Понятие коммуникации. Шульц
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:32, доклад
Описание работы
Фридман Шульц фон Тун разработал очень полезную коммуникативную модель. Большинство тренеров по коммуникации работают именно с его моделью, потому что она очень проста и наглядна. Шульц фон Тун видит преимущество этой модели в том, «что она позволяет классифицировать множество барьеров и проблем в общении и определить цели для тренировки коммуникативных способностей»
Файлы: 1 файл
Фридман Шульц фон
Тун
Фридман Шульц фон Тун разработал
очень полезную коммуникативную модель.
Большинство тренеров по коммуникации
работают именно с его моделью, потому
что она очень проста и наглядна. Шульц
фон Тун видит преимущество этой модели
в том, «что она позволяет классифицировать
множество барьеров и проблем в общении
и определить цели для тренировки коммуникативных
способностей»
Его модель подробно изложена
в труде «Четыре стороны сообщения». Шульц
считает, что искать один единственный,
идеальный стиль общения нецелесообразно
и ненужно. «Общение подобно дереву - материалу,
из которого вырезают», - говорит он. Основой
хорошего общения Шульц считает двойное
соответствие:
1. Соответствие как согласие
с самим собой.
2. Соответствие как согласие
со спецификой ситуации и с причиной возникновения
общения.
Он представляет свою коммуникативную
модель в виде квадрата:
- Предметное содержание: как я могу наиболее понятно сообщить о положении вещей.
- Аспект отношений: как я общаюсь с близкими мне людьми.
- Аспект самовыражения: когда кто-либо что-то говорит, он также говорит и о себе, поэтому каждое сообщение - это определенное проявление его личности.
- Аспект обращения: когда человек что-то говорит, он, как правило, хочет на что-либо повлиять.
Шульц фон Тун говорит, что каждое
сообщение всегда включает вышеперечисленные
четыре аспекта. Представьте себе, что
мы знакомимся. Я даю Вам информацию. Вы
воспринимаете ее предметное содержание,
а также аспект отношений. Вы чувствуете
мое самовыражение и обращение. С самовыражением
передадутся и другие ощущения, Метакоммуникация,
язык тела и тому подобное могут создать
препятствия в общении.
Предметное содержание
Деловой аспект подразумевает
сообщение предметного содержания. Шульц
применяет гамбургскую программу понятности,
которую он разработал в соавторстве с
Р. Таушем. Это - критериальная модель понятности
текстов. Она предусматривает четыре
ключевых особенности понятного высказывания:
- Простота: текст являет собой простое представление предметного содержания. К тому же обстоятельства дела должны быть изложены интересно и конкретно, короткими предложениями, без заимствованных слов.
- План: связующая нить изложения не должна теряться или прерываться; текст должен быть содержательным и последовательным. Кроме того, необходимо отделять более важную информацию от менее важной.
- Краткость/выразительность: текст или высказывание всегда должны содержать конкретную информацию, которая наиболее четко и понятно выражает основную мысль.
- Стимулирование: текст должен быть, по возможности, интересным
и увлекательным. Чтобы он получился
таким, можно, например, обращаться с вопросами, вводить короткие
рассказы, которые помогут объяснить непонятное. Этого можно добиться также с помощью примеров, сравнений, метафор, вопросов или иллюстраций.
Указанная модель была разработана
специально для письменной коммуникации.
В устном общении учесть все вышеназванные
аспекты в каждом высказывании почти невозможно.
Но все же отдельные правила
действуют и для устной коммуникации.
Если использовать понятные языковые
структуры и понятно формулировать то,
что хочешь сказать, сообщить какую-либо
информацию проще и в устной форме.
Самовыражение
В каждом предложении, которое
человек говорит кому-то, он сообщает какую-то
информацию о себе. В его высказываниях
получатель может не только распознать
предметное содержание, аспект отношений
или аспект обращения. Он может также спросить,
что заставило другого человека сообщить
об этом. Кроме того, отправитель может
так оформить эту сторону коммуникации,
что создаст о себе конкретное представление.
Этот аспект колеблется между самовыражением
и самопредставлением.
Отношение
Многие получатели очень чувствительны
к этой стороне сообщений. Здесь отправитель
проявляет свое отношение к получателю.
При понимании аспекта отношений большую
роль играет восприятие невербального
поведения. С одной стороны, в этом аспекте
отправитель демонстрирует, как он определяет
отношения между собой и получателем,
а, с другой стороны, он выявляет свое представление
о получателе. Итак, на самом деле, аспект
отношений состоит из двух составляющих:
во-первых, «Я»-сообщение получателя («Так
я представляю тебя») и, во-вторых, «Ты»-«Мы»-сообщение
(«Так я представляю наши отношения»).
Обращение
Каждой фразой отправитель
хочет как-то привлечь получателя или
повлиять на него. Эго аспект обращения
в сообщении. Обращение может быть выраженным,
эксплицитным, или подсознательным (тогда
его называются имплицитным, невыраженным).
Когда отправитель хочет манипулировать
получателем, то использует для своего
обращения и другие аспекты коммуникации.
Он задействует их так, что они поддерживают
его обращение. При этом само обращение
будет скорее имплицитным, так что у получателя
может возникнуть впечатление, что его
действиями управляют.
Уместно процитировать один
пример из книги Шульца фон Туна, который
еще раз объясняет все четыре стороны
сообщения. Два человека сидят в автомобиле,
стоящем перед светофором. Пассажир, сидящий
рядом с водителем, говорит: «Эй, там зеленый».
А теперь рассмотрим четыре стороны сообщения:
| Предметное содержание |
Светофор зеленый |
Самовыражение |
Я тороплюсь |
Обращение |
Дави на газ |
Отношение |
Тебе нужна моя помощь |
В дальнейшем именно от водителя
зависит, на какую из сторон сообщения
он обратит внимание. Возможно, он почувствует,
что его опекают, услышит отношение и закричит:
«Ты ведешь или я?». Или он поймет самовыражение
в этом сообщении и скажет: «Мы уже почти
приехали». В то время как предметное содержание
прежде всего апеллирует к разуму, отношение
воспринимается сердцем. Существуют не
только четыре стороны сообщения, но и
«четыре уха», которыми мы воспринимаем
сообщение.
Информация о работе Понятие коммуникации. Шульц