении концепции государственного регулирования экономики, основные положения которой были сформулированы Дж.М. Кейнсом еще в 1936 г. Немалую роль в этом процессе должно сыграть стратегическое управление, введение в обиход на стыке 1960-70-х гг.

Ключевой особенностью российской модели менеджмента должна стать ее специфическая стратегия, а именно усиление государственного регулирования экономики, тесно сосуществующего с конкуренцией в условиях рыночных отношений.

Российская модель менеджмента  должна ориентировать отечественные  фирмы на учет постоянных изменений  как во внешней среде, так и внутри организации, на использование всех возможностей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся мире не на текущий момент, а в длительной перспективе.

Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации. Она требует государственного воздействия  и регулирования сверху, которое  выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в экономике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на повышение международной конкурентоспособности страны.

  1. Свобода выбора концепций для создания оптимальной модели управления в России, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления. По такому пути шли многие передовые капиталистические страны и, в частности, Япония. Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теорий и методов американского менеджмента. Они пытались не только творчески применить американский опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти свой, японский, путь развития. В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.

Процесс перехода крупных  японских компаний к новой модели управления трудом наметился еще в конце 70-х – начале 80-х годов XX в. Это нашло свое выражение в вынужденном отказе все большего числа предприятий от традиционной системы пожизненного найма и замене ее другими, более гибкими формами занятости.

  1. Управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента становятся инновации – процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя на только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуги, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т.д.).

Инновационный процесс- совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия  при контроле за рентабельностью  каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в этом- сравнить полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа – определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.

  1. Отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию. Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предприятий сможет быстро внедрить западный опыт управления независимыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления и отсутствием необходимого количества подготовленных менеджеров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям. Но в связи с постепенной заменой руководителей крупных и средних предприятий на более молодых и менее консервативных, а также с увеличением числа и укреплением новых коммерческих структур изучение данного опыта представляет значительный интерес.
  2. Использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнесе, но не утративших предпринимательского интереса. Большинство этих специалистов начинали с ваучерной приватизации, с челночного бизнеса- скупка в регионах, продажа в центре. Позже «челноки» стали объединяться в организации, создавая предприятия, которые превратились в активных операторов рынка кооперативных ценных бумаг и всевозможных долговых обязательств. Однако не имея серьезных собственных капиталов, а также прочных связей с крупными инвесторами, с уменьшением спекулятивной привлекательности операций на этом рынке подобные фирмы перестали быть высокорентабельными. Владельцам пришлось их ликвидировать, а самим искать работу в крупных финансовых структурах, где они заняли должности, например, начальника отдела ценных бумаг, ведущего специалиста и пр.
  3. Выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.
  4. Создание системы социальной защиты населения, проведение ее под лозунгом «благосостояние для всех». Такая политика требует разного подхода к сильным и слабым. От сильных требуется проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо проявлять милосердие, защиту и поддержку, не унижая и не оскорбляя их человеческое достоинство. Только при этих условиях  может быть обеспечена поддержка всем населением главных целей социально- экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально- трудовых интересов общества, известный как социальное партнерство.
  5. Введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально- экономического развития страны, годовых планов использования госбюджета. При этом планы являются не набором предписывающих указаний, а обозначением наиболее предпочтительного и наиболее стратегически оправданного развития экономики. Так, благодаря использованию индикативного планирования ФРГ в послевоенные годы сумела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых стран мира.

Информация о работе Особенности российского и зарубежного менеджмента