Разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития организации для ОАО "АвтоВАЗ"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:46, доклад
Описание работы
Каждый из нас живет в системе управленческих и организационных отношений, которые становятся все более сложными, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации не может быть адекватным тем многообразным и неординарным управленческим ситуациям, которые требуют определения стратегии реагирования или принятия единственно правильного решения. В соответствии свыше сказанным определим цель доклада – разработка концепции
системы управления и обоснование ее эффективности для развития организации.
Файлы: 1 файл
28
Разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности
для развития организации для ОАО "АвтоВАЗ"
Беспечанский Д.Е.
МГТУ «МАМИ»
Введение
Каждый из нас живет в системе управленческих и организационных отношений, которые
становятся все более сложными, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой
организации не может быть адекватным тем многообразным и неординарным управленческим
ситуациям, которые требуют определения стратегии реагирования или принятия единственно
правильного решения.
В рыночной экономике руководителям приходится учитывать изменения внешней
среды, так как организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении
поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит
выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы не только
внешней, но и внутренней среды. Более того, он должен предложить подходящие способы
реагирования на эти воздействия, то есть разработать концепцию системы управления. Этим, на
наш взгляд, как раз и обусловлена актуальность выбранной нами темы курсовой.
В соответствии свыше сказанным определим цель доклада – разработка концепции
системы управления и обоснование ее эффективности для развития организации.
Для реализации поставленной цели сформулированы и последовательно решены
следующие задачи:
1.Обосновать выбор объекта управления и предоставить общие сведения о выбранной
организации и проанализировать факторы внешней и внутренней среды организации;
2. Сформулировать миссию, цели объекта
исследования; разработать
стратегию
развития выбранного объекта
3. Составить логическую схему процесса принятия управленческих решений
4. Выбрать методы управления и оценить эффективность работы
Выбранный объект исследования - ОАО «АвтоВАЗ».
ОАО «АвтоВАЗ» было выбрано мною не случайно, т. к. автомобильный рынок
динамично развивается и россияне, как и предрекали многие аналитики, покупают все больше
машин.
По сравнению с прошлым годом объем рынка легковушек увеличился на 15%. В первую
очередь - благодаря ввозу новых и подержанных иномарок. Во вторую - из-за выпуска
зарубежных машин в России. Отечественные производители, напротив, потеряли свои позиции.
Сейчас на их продукцию приходится лишь половина продаж вместо прошлогодних 65. Если
оценивать рынок не числом автомобилей, а их суммарной стоимостью, иномарки выйдут
абсолютными победителями. Объем российского авторынка будет расти и дальше. Судя по
всему, к 2010 году он превысит 30 миллиардов долларов - это больше, чем внутренние рынки
газа и электроэнергии вместе взятые. Если наметившиеся тенденции сохранятся, большая часть
этих денег достанется иностранцам. Стоимость отечественных машин за последние годы
возросла настолько, что российские машины вступили в серьезную конкуренцию с доступными
иномарками, в том числе собранными в нашей стране. Многие из отечественных марок
конкуренции не выдержали.
Ряды российских автомобилей заметно редеют. Больше нет Ижеи с оцинковкой, вскоре
исчезнет Волга, которая, если верить рекламе еще несколько лет назад всех приятно
"удивляла". Судя по всему, на рынке останется лишь "Лада" со своим слоганом "продолжай
движение", поэтому в данной курсовой работе была разработана концепция системы
управления и обоснование ее эффективности для дальнейшего развития.
1. Выбор и обоснование объекта управления
1.1 общая Информация об объекте
Полное наименование:
29
на русском языке - Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ»
на английском языке - Public Joint-Stock Company «AVTOVAZ»
Сокращенное наименование:
на русском языке - ОАО "АВТОВАЗ"
на английском языке - JSC «AVTOVAZ»
Основание введения наименования:
Общество создано путем учреждения по решению Государственного комитета
РФ по управлению городским имуществом № 1-Р от 5.01.1992г. №721
Место нахождения, почтовый адрес:
445633, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36
тел. (8482) 73-92-95, 73-71-25
Факс: (8482) 73-82-21
Дата государственной регистрации:
5 января 1993 г., регистрационный номер - 2925
Орган, осуществивший государственную регистрацию:
Администрация Автозаводского района г. Тольятти
Координаты службы по работе с акционерами:
Управление имущества ОАО "АВТОВАЗ"
Тел: (8482) 73-80-97
Факс: (8482) 73-81-61
Аудитор общества:
ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит"
113054, Москва, Космодемьянская наб. 52, стр. 5
Тел. (7-095) 967-60-00
Факс (7-095) 967-60-01
Держатель реестра акционеров:
ОАО "Центральный Московский депозитарий"
105082, г.Москва Тел. (095) 221-1333
Web-сайт: www.mcd.ru
Представительство в Москве:
Представительство ОАО «АВТОВАЗ»
Место нахождения:103064, РФ, г. Москва, Гороховский переулок, д.3
Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ»: www.vaz.ru, http://www.lada-auto.ru
E-mail: press@vaz.ru
ОАО «АвтоВАЗ»- крупнейшее, а России предприятие по выпуску автомобилей и
запасных частей. Кроме примерно 2700 автомобилей, выпускаемых на главном конвейере ОАО
«АВТОBАЗ», его сборочные предприятия изготавливают более тысячи машин популярной
российской марки.
Автомобильный комплекс включает в себя:
• металлургическое производство
• прессовое производство
• механосборочное производство
• сборочно-кузовное производство
• производство пластмассовых изделий
• производство ремонта и обслуживания оборудования
• энергетическое производство
• инструментальное производство
• производство по переработке промышленных отходов.
Основная хозяйственная деятельность
Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" относится к отрасли вторичного цикла -
машиностроение.
Основной хозяйственной деятельностью ОАО «АВТОВАЗ» является производство
автомобилей и запасных частей к ним. По объему производства ОАО "АВТОВАЗ" входит в
30
двадцатку ведущих мировых автомобильных компаний.
Основными преимуществами ОАО "АВТОВАЗ", которые позволяют ему занимать
доминирующее положение в отрасли отечественного автомобилестроения, являются:
• сложившееся оптимальное для российского рынка соотношение цена/качество;
• развитая система сервиса;
• передовые технологии в области массового производства;
• наличие комплекса опытно-промышленного производства, который является базой для
отработки пилотных проектов;
• крупнейший в стране научно- технический центр с полигоном для испытаний
автомобилей;
• высокая концентрация необходимых ресурсов для производства автомобилей.
Таблица 1 - Данные о доходах от основной деятельности Открытого акционерного общества
«АВТОВАЗ»
Основные виды продукции (работ, услуг)
Основные виды продукции, обеспечившие не менее чем 10 % объема реализации
(выручки) за отчетный период: основным видом продукции ОАО "АВТОВАЗ" являются
производство автомобилей, производство запасных частей.
Показатели, характеризующие основные виды продукции, обеспечившие более 10%
объема выручки.
Таблица 2 - Цены на новые автомобили ОАО «АВТОВАЗ» колеблются от 100000 до 350000
рублей.
1.2 Этапы исторического пути
20 июля 1966 года - правительственное постановление о строительстве в Тольятти завода
по производству легковых автомобилей.
15 августа 1966 года - генеральное соглашение с итальянским концерном FIAT о
сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля проекта автомобильного завода
и его строительстве.
14 января 1967 года - на строительной площадке завода был вынут первый ковш грунта.
25 сентября 1969 года - за семь месяцев до схода с конвейера первых автомобилей,
вышел приказ об организации на заводе отдела технического обслуживания.
19 апреля 1970 года - с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей.
8 июля 1971 года - принятие решения по формированию фирменной сети
"АвтоВАЗтехобслуживание".
13 июля 1971 года - создание Волжского объединения по производству легковых
автомобилей (ПО "АвтоВАЗ").
31
В июне 1974 г. Волжский автомобильный завод был награжден международной премией
«ИНТЕРСОЛ-РЕНД», присуждающейся за создание крупнейших сооружений, ставших
символом нашей эпохи.
В 1980 году - собственная разработка конструкторов ВАЗа - автомобиль ВАЗ-2121
«Нива» награжден золотой медалью 52-й международной ярмарки в Познани (Польша).
В 1985 году в Греции было организовано первое предприятие по выпуску автомобилей
повышенной проходимости "LADA NIVA". Этот проект просуществовал около 5 лет и накопил
опыт, который оказался бесценным для современной внешней сборки.
В 1986 году начались работы по созданию научно-технического центра.
5 января 1993 года- ПО "АвтоВАЗ" преобразовано в акционерное общество открытого
типа - АООТ "АвтоВАЗ". Были утверждены Устав АООТ "АвтоВАЗ", план приватизации,
состав совета директоров.
16 ноября 1995 года - основной этап развития, когда был образован центр сборочных
комплектов ОАО "АВТОBАЗ".
17 мая 2005 года ОАО "АВТОBАЗ" отгрузило предприятиям сервисно - сбытовой сети
первую партию автомобилей LADA KALINA, предназначенных для розничных продаж.
В декабре 2005 года завод перешел под контроль государства.
1.3 Факторы внешней среды, влияющие на функционирование объекта
Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с
внешней средой. Организация зависит от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так
и потребителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и
институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической
деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе,
уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает, стабильна, поэтому мало
знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, надо уметь реагировать на эти
изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.
В связи с этим факторы внешней среды подразделяются на факторы косвенного и прямого
воздействия.
а) Факторы косвенного воздействия
Резкие
изменения
регионального
масштаба
(экологические, политические,
демографические, социальные) маловероятны, но их возникновение, безусловно, отразится на
деятельности компании.
Политическая сфера
Продукция ОАО «АВТОВАЗ» реализуется на территории всей Российской Федерации и
за ее пределами, следовательно, на его деятельность большее влияние оказывает изменение
ситуации в России.
Перспективы стабильности в Российской Федерации в значительной степени зависят от
эффективности мер, предпринимаемых Правительством, а также от развития законодательной
базы и политической ситуации.
К негативным факторам, влияющим на снижение объёмов сбыта продукции ОАО
«АВТОBАЗ» необходимо отнести:
введение
различных
законодательных
актов, ограничивающих
возможность
деятельности акционерного общества на внешних рынках,
Например, 18 июня 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон 173-ФЗ «О
валютном регулировании и валютном контроле». Несмотря на то, что в Законе содержится ряд
положений прямого действия, он носит рамочный характер и устанавливает общие правила, в
пределах которых Правительство РФ и Банк России уполномочены вводить те или иные меры
валютного регулирования, в связи, с чем может возникнуть некоторая неопределенность в
процессе осуществления валютных операций при импорте сырья.
Колебания конъюнктуры цен, рост ставок и тарифов на железнодорожные и другие виды
перевозок экспортных грузов, утверждаемые министерствами и ведомствами (как в Российской
Федерации, так и в странах импортёрах); В связи с тем, что ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет
32
экспорт продукции, существует риск, связанный с изменением правил таможенного контроля и
пошлин в странах-экспортерах. Ужесточение таможенного законодательства, проведение
правительствами
стран- экспортеров
протекционистской
политики
в
отношении
производителей продовольственных потребительских товаров могут оказать негативное
влияние на прибыль.
Правовая сфера
Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» создано путём учреждения по решению
Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным
имуществом № 1-Р от 05 января 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,
добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля
1992 года №721.
Правовое положение Общества определяется Гражданским кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом "Об акционерных обществах", Налоговым кодексом РФ,
другими законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Технология
Внедрены интегрированные решения, объединяющие самые современные средства
автоматизированного проектирования (САО), технологической подготовки производства
(САМ), инженерного анализа (САЕ) и управления инженерными документами (РОМ).
Научно - техническое развитие направлено на:
• обновление технологий и модельного ряда, разработку новых материалов, повышение
качества производимой продукции;
• повышение экологической безопасности автомобилей и технологий производства.
• снижение ресурсоемкости производства;
При разработке новых моделей основными задачами ОАО «АВТОВАЗ» являются:
• ориентация при разработке моделей, прежде всего на внутренний рынок;
• максимальное освобождение от продукции, производство которой не требует высоких
технологий, вынос этих производств на другие предприятия, высвобождение площадей
под новые высокотехнологичные производства;
• унификация базовых платформ моделей при максимальной возможности вариации
комплектаций;
• максимально возможное повышение качества выпускаемой продукции.
В настоящее время происходит максимальная переориентация на отечественных
поставщиков комплектующих, оказание им помощи при освоении новых высокотехнологичных
образцов продукции.
Физико-географические условия
Несмотря на то, что место нахождение самого ОАО «АВТОВАЗ» находится в Тольятти,
оно имеет филиалы и представительства по всей территории России и за ее пределами. Все
регионы, в которых находятся филиалы и представительства имеют хорошо развитую
социальную инфраструктуру.
Экономика
Безусловно, экономика оказывает существенное влияние на деятельностьОАО «Автоваз»
через налоги, различные изменения и колебания в экономике.
Основными показателями, которые подвержены влиянию указанных рисков, являются
выручка, себестоимость и прибыль.
Рост цен на комплектующие изделия приведет к росту себестоимости, в результате чего
ОАО «АВТОВАЗ» будет вынужден повысить цены на продукцию, это приведет к снижению
ценового преимущества за счет увеличения цен на материалы, электроэнергию, транспортные
тарифы.
Колебание конъюнктуры цен и их увеличение на сырье, энергию, транспортировку
приведет к значительному росту затрат и снижению рентабельности и возможности платить по
своим обязательствам.
33
Рост ставки по налогам приведет к увеличению расходов и снижению денежных средств.
б) Факторы прямого воздействия
Акционеры
Более 50% акций принадлежат ФГУП «Рособоронэкспорту», который является
государственным предприятием, остальная часть доли акций «АвтоВаза» распределена между
его дочерними предприятиями и мелкими акционерами.
На рост цены акций ОАО «АвтоВАЗ» основное влияние оказала тенденция российского
фондового рынка к плавному уходу от вложений в акции и усилению интереса к акциям
динамично развивающихся компаний, которые только в последние годы вышли на рынок.
Акции ОАО «АВТОВАЗ» пользуются стабильным спросом со стороны профессиональных
участников российского фондового рынка.
Конкуренты
Безусловно, в любой отрасли существует конкурентная среда, позволяющая организации
развиваться. В
целях
повышения
эффективности
предприятия
и
обеспечения
конкурентоспособности продукции в обществе с 1999 года проводится реформирование
производственно-хозяйственной деятельности с созданием бизнес - единиц. ОАО "АВТОВАЗ"
стремится соответствовать современным принципам построения автомобилестроительного
предприятия со структурой, адекватной нынешним тенденциям развития экономики.
Одним из главных конкурентов ОАО «АвтоВАЗа» является «Рено», а также другие
иностранные производители машин.
В настоящее время многие предпочитают купить подержанную иномарку, нежели новую
машину отечественного производства. Наибольшую конкуренцию «АвтоВАЗу» составляют
корейские и японские бренды.
Лидерами по динамике и объему продаж среди новых автомобилей иностранных марок
за 2005 год стали: Hyundai -87.457, Toyota-60.636, Ford- 60.654, Nissan- 46.485 и др.
Поставщики
В поставке комплектующих и материалов на ОАО "АВТОВАЗ задействовано более 1000
предприятий по всей России, обладающего сегодня всем необходимым для проектных,
исследовательских, испытательных работ, также опытно-промышленного производства для
выпуска до 30 000 автомобилей в год.
Стандарт качества ИСО-9000 внедряется в практику работы заводов-поставщиков ОАО
"АВТОВАЗ". Он стал единственным критерием при отборе предприятий, с которыми
сотрудничает ОАО "АВТОВАЗ".
Отношения с поставщиками значительно отражаются на себестоимости, качестве
продукции, сроках изготовления, тем самым оказывая влияние на эффективность.
Поставщиков у ОАО «АвтоВАЗа» множество. Помимо своих производственных
центров, поставляющих «АвтоВАЗу» различные запчасти, оборудование и прочее, у него
имеются поставщики стекла химической продукции, текстиля, пластика и другой продукции не
только из России, но и из других стран, с которыми сотрудничает «Автоваз».
Оборудование поставляется ведущими западными фирмами КАВАСАКИ (Япония),
КУКА (Германия), СИАКИ (Франция), КОМАУ (Италия) и др., а также Россией и странами
ближнего зарубежья.
Лучшими поставщиками в 2005 году ОАО «АвтоВАЗа» стали:
Поставщики металлоизделий, электроизделий и электроники:
1. ЗМЗ-ПОДШИПНИКИ, Г. ЗАВОЛЖЬЕ
2. АКОМ, Г. ЖИГУЛЕВСК
3. СИМЕНС ФДО АУТОМОТИВ, Г. МОСКВА
Поставщики резинотехнических, неметаллических и пластмассовых изделий:
1.ПФ "АВАНГАРД", ТОЛЬЯТТИ
2. ХИМФОРМ, Г. БАЛАКОВО
Потребители
Главным заказчиком для ОАО "АВТОВАЗ" был и остается потребитель. Все реформы,
которые происходят в фирменной сети общества, направлены на удовлетворение потребностей
34
владельцев автомобилей LADA.
Потребителями «АвтоВАЗа» выступают как физические лица, заинтересованные в
приобретении автомобиля для личного или иного пользования, так и юридические лица,
покупающие автомобили для использования их внутри организации для различных целей.
Продукция поставляется в страны Ближнего Востока, Латинской Америки. Во всем мире
парк автомобилей "Лада" составляет более 12 млн. штук, в том числе в России - 8 млн.
Основными потребителями продукции ОАО "АВТОBАЗ" на внутреннем рынке являются
Восточный, Московский, Поволжский и Северо-Западный регионы. На внешних рынках
являются: в странах СНГ - Украина, Казахстан, в странах Европы - Франция, Греция.
Стабильная реализация в 35 стран.
Основными потребителями продукции ОАО «АВТОBАЗ» на внешних рынках во 2
квартале стали: в странах СНГ - Украина, Азербайджан, Казахстан; в странах Европы и
Дальнего зарубежья - Турция, Франция, Греция, Египет, Болгария; в странах Балтии - Литва.
1.4 Факторы внутренней среды
Организационная структура
«Автоваз» создало корпоративный центр, полностью реорганизовав структуру
управления, которая в настоящее время позволяет оптимизировать и интегрировать основные
функции бизнеса: маркетинг и сбыт, производство и контроль качества, финансы, персонал и
инвестиции. ОАО "АВТОВАЗ" имеет линейно- функциональную структуру управления.
Фирменная сеть продолжает развиваться и это прослеживается на всех четырех
направлениях работы внутреннего рынка.
Во-первых, оптимально выстроилась организация торговли автомобилями. Это
произошло путем максимального приближения товара к покупателям. ОАО «АВТОBАЗ»
внедрил единые отпускные цены и бесплатную доставку продукции в регионы.
Во-вторых, ОАО «АВТОBАЗ» повысил требования к предприятиям сервисно-сбытовой
сети. Сегодня эти нормы приближаются к современным мировым стандартам. Уже действуют
точки европейского уровня в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Тольятти, Перми,
Тюмени, Воронеже, Ставрополе, Иркутске, Альметьевске.
В-третьих, совершенствуется работа с клиентами в области предоставления полного
спектра услуг. Развиваются новые формы продаж, в том числе в кредит, расширяется гамма
услуг, в частности, внедряется предоставление автомобилей в прокат, оформление страховки
непосредственно во время покупки автомобиля.
В-четвертых, решается задача на оптимальное насыщение рынка запасными частями -
качественными, сертифицированными ОАО «АВТОBАЗ».
ОАО «АВТОВАЗ» имеет иерархическую форму правления и коллегиальный стиль
принятия решений.
Так же ОАО «АВТОВАЗ» имеет перечень подразделений, например дирекция по
качеству, управление оборудованием и др.
Структура управления
Высшим органом управления ОАО "АВТОВАЗ" является общее собрание акционеров.
Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами совету
директоров (12 человек). Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления
обществом назначает президента - генерального директора и правление (12 человек).
Председателем правления является президент - генеральный директор.
Рабочими органами общего собрания акционеров являются:
Их деятельность регулируется уставом Общества и положениями.
Президиум
Счетная комиссия
Секретариат
Регламентная группа
Ресурсы:
1. Трудовые
35
В ОАО «АВТОВАЗ» традиционно на высоком уровне поддерживается отношение к
«человеческим ресурсам» и понимание их роли в коммерческом успехе акционерного
общества.
Корпоративная система управления предусматривает большой набор инструментов и
методов работы с персоналом, в т.ч. проверенную и осмысленную за многие годы социальную
политику, разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы
помощи работникам.
На всех предприятиях задействовано около 117 т. человек, которые обеспечивают
работой еще более 700 тыс. человек в отрасли.
В АО «Автоваз» проводится политика повышения роли зарплаты в общих доходах
работников, усиления ее зависимости от количества и качества труда, конечных результатов
работы предприятия.
В комплексах общежитий ОАО созданы условия для проживания более 10 тыс.
работников, функционируют 60 дотируемых дошкольных учреждений.
Подготовка рабочих по техническим специальностям, наиболее востребованным в ОАО
«АВТОВАЗ», осуществлялась в базовых учебных заведениях завода - Тольяттинском
машиностроительном техникуме, Тольяттинском техническом колледже, профессиональных
лицеях и др. В процессе производственного обучения и практики осуществлялся отбор
учащихся для дальнейшего трудоустройства на заводе.
Учитывая градообразующий характер предприятия, в составе акционерного общества
имеются подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское
обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.
Для обеспечения отдыха, оздоровления, занятий физкультурой и спортом, проведения
досуга работников акционерного общества и членов их семей в составе ОАО действуют базы
отдыха, детские оздоровительные лагеря, Дворец культуры и техники и т.д..
2. Финансовые
Источниками финансирования являются как собственные источники, так и заемные
средства.
В 2003 году ОАО «АВТОВАЗ» погасило крупную задолжность перед
Внешэкономбанком и Министерством финансов РФ. В этом же году ОАО «АВТОВАЗ»
получило кредит от крупного западного банка Deutsche Bank Luxemburg S.A.в размере 240 млн.
дол. До конца 2006 года.
Так же ОАО «АВТОВАЗ» планирует получить от государства долгосрочный
беспроцентный кредит для реализации своих проектов.
Развитие программы депозитарных расписок направлено на расширение круга
акционеров общества за счет западных институциональных инвесторов.
3. Материальные
Площадь головного предприятия ОАО "АВТОВАЗ" более 600 га с площадью зданий 4
млн. кв. м. В цехах установлено более 41 тысячи единиц оборудования. Протяженность
конвейерных систем составляет 300 километров. Длина главного сборочного конвейера,
состоящего из трех ниток, составляет 1,7 км. Каждые 22 секунды с конвейера сходит
автомобиль.
Таблица 3
Наименование группы объектов
основных средств
Первоначальная
стоимость, млн. руб.
Сумма начисленной
амортизации млн. руб.
Здания
33 080
8 602
Сооружения
13 170
9 740
Машины и оборудование
113 107
95 682
Транспорт
751
551
Прочие
1 301
931
36
Итого
161 949
115 506
4. Информационные
Одним из видов деятельности является редакционно-издательская и полиграфическая,
организация выпуска литературы массового спроса: газет, журналов и средств массовой
информации, учебников, учебных и методических пособий, буклетов и иной продукции. Теле-
и радиовещание, реклама, интернет.
Осуществление Электронных торгов.
Проведение собрания акционеров по электронной сети.
Единая ведомственная сеть.
Основными направлениями информационной политики являются:
раскрытие информации для акционеров;
информирование инвесторов и аналитиков;
информирование властных структур и делового сообщества;
информирование персонала, профессиональных союзов и других общественных
объединений и организаций;
информирование партнеров;
информирование потребителей;
взаимодействие со средствами массовой информации всех уровней.
Организационная культура
Общество высоко ценит профессионализм своих сотрудников. Поэтому за хорошую
работу ОАО «АВТОВАЗ» учреждает премии, дает путевки в дома отдыха, устраивает
различные вечера по случаю юбилеев своих сотрудников.
Следует отметить наличие корпоративного духа и высокой сплоченности коллектива в
подразделениях.
Также ОАО «АВТОВАЗ» имеет свою корпоративную философию.
Вывод:
Подводя итоги, следует отметить наиболее важные особенности объекта управления,
которые необходимо учесть при разработке стратегии:
зависимость от государства
сильная конкуренция со стороны иномарок
проблемы с финансированием
несоответствие цены и качества
2. ФОРМИРОВАНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ И
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения
которых формируется организация как целостная система. Целевая функция начинается с
установления общей цели организации (миссии), выражающей причину ее существования.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые
при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов
к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации в
первую очередь со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом
миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?
На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей
(покупателей производимой продукции), причем не, только в настоящее время, но и в
перспективе. В формулировке миссии важно указать:
• предназначение организации;
• роль для общества;
• принципы работы персонала.
37
Формой выражения миссии является Устав или другой документ, в котором руководство
определяет цели своей деятельности и доводит эти идеи до своих работников.
«АвтоВаз» так же имеет свою миссию, которая имеется на их официальной сайте
www.vaz. ru.
2.1 Миссия ОАО «АвтоВАЗ»:
Мы создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам,
принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников
и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества.
По Уставу целью общества является извлечение прибыли.
Ценности компании:
персонал компании
лояльность потребителей
сильная торговая марка
высокий научно-технический потенциал
прочная деловая репутация
социальная ответственность
Одного определения миссии недостаточно для разработки стратегии развития
организации в целом. Необходимо провести SWOT-анализ - анализ внешней и внутренней
среды организации и выявить сильные и слабые стороны. SWOT- анализ приведен ниже.
2.2 SWOT-анализ
Анализ возможностей и угроз внешней среды
Несомненно, внешняя среда оказывает существенное влияние на деятельность ОАО
«АвтоВаза».
Проведем анализ внешней среды. И посмотрим, как же она влияет на наш объект.
Таблица 4
Угрозы внешней среды
Возможности внешней среды
1. Рост реальных денежных доходов
населения (приведет к росту продаж новых
иномарок, в результате чего ОАО «Автовазу»
необходимо будет ввести дополнительные
опции
комплектации
автомобилей
и
подготовить к производству новые модели)
2. Инфляция
(приведет
к
росту
цен
на
комплектующие, энергоносители и к росту
себестоимости. Снижению рентабельности и
возможности платить по обязательствам. В
результате чего ОАО «Автоваз» вынужден
будет повысить цены на продукцию, что
приведет
к
снижению
ценового
преимущества российских производителей за
счет существенного увеличения цен на
материалы и металлоемкие комплектующие,
электроэнергию, транспортные тарифы и
поиску
альтернативных
поставщиков
комплектующих для снижения издержек).
3.
Усиление
конкуренции,
в
частности, из-за роста импорта дешевых
китайских автомобилей
4.Спад
в
машиностроительной
отрасли
5. Развитие сборочных предприятий
1. Рост реальных денежных доходов
населения (приведет к активизации продаж
автомобилей Лада.
2. Реализация отложенного спроса на
автомобили Лада
(приведет к активизации продаж
автомобилей Лада).
3. Подписание Постановления от
29.03.05 «о
внесении
изменений
в
таможенный тариф РФ в отношении
автокомпонентов,
ввозимых
для
промышленной сборки
(приведет к возможности выбора
поставщика,
производящего
наиболее
качественную продукцию для а/м Лада).
4. Уменьшение ввоза подержанных
иномарок (приведет к уменьшению доли
рынка сегмента подержанных иномарок).
5. Дальнейшее улучшение условий
потребительского кредитования
(приведет к активизации продаж
новых автомобилей)
6. Развитие сборочных предприятий
иностранных производителей в России
(приведет к развитию производства
автокомплектующих в России).
38
иностранных производителей в России
(приведет к снижению доли рынка
автомобилей Лада в связи с этим повысится
конкурентоспособность автомобилей).
6. Подписание Постановления от
29.03.05 «о
внесении
изменений
в
таможенный тариф РФ в отношении
автокомпонентов,
ввозимых
для
промышленной сборки»
(приведет
к
увеличению
числа
сборочных
заводов
иностранных
производителей, в результате чего ОАО
«Автовазу»
необходимо
будет
подготавливать новые авто).
7. Рост курса доллара по отношению к
рублю:
(сближение
по
стоимости
автомобилей
Лада
и
автомобилей
иностранного производства и как следствие
«Автовазу» необходимо будет подготовить к
производству новые модели).
8. Вступление России в ВТО
(Снижение таможенных пошлин на
автомобили, это приведет к повышению
конкурентоспособности
автомобилей
«Автоваза» и иномарок, в результате чего
ОАО
«АвтоВаз»
необходимо
будет
подготавливать
к
производству
новые
автомобили)
9. Риск поставки некачественных
комплектующих
(приведет к снижению качества
автомобилей и как результат- снижению
спроса на автомобили марки LADA)
10. Перепроизводство автомобилей
(риск
приостановки
деятельности
завода и в результате потеря части прибыли)
11.Риск непоставки комплектующих
(сбой в производстве)
12. Риск физического вмешательства
(пожар, стихийное бедствие)
(приостановка производства)
13. Изменение вкуса и предпочтения
потребителей
(может привести к снижению спроса
на авто Лада)
7.Увеличение объема денежной базы
(приведет к активизации продаж
автомобилей).
8. Увеличение таможенных пошлин на
ввозимые автомобили
(повышение цен на иностранные авто,
увеличение
спроса
на
отечественные
машины)
9. Активизация рекламной компании
автомобилей Лада «Продолжай движение!»)
(увеличение спроса на отечественные
автомобили)
10.
Создание
новых
более
модернизированных и качественных моделей
Лада
(увеличение
спроса
на
новые
автомобили Лада)
11.
Укрепление
позиций
на
быстрорастущих развивающихся рынках
(выход
на
межрегиональный
и
международные рынки позволит повысить
спрос на авто Лада и укрепить имидж ОАО
«АвтоВаз»
12. Ослабление
позиций
фирм-
конкурентов
(повышение спроса на отечественные
авто)
13. Использование новых технологий
производства
(позволит
создавать
более
качественные
и
модернизированные
автомобили)
Анализ сильных и слабых сторон
Таблица 5
Сильные стороны ОАО «АвтоВаз»
Слабые стороны ОАО «АвтоВаз»
39
1. Значительная доля рынка
(ОАО
«АвтоВаз»-
крупнейший
производитель легковых автомобилей в России и
Восточной Европе. На российском рынке его
доля в объеме продаж составляет почти 70%, что
обеспечивает ему монопольное положение).
2. По объему производства входит в
двадцатку
ведущих
мировых
автопроизводителей
(в 2005 году завод выпустил 721 492
автомобилей)
3. ОАО «АвтоВаз»- один из крупнейший
участников внешнеэкономической деятельности
в России
(Автомобили продаются в нескольких
десятках стран мира, что позволяет продавать
авто за рубежом ).
4. Узнаваемость и известность бренда
«Лада»
(Бренд «Лада» известен более чем в 60
странах мира. В начале года бренд занял 7-е
место среди 34 мировых автомобильных марок в
рейтинге германского клуба ADAS)
5. Находится под контролем государства
у «Росооборонэкспорта»
(Завод перешел под контроль государства
в декабре 2005 года. Новая программа развития
отечественного автомобилестроения направлена
на получения гос. финансирования засчет
инвестфонда и строительство в Тольятти еще
одного завода производительностью 450 тыс.
машин в год).
6. Наличие зарубежного стратегического
партнера в лице General Motors
(Совместное предприятие (СП) «GM-
АвтоВаз» создано в 2001 году. Базовая модель
Chevrolet Niva, в 2005 начат выпуск Chevrolet
Viva на базе Opel Astra. В 2005 СП продало
51 806 авто, из них 2000- Viva; возможность
выпускать больше машин).
7. Относительно невысокая стоимость
автомобилей
по
сравнению
с
новыми
иномарками
(Цены на новые автомобили «Лада»
варьируют в переделах от 100-300 тыс. руб., это
позволяет людям с небольшим заработком
сделать
выбор
в
пользу
отечественных
автомобилей)
8.У
ОАО
«АвтоВаза»
имеется
крупнейший в стране научно- технический центр
для испытаний автомобилей
(Центр обладает всем необходимым для
проектных, исследовательских, испытательных
1. Слабый имидж бренда
(небольшой ассортимент и невысокое
качество сборки автомобилей заставляет
покупателей делать свой выбор не в пользу
отечественных автомобилей )
2.
Использовавшие
устаревшего
оборудования и технологий производства
(ОАО
«АвтоВаз»
необходимо
произвести модернизацию оборудования и
технологий сборки автомобилей, потому что,
например из- за устаревших технологий и
оборудования
снижается
производительность труда)
3. Старый модельный ряд, не
соответствующий западным образцам
(иностранные
производители
предлагают более усовершенствованные
автомобили,
например
разнообразие
цветовых гамм авто)
4. Низкая производительность труда
(1,2 млн. человек с учетом смежных
производств делают 718 т. машин, а по
мировым нормам, например японским, 300
работников делают 1 млн. авто)
5. ОАО «АвтоВаз» не располагает
дополнительными финансовыми средствами
(у
завода
нет
дополнительных
средств,
например
для
обновления
модельного
ряда
или
модернизации
оборудования)
6. ОАО «АвтоВаз» имеет часть
неиспользованных
резервом
(например,
землю, на которой можно было бы построить
новые выставочные площадки или привлечь
инвестиции и построить новый завод)
7. Несоответствие цены и качества
(При
такой
цене
качество
автомобилей остается желать лучшего из-за
невысокого качества сборки, вызванное
использованием устаревшего оборудования
и технологий производства. ОАО «АвтоВаз»
необходимо будет пойти на снижение цен,
иначе объемы продаж авто Ваз будут
снижаться дальше, нарастающими темпами,
потому что сейчас стоимость ряда моделей
вплотную приближается к быстрорастущему
сегменту недорогих иномарок, например,
корейских)
8.
Дилеры
ОАО
«Автоваза»
испытывают
проблемы
с
реализацией
автомобилей
(для стимулирования покупательной
активности им приходится самостоятельно
40
работ, опытно- промышленное производство).
9. Обширная дилерская сеть
( более 400 дилеров продают и
обслуживают автомобили по всей территории
РФ и за ее пределами).
10. Развитая система кредитования
(кредитная
программа
предлагает
удобные программы, например различные
бонусы, взнос от рубля)
11. Дешевизна в обслуживании и
эксплуатации
(ремонт и запчасти для автомобилей
«Лада» обходится дешевле нежели ремонт
иномарки).
12. Скоординированная политика в
области организации оплаты труда и социальной
защищенности работников
(Корпоративная
система
управления
предусматривает большой набор инструментов и
методов
работы
с
персоналом, в
т.ч.
проверенную и осмысленную за многие годы
социальную политику.
Разнообразные социальные льготы и
гарантии, социальные и жилищные программы и
программы помощи работникам позволяют
привлекать и удерживать наиболее ценные
кадры,
укреплять
лояльное
отношение
работников
к
акционерному
обществу,
способствуют достижению целей предприятия).
13. Сильная база по НИОКР
(позволяет
создавать
новые
виды
высококачественных
материалов
для
уменьшения издержек)
14. Подготовка рабочих по техническим
специальностям, наиболее востребованным на
заводе в учебных заведениях, принадлежащих
ОАО «АвтоВазу»( колледжи, лицеи, училища и
т.д.)
(подготовка нужных и профессиональных
кадров).
снижать розничные цены на машины,
причем
без
поддержки
со
стороны
автозавода)
9. Невысокое
качество
сборки
автомобилей
( по сравнению даже с подержанными
иномарками новые автомобили «Лада»
быстрее и чаще подлежат ремонту)
10. Проблема со сбытом авто и
поставкой запчастей
(Контроль
над
крупнейшими
торговыми операциями- сбытом авто и
поставкой
запчастей
находится
под
контролем самарской группы СОК, которая
оказывает большое влияние на развитие
предприятия и практически полностью
контролирует контакты завода с внешним
миром, например ОАО «АвтоВаз» покупает
комплектующие по неопределенным ценам)
12. Жесткая конкуренция со стороны
зарубежных производителей
(иностранные
производители
предлагают большой выбор качественных и
модернизированных
автомобилей,
что
позволяет отечественным покупателем авто
делать свой выбор в их пользу).
2.3 Составление дерева целей
После того, как мы сопоставили внешние угрозы и возможности организации с ее
внутренними силами и слабостями, мы можем определить общую стратегию, которой будет
следовать ОАО «АвтоВаз» в своей деятельности. Данная стратегия в обязательном порядке
должна соответствовать миссии (философии) организация и будет представлена нами в ходе
составления дерева целей.
Основные требования при постановке целей:
• достижимость;
• гибкость;
• приемлемость;
• конкретность;
• измеримость;
41
• совместимость.
Формулируем цели для функциональных подсистем ОАО «АвтоВАЗ»:
Таблица 5
Функциональная
подсистема
Ключевая цель
Маркетинг
Сохранение лидирующего положения на российском
рынке в области машиностроения
Производство
Создание более новых и совершенных моделей автомобилей
Инновации
Завоевать лидирующее положение в отечественном машиностроении по
вводу новых видов производства и технологий
Финансы
Обеспечить стабильность финансовых поступлений
Персонал
Создание условий для максимальной реализации творческого
потенциала, трудовых навыков и таланта каждого работника
Общий
менеджмент
Определить приоритетные задачи, обеспечивающие получение
запланированных результатов
Исходя из установленных нами ключевых целей организации, мы можем продолжить
цепочку «конечная цель - средства ее достижения», получив при этом общую стратегию
развития завода.
Рисунок 1
Стратегическая цель- Сохранить бесспорное долгосрочное лидерство на российском
автомобильном рынке, предлагая качественные автомобили по доступным ценам, а затем
активно войти в мировую автомобильную элиту.
Маркетинг
1- Сохранение лидирующего положения на российском рынке в области
машиностроения
1.1 Увеличить спрос на продукцию на 15 %
1.1.1 привлечение новых потребителей
осуществление маркетинговых исследований для выявления тенденций рынка
больше внимания уделять рекламной деятельности
проводить мероприятия, направленные на привлечение и удержания клиентов
(предоставление различных бонусов, скидок)
1.1.2 совершенствование модельного ряда в соответствии с запросами потребителей
проводить мониторинг общественного мнения для выявления положительных и
отрицательных моментов в работе
проводить учет и анализ обращений автовладельцев за технической помощью, выявлять,
какие из узлов и деталей поставляются на завод некачественными
42
Производство
2 - Создание более новых и совершенных автомобилей
2.1 повышение международных стандартов качества производства ИСО
привлечение наиболее квалифицированного персонала с целью повышения
производительности труда
скорректировать политику в области работы с поставщиками, ужесточить требования к
качеству, а также поиск новых поставщиков автокомпонентов, предлагающих более
качественную продукцию по приемлемым ценам
модернизация сборочных линий для устранения сбоев в работе »
2.2 производство более модернизированных моделей автомобилей, пользующихся
спросом на рынке автомобилей
совершенствование уже существующих моделей
разработка платформ для производства новых моделей
сотрудничество с зарубежными компаниями в производстве автокомпонентов
Инновации
3- Завоевать лидирующее положение в отечественном машиностроении по вводу новых
видов производства и технологий
3.1 Осваивание новых видов высококачественных технологий и материалов
Вкладывание средств в НИР и НИОКР
3.2 Модернизация устаревшего оборудования, совершенствование технологий
производства в соответствии с последними тенденциями
3.3 Сотрудничество и обмен опытом с другими автопроизводителями
3.4 Минимализация издержек путем внедрения инновационных программ, повышающих
эффективность производственной деятельности
Финансы
4- Обеспечить стабильность финансовых поступлений
4.1 Привлечение финансовых средств у государства
Взаимодействие с органами государственной власти
4.2 Привлечение крупных инвесторов
Обеспечение прозрачности за счет постоянных публикаций в СМИ о финансовом
состоянии
4.3 Сокращение финансирования непрофильных подразделений и объектов
соцкультбыта и передача их финансирования за счет государства
Персонал
5- Создание условий для максимальной реализации творческого потенциала, трудовых
навыков и таланта каждого работника
5.1 Организация системы переподготовки, повышение квалификации работников завода
5.2 Привлечение молодых специалистов на выгодной основе
5.3 Создание безопасных условий труда
использование новых технологий производства
модернизация старого оборудования
5.4 Обеспечение социальных гарантий, создающих уверенность в будущем
оплата отпусков, пособий, различных социальных выплат, премирование
обеспечение работников жильем
5.5 Целевой набор в учебные заведения, принадлежащие заводу, для подготовки
специалистов по наиболее
востребованным специальностям на ОАО «АвтоВАЗ»
Вывод:
Таким образом, в результате проведенного SWOT- анализа, сопоставив угрозы и
возможности внешней среды с силами и слабостями организации и построив дерево целей, мы
можем определить общую стратегию развития организации как стратегию концентрированного
роста в частности, «усиления позиции на рынке».
Стратегия развития до 2010 года предполагает:
43
• постепенное прекращение производства старых моделей;
• разработка новых моделей класса B, C, D (В течении ближайших 3 –х лет предстоит
кардинально обновить модельный ряд, т.к. большая его часть устарела, для этого нужно
срочно создавать и запускать в производство новые модели. Необходимо разработать до
3-х новых платформ, на основе которых будет создано до 12 новых моделей.);
• подготовка строительства нового завода в Тольятти общей мощностью 450 т. авто в год;
• привлечение крупных инвесторов для реализации данных целей.
3. Составление логической схемы процесса принятия управленческих решений и
построение организационной структуры управления
Эффективность
достижения
целей
организации, реализации
её
стратегии,
взаимодействие с внешней средой в значительной мере определяются правильностью
построения структуры управления организацией, которая представляет собой упорядоченную
совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и отдельных должностей,
находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование
и развитие как единого целого.
Структура управления организацией должна быть ориентирована на реализацию её
стратегии. Так как периодически стратегия и планы меняются, то и структура управления
требует адекватных изменений.
«АвтоВАЗ» имеет линейно-функциональную структуру управления, при которой ОАО
«АвтоВАЗ» нормально функционирует, но необходимо произвести некоторые преобразования,
прежде всего в маркетинговой службе:
• В работе над товаром, следует уделить особое внимание качественным параметрам
продукции. Служба маркетинга могла бы в данном случае проводить учет и анализ
обращений автовладельцев за технической помощью, выявлять, какие из узлов и деталей
автомобилей
поставляются
производителями
на
завод
некачественными
и
соответственно скорректировать политику предприятия в области работы с
поставщиками. Также, на мой взгляд, следовало бы учесть пожелания лиц,
участвовавших в тест -драйвах автомобиля «Лада Калина». Если верить журналу и
корреспонденту издания «Автоизвестия. Ру», автомобиль «Лада Калина» еще является
«сырым» и недоработанным, встречаются отдельные недостатки, которые с точки зрения
потребителя могут быть очень серьезными, хотя и не относится к неисправностям (к
примеру, медленная работа предлагающейся в качестве опции автоматической коробки
передач).
• В продвижении товара следует, на мой взгляд, больше внимания уделять рекламе и
рекламным акциям, а также мероприятиям, направленным на привлечение и удержание
клиента (скидки при последующем обслуживании, различные бесплатные сервисные
дополнительные услуги при покупке автомобиля). Данное направление деятельности
маркетинговой службы на ОАО «АВТОВАЗ» является одним из наиболее
разработанных, и я могу лишь согласиться с мнением маркетологов «АВТОВАЗа», что
реклама должна формировать у потребителя положительный образ и высокую
репутацию завода, то есть завод должен заниматься рекламой бренда, а реклама
отдельных моделей автомобилей должна носить информативный характер. Также
следует отметить, что маркетологами предприятия разработаны новые методы продажи
автомобилей, такие как продажа автомобиля в лизинг, продажа с использованием
современных телекоммуникационных систем, обмен старого автомобиля на новых, и так
далее. Начало их активного применения одновременно с выпуском новой модели «Лада
Калина» может значительно усилить успех новинки на российском рынке.
• Распределение товара. Спрос на автомобили «Лада» различен в различных частях
России, и, соответственно, на новую модель «Лада Калина» он также будет различным,
поэтому следует учитывать это при распределении продукции по каналам сбыта.
• Определение цены товара. Здесь маркетинговая служба может особо показать свою
эффективность. Решение о ценах зачастую принимается финансовыми работниками, в то
время как они не могут учесть рыночной ситуации и возможных последствий
44
установления излишне низкой или высокой цены. Поэтому финансистам очень тяжело
установить наилучшую цену на товар, которая бы отражала ценность товара в глазах
потребителя и приносила бы максимальную прибыль. Всеми этими возможностями и
способностями обладает маркетинговая служба. Эта структура на ОАО «АвтоВАЗ»
пользуется только собственной информацией, которую получает от многочисленных
представителей в регионах, действует эффективно и способна давать очень точный
прогноз в части спроса. При тесном сотрудничестве с финансовой службой предприятия,
маркетологи могут выработать ценовую стратегию работы на рынке с учетом
возможных перспектив развития ситуации на рынке, которая позволит предприятию
получить максимальную прибыль. В настоящее время такого тесного сотрудничества на
предприятии еще не достигнуто.
Также следует отметить о модернизации системы реализации автозапчастей.
Необходимо провести организацию региональных складов запасных частей,
направленную на систематизацию и централизацию работы по заказу и отгрузке необходимой
номенклатуры запасных частей. Данная реорганизация системы поставки запасных частей
подразумевает работу по вытеснению контрафактной продукции с рынка запасных частей.
Главная цель проводимых мероприятий - удовлетворить запросы потребителей в качественных,
сертифицированных запасных частях.
Рассматривается возможность создания фирменной упаковки для автокомпонентов, и
проведение обязательного лицензирования производства запасных частей на привлечённых
предприятиях.
Рассмотрим возможные параметры улучшения деятельности в сервисно-сбытовой
системе через постоянное повышение качества обслуживания оптовых и розничных
потребителей при продвижении автомобилей, запасных частей, оказания услуг по ремонту и
обслуживанию автомобилей как в гарантийный, так и послегарантийный период. Для решения
необходимо:
• устранение многозвенности, т.е. исключить посредников из системы сбыта, это позволит
сократить сроки продвижения продукции до конечного потребителя, снизит затраты на
продвижение и увеличит эффективность продаж;
• постоянный поиск и освоение новых рынков сбыта за счет расширения зоны охвата
потенциальных потребителей продукции в регионах расположения предприятий
сервисно-сбытовой сети и новых, перспективных регионах;
• рост качественного уровня организации продаж и оказания услуг в результате развития
всех предприятий сети в соответствии с изменением требований ОАО "АВТОВАЗ",
учитывающих увеличивающиеся запросы потребителей.
Необходимо разработать комплекс различных вариантов продажи продукции ОАО
«АВТОВАЗ», а именно: продажа автомобилей в кредит и в лизинг, продажа автомобилей с
использованием метода коллективного накопления, обмен старого автомобиля на новый,
страхование автомобилей. В настоящее время разрабатываются следующие проекты: аренда
автомобилей, продажа
автомобилей
с
использованием
систем
информационных
телекоммуникаций. Часть из этих проектов уже воплощена в жизнь, часть в ближайшем
будущем будет воплощаться.
Автомобили могут быть направлены в сервисно - сбытовые центры для ознакомления
персонала. Для реализации этих автомобилей могут быть отобраны только самые
высококачественные сбытовые центры, которые могут обеспечить максимально высокий
уровень обслуживания потребителей. Необходимо проводить проверку соответствия уровня
данных центров стандартам качества, предъявляемым к ним производителем. После проведения
реформирования и оценки соответствия предприятий стандартам качества «АВТОВАЗА», в эти
центры будут направлены автомобили для изучения их сотрудниками предприятий и для
проведения тест -драйвов для потребителей.
Проведя анализ организационной структуры управления и внеся в нее некоторые
преобразования, определим главную проблему на заводе - низкое качество производства.
Процесс принятия управленческого решения по устранению обозначенной нами выше
45
проблемы можно представить в виде следующей таблицы
Таблица 6
Этапы
принятия
управленческо
го решения
Процедуры
принятия
управленческого
решения
Проблема
1. Диагностика
проблемы
1)возникновение
новой ситуации
2)появление
проблемы
3)сбор
необходимой
информации
4)описание
проблемной
ситуации
Ситуация характеризуется изменением предпочтений
российских потребителей автомобилей в сторону
импортных машин. Хотя рынок в целом растет, спрос
на машины упал на 6%, что напрямую отразилось на
прибыли завода. Все большей популярностью
пользуются иномарки российской сборки. Чтобы
успешно с ними конкурировать необходимо
предложить более низкую цену при очень приличном
качестве. Анализируя данную проблему, проводя
маркетинговые исследования анализа рынка
автомобилей, исследователи пришли к выводу, что
главной проблемой ОАО«АвтоВАЗ» является
невысокое качество сборки. По данным маркетинговых
исследований более 60% российских потребителей
автомобилей сделали свой выбор в пользу иностранных
автомобилей, объяснив это тем, что новые автомобили
ЛАДА даже по сравнению с подержанными
иномарками быстрее ломаются и чаще подлежат
ремонту и требуют в дальнейшем больших затрат.
Иностранные автомобили считаются гораздо более
качественными, чем отечественные, и эта разница
значительна. В настоящее время нет официальных
источников, которые бы указывали на то, что качество
отечественных автомобилей является низким, и
раскрывали бы причины этого, однако из
неофициальных источников можно узнать, что
отечественные автомобилестроители экономят на
качестве комплектующих, не соблюдают технологии
сборки и установки узлов и агрегатов, используют
некондиционные технические жидкости и поставляют
на рынок бракованные запасные части для
автомобилей.
Так что с каждым годом все большим спросом
пользуются иностранные автомобили.
Для увеличения спроса на свои машины «АвтоВАЗу»
необходимо повысить международные стандарты
качества производства, улучшив при этом такие
потребительские характеристики, как надежность,
экономичность, безопасность и комфорт.
2. Разработка
альтернативны
х вариантов
управленчески
х решений
5)формулирование
требований и
ограничений по
времени, ресурсам,
параметрам
Необходимо выбрать такой вариант решения данной
проблемы, который отвечал бы требованиям по
времени, т.е. стал бы реализовываться в ближайшие 2
месяца, потребовал бы минимальных затрат, т.к.
«АвтоВАЗ» не располагает дополнительными
финансовыми средствами и пока не готов к глобальным
проектам. И по параметрам эффективности
удовлетворил бы поставленной цели – повышение
46
эффективности
достижения целей
6)сбор
необходимой
информации
7)разработка
вариантов решения
качество производства и как следствие рост объемов
продаж на 5-7 %.
Для повышения международных стандартов качества
производства может быть разработано несколько
вариантов решения данной проблемы :
1- Менеджеры «АвтоВАЗа» в будущем планируют
покупку лицензии на использование платформ
концернов Renault, Fiat, Chrysler для прототип своих
новых моделей и уже ведут переговоры с
представителями данных концернов, это позволит
создать новую более качественную и
модернизированную модель авто по последней
технологии.
2- Дирекция по техническому развитию и качеству
«АвтоВАЗа» видит необходимость в использовании
более совершенных сборочных линий, т.к. те линии, на
которых сейчас производятся автомобили, устарели и
нуждаются в замене, иногда происходят сбои, это
нарушает работу завода.
3- Исследователи рынка отечественных автомобилей
предлагают «АвтоВАЗу» сменить некоторых
поставщиков автокомпонентов, предлагающих
наиболее качественную продукцию по приемлемым
ценам
4- Специалисты считают, что для решения данной
проблемы необходимо привлечение более
квалифицированного персонала с целью повышения
производительности труда.
3.Выбор
альтернативы
8) определение
критериев выбора
9) выбор решений,
отвечающих
критериям
10) оценка
возможных
последствий
11) выбор
предпочтительного
решения
Основными критериями выбора того или иного
варианта решения проблемы соответствия
международным стандартам качества производства
являются минимальные затраты времени,
материальных и трудовых ресурсов.
Произведем анализ вариантов решения данной
проблемы и выберем наиболее оптимальный.
Альтернативный вариант 1 неприемлем, т.к. во-первых,
это будет стоить больших материальных затрат, тем
более, купив лицензию на производство новой модели
автомобиля, в то время как «АвтоВАЗ» будет готовить
к выпуску данную модель, на автомобильном рынке
появятся более модернизированные машины. Во-
вторых, купив лицензию на производство иностранной
модели, «АвтоВАЗ» в ближайшем будущем может
стать не отечественным заводом, а заводом,
производящим иностранные автомобили.
3 вариант также является нецелесообразным, т.к.
«АвтоВАЗ» уже имеет налаженную структуру поставки
автокомплектующих, (контроль поставок запчастей
находится под контролем самарской группы СОК,
которая оказывает большое влияние на развитие завода
и практически полностью контролирует контакты
завода с внешним миром), поэтому отказ от некоторых
поставок автокомпонентов вызовет сбой в работе, а
47
поиск новых поставщиков автокомпонентов займет
достаточное количество времени.
4 вариант уже постепенно реализуется «АвтоВАЗом». В
декабре прошлого года завод перешел под контроль
государства и произошла смена руководства - к власти
пришли менеджеры из гос. структуры. В дальнейшем
планируется сменить некоторых руководителей для
дальнейшего улучшения качества управления, т.к.
управление менеджеров из гос. структуры дало
положительные результаты - улучшение контроля.
2 вариант является наиболее приемлемым, т.к. для его
осуществления имеются необходимые ресурсы:
государство готово выделить из инвестфонда
финансовые средства для строительства новых
сборочных линий, так же имеется свободная площадь
под строительство этих линий и трудовые ресурсы в
лице персонала, который «АвтоВАЗ» может привлечь
для решения данной цели.
4. Организация
выполнения и
решения и
контроль
результатов
12)Разработка
плана реализации
выбранного
решения
13) контроль хода
реализации
решения
14) оценка решения
проблемы
Определение приоритетных направлений деятельности
«АвтоВАЗа» будет осуществляться общим собранием
акционеров. Руководство за текущей деятельностью
будет осуществляться президентом - ген.директором.
Управление по маркетингу будет исследовать и
анализировать тенденции рынка автомобилей и
выбирать приоритетные варианты, т.е. в соответствии с
результатами маркетинговых исследований выяснить,
какие модели сейчас пользуется спросом на
автомобильном рынке и что конкретно привлекает
потребителей машин при покупке нового автомобиля,
это поможет определить, какие сборочные линии
необходимо использовать для производства машин в
дальнейшем. И затем передать результаты в дирекцию
по экономике и планированию, которая должна
рассчитать, сколько при этом надо затратить, какое
оборудование при этом использовать и где будет
производиться строительство совместно с управлением
капитального строительства зданий и сооружений. Все
результаты должны быть переданы в финансовую
дирекцию, которая должна оценить полученные
затраты. При согласовании с вышестоящими
руководителями дирекция по закупкам будет
ответственна в дальнейшем за приобретение
необходимого оборудования. Купив оборудование,
дирекция по персоналу должна будет заняться
подбором персонала для работ по строительству
сборочных линий.
Измерение и оценка последствий реализации решения и
сопоставление фактических результатов с теми,
которое руководство надеялось получить, позволит
говорить об эффективности принятого решения.
Вывод:
Рассмотрев процесс принятия управленческого решения, приходим к выводу, что для
эффективного
достижения
поставленных
целей
необходимо
провести
некоторые
48
преобразования прежде всего в маркетинговой службе и в сервисно- сбытовой системе.
Вследствие чего экономическая эффективность совершенствования организационной
структуры будет проявляться в повышении качества управленческих решений, оперативности
принимаемых решений, сокращении затрат на выполнение управленческих процессов,
уменьшении объема информации и других факторах, зависящих от конкретных решений.
4. Методы управления и эффективность работы
Таблица 7
Мероприятия по
реализации
планов
стратегического
развития
Методы осуществления
этих мероприятий
Направление
воздействия на
эффективность
управления(развития
организации)
Показатели,
измеряющие
воздействие
Повышение
конкурентоспо-
собности
Повышение качества
Метод использования
конкурентных
преимуществ
Метод ценовой
конкурентоспособности
Увеличение объема
продаж
Увеличение доли
рынка
Использование
конкурентных
преимуществ →
снижение
финансовых затрат →
получение прибыли
Конкурентоспособн
ость продукции
(потребительский
спрос и т.д.)
Уровень качества в
рамках НТП
Рыночная доля
Увеличение объема
прибыли
Работа с
персоналом
Подбор, набор,
расстановка
Оценка,
Оплата,
мотивация,
подготовка,
переподготовка
развитие персонала
Повышение
производительности
труда → снижение
монотонности →
снижение
утомляемости
Повышение уровня
морального
удовлетворения
трудом
Повышение
квалификации
работников
Снижение текучести
кадров
Производительност
ь труда
Стабильность
кадров
Зарплата
Система аттестации
Конфликтность
Маркетинговый
анализ
Мониторинг
общественного мнения
Математические методы
обработки информации
Анализ рынков сбыта
Учет фактора времени
Активизация рекламной
деятельности
Снижение риска,
неизвестности при
рынке сбыта
Ориентация
производства на
платежеспособный
спрос
Оптимизация
выбора
потребителей
Показатель доли
рынка
Транспортная
задача
Показатели
эластичности
спроса
49
Производство
моделей авто,
пользующихся
платежеспособным
спросом
Информация перестройки
сборочных линий на
производство продукции,
пользующейся
платежеспособным
спросом
Устранение простоев
Инфраструктурное
обеспечение
Увеличение объемов
реализации
Устранение/снижение
финансовых
трудностей,
связанных с
неплатежами
Увеличение выручки
и прибыли
Объем продаж
Выручка, прибыль
Стабилизация
финансового
положения
Режим экономии
Ресурсосбережение
Внедрение технологии
малоотходного
технологического
процесса
Повышение
эффективности
Использования
ресурсов
Снижение затрат на
производство
Уменьшение затрат
на
утилизацию
Уменьшение
отрицательного
эффекта от
производства →
Улучшение
социально
психологического
климата
Издержки
производства
Уменьшение
конфликтности
Финансовая
стабилизация
Организация системы
контроля за
финансированием
Анализ финансового
состояния
Анализ эффективности
использования
имеющихся финансовых
средств
Привлечение
Государственных
инвестиций
Устранение
финансовых
трудностей
Четкий контроль
поступлений и
расходов финансовых
средств
Финансовая
обеспеченность
Уровень
финансовой
зависимости
Инновационное
развитие
Внедрение новых
информационных
технологий и систем во
все уровни управления
организацией
Совершенствование
Предоставляемой
продукции
Использование новых
материалов
Проведение НИОКР
Введение новых
технологий
Конкурентность
продукции
Число
усовершенствованн
ых и
принципиально
новых видов
материалов и
технологии
производства
Ресурсная
обеспеченность
Контроль и учет
ресурсообеспеченности
организации
Соблюдение
Пропорциональности
Информационное
обеспечение
Кадровое
обеспечение
Финансовое
Дефицит того или
иного ресурса
Избыток того или
иного ресурса
50
между различными
видами ресурсов
обеспечение
Техническое
обеспечение
Интенсивное
использование
производственных
фондов
Ритмичность
производства
Интенсивное
использование
производственного
потенциала
Увеличение сменности
работы оборудования
Снижение затрат на
сырье и материалы
Снижение простоев
Повышение
Производительности
труда
Снижение
себестоимости
продукции
Снижение цен на
продукцию
Конкурентное
преимущество
Издержки
Интенсивность
производства
Загрузка основных
фондов
Производительност
ь труда
Себестоимость,
цена
Оценка
конкурентного
Преимущества
Совершенствован
ие ОСУ
Введение изменений в
структуру управления
Совершенствование
системы сбыта
Определение
обоснованного уровня
централизации и
децентрализации
управления
Сокращение расходов
на управление
Уменьшение
дублирования работы
Распределение
ответственности
между специалистами
различных уровней
управления
Расходы на
управление
Число
дублирующих
функций
Сопряженность
подразделений
структуры по
целям, решаемым
проблемам и
задачам
Вывод:
Методы проведения работ по совершенствованию эффективности системы управления
зависят от характера стоящих проблем, наличия ресурсов, квалифицированных исполнителей и
других факторов.
Исходя из этого, следует, что разработанная нами система управления эффективна, во-
первых с позиции ожидаемого воздействия на удовлетворения потребностей клиентов
качественными автомобилями по доступным ценам, а также улучшая благосостояние своих
сотрудников (из миссии). Во- вторых, данная концепция позволяет организации занимать более
выгодное положение с конкурентами и стабильное положение на рынке, охватывая по мере
возможности его новые сегменты.
Заключение
В условиях российской нестабильной экономики огромную роль для выживания и
дальнейшего развития фирмы играет грамотное управление компанией, прогнозирование
изменений во внешней и внутренней макросреде, маркетинговые исследования рынка сбыта,
анализ существующих конкурентов, прогнозирование спроса у потребителей и другие
проблемные аспекты стратегического управления.
Сегодня разработка концепции системы управления является ключевым фактором
успешного продвижения организации на рынке, залогом успешной работы и достижения
поставленных целей.
В данном курсовом проекте приведен пример разработки стратегии для ОАО
«АвтоВАЗ», проведен комплексный анализ его макро- и микроокружения с учетом его
индивидуальных особенностей, выявлены стратегические факторы внешней и внутренней
среды, определены основные проблемы, сделаны выводы относительно его дальнейшего
развития, даны рекомендации по наиболее успешному осуществлению предложенной
51
стратегии.
Эксперты утверждают, что «АвтоВАЗ» имеет много шансов удерживать и дальше
немалую долю рынка. Однако для этого акционерам следует отказаться от амбициозных планов
составить иномаркам технологическую конкуренцию и переориентироваться на ценовую. Ведь
не самые качественные, но более дешевые, чем иностранные, автомобили пользуются
устойчивым спросом не только в России, но и за границей.
Литература
1. Мильнер Б.З. Теория организации.- М.:ИНФРА- М, 1998.-336 стр.
2. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М,2003.-248 с.
3. Акимова Т.А. теория организации: Учеб. Пособие для вузов.- М.:ЮНИТИ-
ДАНА.2003.-367 с.
4. Журнал «Эксперт»№1-2, №5 ,№6, №8 (06),№23, №14, №48(05)
5. Журнал «Профиль», №7(06)
6. Журнал «Секрет фирмы»№8 (06),
7. Газета «Ведомости»
8. Газета «Коммерсант»
9. www.lada-auto.ru – Официальный сайт «АвтоВАЗ»
10. www.vaz.ru/social - Социальные программы «АвтоВАЗ»
11. www.gazeta.ru – Информационное агентство Газета.ру
12. www.tltinfo.ru – Информационный сервер Тольятти
Информация о работе Разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития организации для ОАО "АвтоВАЗ"