Понятие и виды планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение текущего планирования в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и виды планирования в организации;
- определить понятие и содержание текущего планирования;

Содержание работы

Введение.............................................................................................. 3

Глава 1. Понятие и виды планирования в организации.................15

Глава 2. Текущее планирование в организации...............................19

Глава 3. Модели текущего планирования.........................................24

Заключение..........................................................................................25

Список используемой литературы....................................................27

Файлы: 1 файл

курсовик ТУ.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

Псковский Государственный университет

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Теория управления

На тему: Понятие и виды планирования

 

 

 

 

 

     Выполнила: Дмитриева     

         Ирина Александровна

               Группа: 0012-03 

                 Преподаватель: Мельников

         Лев Петрович

 

 

 

 

 

г. Псков 2013 г.

 

Содержание

 

Введение.............................................................................................. 3

 

Глава 1.  Понятие и виды планирования в организации.................15

 

Глава 2. Текущее планирование в организации...............................19

 

Глава 3. Модели текущего планирования.........................................24

 

Заключение..........................................................................................25

 

Список используемой литературы....................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является изучение текущего планирования в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и  виды планирования в организации;

- определить понятие и  содержание текущего планирования;

Актуальность темы обусловлена тем, что любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно распределения ресурсов, координации деятельности между отдельными подразделениями, координации с внешней средой (рынком), создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью, развития организации в будущем и т.п.

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В зависимости от направленности, характера решаемых задач и длительности планового периода различают три вида планирования:

  1. стратегическое, перспективное (долгосрочное) планирование (от 3 до 10 лет);
  2. среднесрочное планирование (от 1 года до 3 лет);
  3. текущее, краткосрочное планирование (до 1 года).

В данной работе рассматривается в основном текущее планирование организации, находящее воплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.

 

Глава 1. Понятие и виды планирования в организации

 

Планирование – “одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения”1, то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных принципов планирования выделяют – принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности, принцип гибкости и принцип точности2.

Принцип единства заключается в том, что организация - это целостная система, ее составные части должны развиваться в едином направлении, то есть, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

Принцип участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется “парситипативным”.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, что необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, и, соответственно, фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.

Принцип гибкости заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Принцип точности заключается в том, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна.

Часто к данным принципам добавляют принцип комплексности (зависимость развития организации от комплексной системы плановых показателей - уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов), принцип эффективности (разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшей эффективности деятельности), принцип оптимальности (необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив), принцип пропорциональности (сбалансированный учет ресурсов и возможностей организации), принцип научности (учет последних достижений науки и техники) и другие3.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

По степени охвата сфер деятельности выделяют:

- общее планирование (планирование  всех сфер деятельности предприятия);

- частное планирование (планирование  определенных сфер деятельности).

По содержанию (видам) планирования выделяют:

- стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание  определенных предпосылок);

- оперативное (реализация  возможностей и контроль текущего  хода производства);

- текущее планирование (планирование, в котором увязываются все  направления деятельности предприятия  и работы всех его структурных  подразделений на предстоящий  финансовый год).

По объектам функционирования выделяют:

- планирование производства; - планирование сбыта;

- планирование финансов; - планирование кадров.

По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

- краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

- среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

- долгосрочное планирование (больше 5 лет).

По возможности внесения изменений выделяют:

- жесткое (не предполагает  внесения изменений);

- гибкое (при таком планировании  внесение изменений возможно).

Весь процесс планирования многие авторы делят на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование — “это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента”4. То есть, стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них “формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжении”5. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:

 ~ оперативно – календарный;

 ~ текущий;

 ~ среднесрочный;

 ~ долгосрочный;

 ~ стратегический.

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов (Схема ).

Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:

  • точности устанавливаемого интервала планирования;
  • степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;
  • степени точности расчетов затрат и результатов производства;
  • порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема Взаимодействие плана и организационно-экономического механизма управления производством продукции (услуг) на предприятии

 

 

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (Табл. 1).

 

Табл. 1 Основные показатели по видам планирования

Стратегическое

Долгосрочное

Текущее

Операционно-календарное

1) Наименование  продукта (услуг)

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Перечень и количество позиций номенклатуры продукции

Подетальный перечень и количество позиций номенклатуры продукции

2) Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат

Сумма расходования ресурсов по видам продукции

Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре продукции

Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции

3)Ориентировочные  подвижные сроки исполнения

-Календарные сроки  исполнения

-Точно установленные  сроки исполнения

-Почасовые и  суточные графики исполнения

4) Ответственные  исполнители, без указания соисполнителей.

-Ответственные  исполнители и соисполнители  по этапам и видам работ

-Подробный перечень  исполнителей по этапам и видам  работ и номенклатуре продукции.

-Подетальное распределение работ среди исполнителей

5) Эффективность (достижение цели, окупаемость затрат)

-Превышение дохода  над расходами (прибыль)

-Сумма чистого  дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции


 

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:

Информация о работе Понятие и виды планирования