Особенности управления акционерного общества с государственным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование акционерного общества и особенностей управления акционерным обществом с государственным капиталом.
Для реализации поставленной цели выполнить следующие задачи.
Определить:
общую характеристику акционерного общества;
особенности управления акционерного обществом с государственным капиталом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика акционерного общества……………………..........4
1.1. Понятие акционерного общества и его виды…………………………4
1.2. Уставной капитал акционерного общества..………………………….7
1.3. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества…...9
2. Особенности управления акционерного общества с государственным капиталом………………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

Акционерное общество.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

Каждый участник объединенного  капитала наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной  им доли. 

Владельцы акций, акционеры, являются так называемыми долевыми собственниками, а по сути совладельцами акционерного общества.

 Уставный капитал акционерного  общества разделяется на оговоренное  в уставе число акций одинаковой  номинальной стоимости. Число  акций должно быть кратным  10. Принимая во внимание то  обстоятельство, что каждый участник  закрытого акционерного общества  указывается в уставе и подписывает  учредительные документы, а также  то, что замена любого участника  требует проведения собрания  для получения согласия общества  и внесения изменений в учредительные  документы, число участников акционерного  общества закрытого типа должно  быть достаточно ограниченным (не  более нескольких десятков юридических  и (или) физических лиц). Каждый участник может владеть любым количеством акций, но при доле одного из акционеров более 50 % (так же как и в товариществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах открытого типа) необходимо разрешение ГКАП России.

1.3. Создание, реорганизация  и ликвидация  акционерных обществ

По сравнению с другими  организационно-правовыми формами (например, с обществом с ограниченной ответственностью, которое представляет собой объединение лиц) акционерное  общество – это объединение капиталов. Такая особенность акционерной  собственности определяет всю систему  отношений между акционерным  обществом и его учредителями (акционерами), а также порядок  управления им.

Акционерные общества создаются  без ограничения срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Общества имеют фирменное наименование, зарегистрированный фирменный знак, печать со своим наименованием и  фирменным знаком. Права юридического лица общество приобретает с момента  его регистрации. Акционерные общества обладают полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы  управления, принятия хозяйственных  решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность акционерного общества не ограничивается оговоренной в уставе. Акционерные  общества могут иметь представительства, филиалы на территории РФ и за границей, а также участвовать в капитале других обществ.

Акционеры не вправе требовать  от общества возврата их вкладов за исключением случаев, предусмотренных  уставом общества. Акционерное общество несет ответственность по своим  обязательствам всеми активами (всем имуществом). Если недобросовестные действия директоров и членов правления общества привели к его несостоятельности, суд может возложить на них  ответственность по возмещению ущерба, причиненного обществу.

Федеральный закон «Об  акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение  акционерных обществ, права и  обязанности акционеров, а также  защиту их прав. Положения Закона «Об  акционерных обществах» развивают  соответствующие статьи Гражданского кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для правовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы. В соответствии с законом  предусматриваются такие права  акционеров, как право голоса на общем собрании (в зависимости  от доли акций), право на получение  дивидендов, право созыва внеочередного  собрания (пакет влияния), право вето (малый контрольный пакет), право  решения вопросов повестки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакеты).

     Для обеспечения  организационного единства производственных  процессов (создания организационного  единства технологических цепочек)  законом предусматривается слияние  двух или нескольких акционерных  обществ с переходом всех прав  и обязанностей каждого из  них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происходить  и с целью диверсификации производства, совершенствования обслуживания  производственных процессов и  т. д. Эти же цели преследует  и присоединение общества. В этом  случае присоединяемые общества  прекращают свое существование,  а все их права и обязанности  передаются другому обществу. Процедура  присоединения, таким образом,  не требует создания нового  общества и предусматривает внесение  необходимых изменений в устав  и другие документы. В случае если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности либо нарушается антимонопольное законодательство, может быть проведено разделение общества.

Реорганизация является одной  из важнейших операций, направленных на оптимизацию организации производства, а стало быть, на повышение его  эффективности.

Акционерное законодательство, устанавливает пять элементарных форм (способов) реорганизации акционерного общества: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

В то же время на практике возникает необходимость в более  сложных формах реорганизации, представляющих собой комбинацию различных форм: 

· разделение акционерного общества на акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью;

· выделение из общества с ограниченной ответственностью акционерного общества;

· разделение акционерного общества с передачей части его активов и пассивов вновь созданной организации, а части активов и пассивов – существующей организации.

Акционерное общество может  быть реорганизовано:

· на основании решения общего собрания акционеров, т.е. добровольно;

· не добровольно, а по иным основаниям и в порядке, определенном ГК РФ и другими законами.

Итак, реорганизация акционерного общества может быть добровольной либо принудительной.

Принудительная реорганизация  возможна по инициативе антимонопольных  органов государства.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации  принимается при совокупности следующих  условий:

· возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

· отсутствия между ее структурными подразделениями тесной  технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой  юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

· возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение о добровольной реорганизации  в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования принимается общим собранием акционеров общества большинством в три четверти голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании.

Порядок добровольной реорганизации  акционерного общества характеризуется  следующим обстоятельством. Акционерное  общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация акционерного общества как юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам.

Акционерное общество может  быть ликвидировано:

· по решению его учредителей (участников) либо органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

· по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Требование о принудительной ликвидации акционерного общества может  быть предъявлено в суд государственным  органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено  законом (например, такое право есть у ФКЦБ, регистрирующих органов, прокуроров).

Решением суда о ликвидации акционерного общества на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его  учредительными документами, должны быть возложены обязанности по осуществлению  ликвидации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без  перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. От ликвидации акционерного общества следует отличать широко предлагаемые сегодня на рынке  услуг «ликвидации с любыми долгами, за один день» и т.п. Как правило, такого рода «услугодатели» предлагают схемы перевода акций (или долей  в уставном капитале) на третьих  лиц, что в принципе, приводит к  «закрытию организации», то есть прекращению  ее деятельности по месту нахождения и «уводу» организации вместе с долгами перед кредиторами  в другой регион. Однако юридическая  «смерть» организации, т.е. исключение ее из государственного реестра юридических  лиц такими схемами не предусматривается.

В случае добровольной ликвидации совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества в «обычном порядке» и назначении ликвидационной комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности управления акционерным обществом с государственным капиталом

Управление в акционерном  обществе основано на четком разграничении  функций, прав и обязанностей распорядительных, исполнительных и контрольного органов. К распорядительным относятся общее  собрание акционеров и совет директоров, называемый также наблюдательным советом, к исполнительным - правление (или  дирекция) и генеральный директор (или директор); контрольным органом  является ревизионная комиссия общества, к которой по своим функциям примыкает  независимый аудитор или аудиторская  фирма, хотя они и не относятся  к органам управления общества.

     Акционерные  общества с государственным капиталом  занимают обширный сектор российской  экономики. Это выдвигает задачу  научиться управлять такими обществами  с учетом их специфики, стимулируя  при этом в максимально возможной  мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале  и влияния государства на управление  можно выделить три группы  акционерных обществ: 1) со 100-процентным  государственным капиталом; 2) с принадлежащим  государству контрольным пакетом  акций; 3) с государственным пакетом  акций, не являющимся контрольным.

     Смысл образования  акционерных обществ со 100-процентным  государственным капиталом заключается  в переходе к организационно-правовой  форме, создающей более широкие,  нежели унитарные предприятия,  возможности проявления инициативы  и предприимчивости. Форма акционерных  обществ по определению предполагает  широкую самостоятельность и  преобразование организационной  структуры компании. Собственником  имущества является не государство,  а акционерное общество. Оно несет  самостоятельную имущественную  ответственность, что создает  возможность обращения имущества  такого предприятия на погашение  его долгов. Право собственности  на имущество и ответственность  по своим долгам создают объективные  предпосылки рыночного поведения  соответствующих фирм.

     Государство-акционер  непосредственно не управляет  производством, оно лишь ориентирует  и контролирует деятельность  своих представителей в акционерном  обществе. Все это является предпосылкой  для коммерциализации деятельности  рассматриваемых обществ и, как  результат, повышения эффективности  производства. Тем не менее эффективность  деятельности акционерного общества  со 100-процентным государственным  капиталом в значительной степени  зависит от влияния аппарата  государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества

извращается.

     Принципиальное  значение для функционирования  фирм со 100-процентным государственным  капиталом имеет правовой механизм  взаимоотношений между государственными  органами и органами управления  акционерным обществом. Структура  управления таким обществом существенно  отличается от трехзвенной структуры,  закрепленной в Федеральном законе  «Об акционерных обществах». В  акционерном обществе со 100-процентным  государственным капиталом, где  государство выступает в качестве  единственного акционера, нет  собрания акционеров. Его функции  может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным  органом. Такой совет контролирует  деятельность исполнительного органа  общества, также назначаемого (или  утверждаемого) государством. Принцип,  который должен быть реализован  во взаимоотношениях акционерного  общества с государственными  органами, сводится к разумному  сочетанию «свободы рук» государственных  представителей в компании с  достаточным контролем за их  деятельностью со стороны государства.

Информация о работе Особенности управления акционерного общества с государственным капиталом