Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:36, контрольная работа
У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.
1. Реформы государственного управления 3
2. Областная реформа 6
3. Контроль за деятельностью государственных служащих 7
4. Реформы армии и флота 7
5. Церковная реформа 8
6. Вероисповедная политика 10
7. Финансовая реформа 10
8. Преобразования в промышленности и торговле 12
9. Социальная политика 14
10. Дворянство 14
11. Крестьянство 16
12. Городское население 18
13. Преобразования в сфере культуры 18
14. Образование 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.
14. Образование
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.
14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701 - 1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.
Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695 - 1715 годы и 1715 - 1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.
Во втором периоде реформы были более молниеносными и непродуманными и направленными на внутреннее обустройство государства.
В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсланов Р.А., Керов В.В. История России с древнейших времен до конца XX века. Пособие для поступающих в Вузы. - М.: Высш. шк., 2004. - 784 с.
2. Барышникова К. В. История государственного управления и муниципального самоуправления России. - М.: Омега-Л, 2008. - 224 c.
3. Иванова Е.П. История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди. - Псков: ПГПИ, 2004. - 448 с.
4. Игнатов В.Г.. История государственного управления в России. Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 640 c.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: Альфа-книга, 2011. - 1280 с.
6. Кириллов В. В. История России. Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 661 с.
7. Ключевский В. О. Полный курс русской истории: в одной книге. - М.: АСТ, 2009.- 542 с.
8. Маркова А.Н.. История государственного управления в России. Учебник- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 c.
9. Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России с древнейших времен до начала XXI века. - М.: Эксмо, 2006. -784 c.
10. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебное пособие. - М.:
ИНФРА, 2006. -592 c.
11. Орлов А. С., Георгиев В. А. История России. Учебник. - М.: Проспект, 2006. -568 c.
12.Плохих С.В., Ковалева З.А. История Отечества. Учебное пособие.- Владивосток: ДВГУ, 2004. - 169 с.
13. Чибиряев С.А. История Государства и права России. Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2008 - 528 с.
14. http://by-chgu.ru. Бесплатная электронная библиотека.
15. http://www.vokrugsveta.ru.Петр I Великий - Энциклопедия «Вокруг света».