Подходы к определению понятия «организация» и его сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Содержание работы

Введение 4
1.Организация как объект управления 6
2. Организация как процесс 12
Заключение 15
Список литературы: 16

Файлы: 1 файл

подходы к определению понятия организация.docx

— 40.15 Кб (Скачать файл)

Ханты-Мансийский филиал НОУ ВПО

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория управления»

Тема:

«Подходы к определению понятия «организация» и его сущности»

 

 

 

Выполнил:

Факультет экономический

Курс  2

Специальность: 081100

Руководитель (рецензент):

 

 

 

 

Ханты-Мансийск 2013г

Ханты-Мансийский филиал

НОУ ВПО «Институт управления»

 

Содержание:

 

Введение 4

1.Организация как объект управления 6

2. Организация как процесс 12

Заключение 15

Список литературы: 16

 

 

 

 

Введение

 

Люди и все, что их окружает, так  или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой, прежде всего, суть организации. Наконец, сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации.

Общество состоит из множества  организаций, с которыми связаны  все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Само слово «организация» происходит от латинского organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю.

В настоящее время сформировано достаточно много концепций и  взглядов на организацию.  В целом можно выделить 3 основных подхода к определению этого понятия:

- организация как свойство;

- организация как объект (структура);

- организация как процесс.

Трактовка организации как свойства подразумевает внутреннюю упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полную согласованность. При таком подходе  термин «организация» отождествляется  с понятием системности, свойственной всем сферам человеческой деятельности, и, в наименьшей степени, представляющим интерес в рамках изучения курса теории управления.

В связи с этим остановимся на более подробном изучении 2 основных трактовок понятия «организации».

 

1.Организация как объект управления

 

Организация как объект представляет собой объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей. В этом случае организация отождествляется с понятием структуры, т. е. составом системы и её различных иерархий.

Организациями являются частные и  государственные фирмы, государственные  учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и  т. п.

К организации, как объекту, выдвигается ряд  специальных требований:

  1. Наличие, по крайней мере, одного человека, но в большинстве случаев - не менее двух человек, считающих себя членами группы;
  2. Наличие хотя бы одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены группы;
  3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели;
  4. Преобразование ресурсов в процессе деятельности (финансовых, потенциала работников, оборотных, информации, знаний);
  5. Получение прибавочного продукта в различных его формах.

Кроме всего прочего, абсолютно каждая организация должна иметь свою миссию. Миссия отражает уникальность конкретной организации, объясняет, зачем она  существует, почему и для кого создана, какая перед организацией лежит  конечная задача. Если миссия сформулирована верно, то она создает ощущение единства в действиях всех сотрудников.

Соединив в одну эти  существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация –  это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели или целей (определение Честера Бернарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов 20 века).

Из определения следует, что организация всегда имеет  хотя бы одну общую цель, разделяемую  и признаваемую таковой всеми  ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Менеджмент – это управление сложными организациями, имеющими набор взаимосвязанных  целей.

Любая организация как объект управления имеет ряд ключевых характеристик:

1)Ресурсы

Жизнедеятельность любой организации  связана с переработкой (преобразованием) каких-либо ресурсов. Производственные организации имеют дело с преобразованием, в первую очередь, материальных ресурсов.

2) Внешняя среда

Организация является системой, встроенной во внешнюю среду. Внешняя среда  включает поставщиков, покупателей  конкурентов, государственные органы, политические, экономические, социально-демографические  и технологические факторы.  Любая организация полностью зависима от факторов внешней среды, так как продукция и услуги, которые производятся организацией, должны удовлетворять какие-то потребности находящиеся во вне организации, а ресурсы для их создания также поступают из внешней среды.

3) Горизонтальное разделение труда

 В организациях работа делится  на отдельные участки, операции, реализация которых имеет определенную  специфику. Деление всего объема  работы на отдельные специализированные  задания с привлечением для  их выполнения соответствующих специалистов позволяет организации производить намного больший объем продукции, чем если бы эти люди трудились изолированно. Результатом горизонтального разделения труда является создание специализированных подразделений.  Подразделения выполняют специфические, отличные от других функции и добиваются выполнения конкретных специфических целей.

4) Вертикальное разделение труда

 В организации работа по  координации действий отделена  от выполнения самих действий, в результате чего возникает  вертикальное разделение труда.  Вертикальное разделение труда  позволяет скоординировать деятельность  различных составных частей организации  и и достичь поставленных целей. В этой связи можно отметить, что управление является жизненно важной деятельностью для любой организации.

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей  и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

Любая организация, вне зависимости  от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.

На основании критерия формализации выделяются:

- формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

- неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

Наибольший интерес в рамках изучения данного курса представляют формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются как взаимозаменяемые.

По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легкодоступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.

Любой организации  присуща организационная культура. Она начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.

Важно отметить, что любая организация, рассматриваемая в качестве объекта, не сможет существовать без коллектива, так как именно коллектив является ее основой. Под коллективом подразумевается объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Состав коллектива и направление его деятельности регулируется административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическими нормами, принятыми в данной организации.

Все организации  обладают двумя важнейшими свойствами - свойством открытости и свойством системности.

Открытость выражается в том, что организация испытывает на себе, воздействие факторов внешней среды. В свете данного свойства особенно важно выделить сильные и слабые стороны организации, принимая во внимание выявленные угрозы и скрытые возможности. Иными словами, для успешной деятельности организация должна регулярно проводить SWOT-анализ.

Системность подразумевает наличие внутренней среды организации, структуризацию внутренней среды с учетом взаимосвязанности переменных и их способностей к изменениям.

Любой организации должны быть присущи  следующие признаки:

1) Комплексность (сложность) - оперирует величинами, определяющими степень дифференциации в рамках каждой организации. Включает в себя уровень специализации (разделения труда), количество уровней в иерархии и степень территориального распределения подразделений (филиалы, представительства, посольства).

2) Формализация - заранее разработанные и установленные для организации правила, процедуры, определяющие поведение работников.

3) Соотношение централизации и децентрализации - данный показатель определяется уровнем, на котором вырабатываются и принимаются управленческие решения.

 

  1. Организация как процесс

 

К процессным компонентам самого понятия организации  относят такие действия, как "основать", "учредить", ""объединить", "упорядочить", "подготовить". Исходя из данных компонентов, можно  вывести определение: организация, как процесс  - это установление последовательности целевого соподчиненного и согласованного в пространстве и времени взаимодействия частей одного целого.

То  есть, организация, как процесс, существует в виде системы, работающей для достижения поставленной цели в определенных условиях, в рамках установленных сроков, причем обязательным становится использование специально разработанных методов, направленных на оптимизацию расходования ресурсов и сокращение всевозможных затрат.

Или, другими  словами, организация, как процесс - это проявление общественной деятельности, основанной на разделении труда.

Имеется два основных аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения  соответственно целям и стратегиям. Другой аспект организационного процесса - взаимоотношение полномочий, которые  связывают высшее производство с  низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и  координации задач.

Поскольку концепция  организации   состоит   в  сведении  воедино  всех специалистов  фирмы, задача состоит  в том, чтобы  определить  миссию,  роль, ответственность, подотчетность  для каждого из них.

 Организация является одной из основных функций менеджмента наряду с планированием, мотивацией и контролем.

Процесс организации структурирует  работу и формирует подразделения  исходя из размера предприятия, ее целей, технологий и персонала.  

Если рассматривать организацию, применительно к производственным отношениям, то она уже выступает, как система мер, направленных на рациональное сочетание всех элементов производства (рабочие силы, предметы труда, орудия труда) во времени и пространстве.

Информация о работе Подходы к определению понятия «организация» и его сущности