Понятие системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:45, доклад

Описание работы

К управляющей подсистемы относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, т.е. целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемых системах.
От всестороннего изучения специфики субъектов управления во многом зависит эффективность управления, которая достигается разграничением или объединением функций, определением цели на том или ином этапе развития, предотвращением дублирования функций и тому подобное.
Главной конечной целью системы управления является не личная деятельность, а организация и обеспечение надлежащего состояния его объекта. Последний может рассматриваться двояко:
- Как организована подсистема управления;
- Как объективные явления, процессы материального мира, подлежащих воздействию, преображению и использованию.

Файлы: 1 файл

TU_Ponyatie_sistemy_upravlenia.docx

— 22.51 Кб (Скачать файл)

Понятие системы  управления

 

Действительно, единого определения системы  управления найти не удалось, но у  всех определений есть общие элементы.

Во-первых, система управления – это ПОДСИСТЕМА системы более высокого порядка  технической, социальной или иной, в  отношении которой осуществляется управление.

Во-вторых, ОБЪЕКТОМ системы управления является состав (элементы, подсистемы, связи, структура) и функционирование (состояния и  поведение) управляемой системы.

В-третьих, ЦЕЛЬЮ системы управления является достижение целей управляемой системы.

В-четвертых, ОГРАНИЧЕНИЕМ системы управления являются допустимые условия существования  управляемой системы.

Каждая  система управления состоит из двух взаимосвязанных подсистем: управляющей  подсистемы или субъекта управления (то есть того, кто управляет) и управляемой  подсистемы или объекта управления (того, кем управляют).

К управляющей подсистемы относятся  все элементы, обеспечивающие процесс  управления, т.е. целенаправленного  воздействия на коллективы людей, занятых в управляемых системах.

От  всестороннего изучения специфики  субъектов управления во многом зависит  эффективность управления, которая  достигается разграничением или  объединением функций, определением цели на том или ином этапе развития, предотвращением дублирования функций и тому подобное.

Главной конечной целью системы управления является не личная деятельность, а  организация и обеспечение надлежащего  состояния его объекта. Последний может рассматриваться двояко:

- Как организована подсистема управления;

- Как объективные явления, процессы  материального мира, подлежащих  воздействию, преображению и использованию.

Изменения в объектах обусловливают этапы  развития системы управления и оценку эффективности ее функционирования. Поэтому объект управления обладает свойством определенной степени  влиять на управленческую деятельность по конечным результатам.

Более того, объект управления определяет состояние  функционирования субъекта, влияя на его постройку, организацию деятельности, выбор целей, использования комплекса  средств их достижения.

 

Понятие «система управления»

Среди специалистов в области  управления имеет хождение ряд формулировок понятия «система управления» (И. Ансофф, О.С. Виханский, А.И. Наумов, Д.М. Розенберг, Р.А. Фатхутдинов и др.). Наиболее емкой, на наш взгляд, является следующая: система управления – это совокупность элементов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования информации в процессе реализации концепции управления, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации.

Критерием принадлежности некой системы к системе управления может служить следующее положение: если данная система является неотъемлемой частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления (Виханский и Наумов, 1996). То есть, управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления.

Г. Эмерсон утверждал, что «правильные принципы в руках посредственных людей сильнее бессистемных и случайных попыток гения …». Современные принципы управления или принципы управления организацией, определяющие требования к системе, структуре и организации процесса, в наиболее полном виде сформулировали Г. Кунц и С. О’Доннел (1981). Наиболее важные из них:

оптимального сочетания  централизации и децентрализации;

коллегиальности;

научной обоснованности;

плановости;

сочетания прав, обязанностей и ответственности;

частной автономии или  свободы действий;

иерархичности и обратной связи.

В последние годы получили распространение принципы глобального управления качеством, зафиксированные в новой редакции стандартов серии ИСО 9000:2000, определяющие философию управления и позволяющие достигнуть цели качества. Это восемь следующих принципов:

1) фокус на потребителя;

2) руководство;

3) вовлечение всех работников;

4) процессный подход;

5) непрерывные улучшения;

6) системный подход к  управлению;

7) подход к принятию  решений на основе фактов;

8) взаимовыгодные отношения как с внешними, так и с внутренними поставщиками.

В рамках управления качеством  проводится непрерывный мониторинг и анализ бизнес-процессов, который  ориентирован на совершенствование:

взаимоотношений с клиентами;

внутрихозяйственной деятельности;

финансового обеспечения;

инновационной деятельности, развития организации и обучения персонала.

Выше отмечалось, что в  самом общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия между двумя участниками, один из которых в этом взаимодействии – субъект управления, а второй – объект управления (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Субъект и объект управления

Два момента характеризуют взаимодействие между субъектом и объектом управления:

1) субъект управления направляет объекту управления импульсы взаимодействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Эти импульсы чаще всего называются управленческими командами;

2) объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

В процессе взаимодействия необходимо наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять, а также наличие у объекта управления готовности и возможности выполнять команды, которые формируют отношения управления (Виханский и Наумов, 1996).

В рамках организации субъектом  управления, то есть носителем власти, является руководитель, который в  силу принятой в организации концепции  управления (уровня централизации и  децентрализации) может делиться полномочиями и ответственностью с нижестоящими по управленческой иерархии руководителями.

Что же касается СУ, то в качестве объектов управления могут выступать  подразделения организации, специалисты, писаные и неписаные правила  функционирования организации, используемые в процессе производства ресурсы  и т.д.



Информация о работе Понятие системы управления