Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:05, реферат
Как известно, социология возникла как теория определенного – модерного – типа общества и существовала с ним в определенном симбиозе. Ее появление зафиксировало наступление нового исторического этапа в общественном развитии, нового состояния общества, которое явилось результатом разделения государственной, экономической и гражданской сфер.
Таким образом, постмодернизм помимо альтернативы предлагает социологии и собственную теоретическую альтернативу, особое видение социальной реальности, в котором:
Вместе с тем необходимо отметить, что в последние два-три десятилетия в социологии в рамках нетрадиционных направлений происходило активное критическое переосмысление традиционных концепций, которое привело к общему методологическому сдвигу в видении социальной реальности, созвучному постмодернистскому.
Этот сдвиг проявляется прежде всего в прекращении поисков устойчивых социальных целостностей, в смещении интереса исследователей со структур и институтов на процессы, причем прежде всего на процессы, протекающие в мире повседневности, который рассматривается как "первичная реальность", открывающаяся социологам (феноменологическая социология, этнометодология ).
Этот сдвиг проявляется и в появлении нового языка социологии, в преобразовании статических понятий социологии в динамические ( понятия "структура" в понятие "структуризация" у Н.Элиаса ( N.Elias ) , устойчивых форм межиндивидуального взаимодействия - в "фигурации" у Э.Гидденса (A.Giddens) и т.п. ) Таким образом, различные теоретические направления участвуют в разработке концептуальной альтернативы социологии модерна, совместно формируя новую модель репрезентации социальной реальности, отличную от той, что доминировала в социологии модерна.
ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ СДВИГ К ПОСТМОДЕРНУ?
Сдвиг к ценностям постмодерна — не первый в истории случай крупного культурного сдвига. Так, переход от аграрного общества к индустриальному был облегчен сдвигом, означавшим отход от мироотношения, формируемого неподвижно-устойчивой экономикой.
Такое мироотношение характери
Некоторые из этих тенденций, связанных с переходом от "традиционного" общества к "современному", в настоящее время достигли своих пределов в передовом индустриальном обществе, где перемены принимают новое направление.
Эта смена направления перемен отражает действие принципа убывающего приращения пользы. Индустриализация и модернизация требовали слома культурных препятствий, сдерживающих накопление, имеющихся в любой неподвижно-устойчивой экономике. В западноевропейской истории эта задача была успешно выполнена благодаря становлению протестантской этики, которая (хоть она и имела длительную интеллектуальную историю) с функциональной точки зрения выглядела мутацией, осуществленной наудачу. Если бы ее становление произошло двумя столетиями раньше, она могла бы отмереть.
В
среде же своего времени она нашла для
себя нишу: технологическое развитие делало
возможным быстрый экономический рост,
и кальвинистское мироотношение п
Передовые индустриальные общества в настоящее время изменяют свои социально-политические траектории в двух кардинальных отношениях:
1. Системы ценностей. Все
Место экономических достижений как
высшего приоритета в настоящее
время в обществе постмодерна
занимает все большее акцентирование
качества жизни. В значительной части
мира нормы индустриального
2. Институциональная структура. Мы приближаемся также к пределам развития иерархических бюрократических организаций, способствовавших созданию современного общества. Бюрократическое государство, дисциплинированная олигархическая политическая партия, сборочная линия массового производства, профсоюз старого образца и иерархическая корпорация сыграли неимоверно важную роль в мобилизации и организации энергии масс людей; они сделали возможными промышленную революцию и современное государство. Но они подошли к поворотному пункту — по двум причинам: во-первых, они приближаются к пределам своей функциональной эффективности; а во-вторых — к пределам их массового приятия. Рассмотрим оба фактора.
КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ, ВЕДУЩИЕ К ПОСТМОДЕРНИЗАЦИИ
Столь же основательной переменой
в самом направлении перемен
явился сдвиг в преобладающих
нормах и мотивациях, лежащих в
основе поведения людей. По сути, для
всех аграрных обществ были характерны
системы ценностей, осуждавшие социальную
мобильность. Это было неизбежным в
условиях устойчиво-неподвижных
Главным источником богатства была
земля, запас которой неизменен:
единственный способ стать богатым
состоял в том, чтобы захватить
землю, принадлежащую кому-то другому,
— для чего могло потребоваться
убить владельца. Такое внутреннее
насилие — а оно угрожало самому
выживанию любого общества — подавлялось
нормами, которые делали упор на приятии
статуса, данного рождением, и клеймили
честолюбца и карьериста. В то же
время в традиционных обществах
подчеркивалась обязанность делиться
и благотворить — что помогало
компенсировать неимущим отсутствующую
социальную мобильность, но вместе с
тем также подрывало
Возникновение материалистической системы ценностей, не только терпимой к экономическому накоплению, но и поощрявшей его как нечто похвальное и героическое, знаменовало ключевую культурную перемену, открывшую путь капитализму и индустриализации. Вебер рассмотрел этот процесс в книге "Протестантская этика и дух капитализма" , однако его работу можно представить как исследование частного случая более общего феномена. В настоящее время функциональный эквивалент протестантской этики самым энергичным образом действует в Восточной Азии и сходит на нет в протестантской Европе, поскольку технологическое развитие и культурные перемены стали глобальными феноменами.
Именно из-за достижения высоких
уровней экономической
Этот сдвиг происходил на
всем пространстве
ПОСТМОДЕРНИЗМ: МЕНЬШАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И НАУЧНОГО АВТОРИТЕТА
Все общества нуждаются в какой-либо легитимирующей формуле власти: решения их лидеров только в том случае не опираются исключительно на принуждение, когда они воспринимаются как легитимные.
Одной
из центральных компонент
Важной же компонентой сдвига постмодерна является сдвиг, отвращающий и от религиозной, и от бюрократической власти и приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета. Ибо послушание власти сопряжено с высокими издержками: личные цели индивида приходится подчинять целям более широкой субьективности.
Но в условиях неуверенности
в завтрашнем дне люди более
чем охотно идут на это. При
угрозе вторжения, 'внутренних беспорядков
или экономического краха они
усердно ищут сильных
Наоборот, условия процветания и безопасности способствуют плюрализму вообще и демократии — в частности. Это помогает объяснить давно установленную закономерность: богатые общества с большей вероятностью демократичны, чем бедные.
На эту закономерность указал
Липсет , и она совсем недавно была подтверждена Бэркхартом и Льюи
До недавнего времени
Так, и общество, и современное индустриальное были сформированы ценностями выживания. Сдвиг же постмодерна привел к явственному уменьшению значения, придаваемого любым формам власти и авторитета.
Список использованных ресурсов
1)http://www.chem.msu.su/rus/
2) http://www.sociology.mephi.ru/
3) http://www.polisportal.ru/
4) http://www.e-reading.org.ua/
5) http://wabby.ru/obm/upload/
Информация о работе Постмодернистские принципы в современной организационной теории