В настоящее время в связи
с расширяющейся конверсией оборонной
промышленности, обладающей высоким
научно-техническим потенциалом,
производство комплектов машин
для малых предприятий должно
стать одним из основных направлений
этой конверсии. Кроме того, конверсия
и переструктурирование производства
позволяет высвободить производственные
мощности для их перепрофилирования под
нужды малого и среднего бизнеса и создать
развитую сеть новых субподрядчиков среди
малых предприятий.
Развитие сети малых предприятий,
их техническое оснащение во
многом зависит от крупных
производственно-хозяйственных комплексов.
По отношению к ним малые
предприятия должны выступать
в качестве поставщиков комплектующих
элементов готовой продукции.
Это позволит развивать подетальную
и технологическую специализацию, а также
обеспечить организацию общественного
производства на современной основе. Кооперация
между крупными и малыми предприятиями
может также осуществляться в области
распределения продукции и ремонта сложных
изделий.
3. Аспекты регионального
развития малого и среднего предпринимательства
в России.
К приоритетным отнесены основные
сферы деятельности малых предприятий,
в продукции которых население ощущает
особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб,
лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных
программах могут выделяться и другие
приоритетные сферы деятельности малого
предпринимательства с учетом состояния
и перспектив развития региона,
Следует обратить внимание
на то, что поддержка предпринимательства
является задачей не только
центральных государственных органов,
но и в не меньшей степени задачей
регионов. Регионы в последнее время вышли
из-под опеки центральных государственных
органов, получили большую самостоятельность.
Именно в регионах в условиях формирующегося
рынка решается задача социального и экономического
развития территорий. Эффективное рыночное
хозяйствование в регионах возможно лишь
при условии, если на рынках товаров и
услуг монополистические структуры дополняются
и в какой-то мере уравновешиваются необходимым
числом предприятий частного, в том числе
малого, предпринимательства. Такие предприятия
обеспечивают сохранение рынка как конкурентной
среды свободного предпринимательства,
способствуют решению социальных проблем
региона. В связи с этим проблемы развития
российского предпринимательства, разносторонняя
поддержка этой сферы должны быть отнесены
к числу важнейших задач государственной
политики, осуществляемой как на федеральном,
так и региональном уровнях.
Государственная поддержка
предпринимательства на региональном
уровне может включать в себя:
- прямое финансовое субсидирование;
- льготное кредитование и селективное
гарантирование кредитов; - предоставление
льгот по местному налогообложению;
- передачу предприятиям госимущества,
а также ноу-хау, технических
лицензий из подведомственного
региону госсектора; - обеспечение
на льготных условиях совместного
с подведомственными организациями
госсектора проведения НИОКР; - участие
государства в соучредительстве
по организации новых предприятий; ограниченное
регулирование в ценообразовании; - формирование
и регулирование рынка труда; - частичное
обеспечение предприятий дефицитным сырьем
и материалами; - предоставление выгодных
региональных госзаказов; - упрощенную
регистрацию и лицензирование деятельности,
и в том числе, в сфере внешнеэкономических
операций; - юридический и экономический
льготный консалтинг; - содействие в подготовке
кадров и развертывание государственной
сети подготовки специалистов для работы
в условиях рыночной экономики; - обеспечение
правовых льгот предпринимательской деятельности
в свободных экономических зонах, зонах
свободного предпринимательства и т.п.;
- содействие и координацию деятельности
союзов и ассоциаций предпринимателей.
Но главное - чтобы все это происходило
на основе объективных критериев, с должной
"прозрачностью" и гласностью, а не
стало еще одной питательной средой для
развития коррумпированности. Конкретный
комплекс мер для развития региональной
государственной поддержки предпринимательства
зависит, с одной стороны, от размеров
имеющихся в распоряжении государственных
властных структур региона финансовых,
материальных, организационных ресурсов,
и от конкретных целей развития предпринимательства
в регионе - с другой. При этом нельзя не
учитывать социально-экономические условия,
от которых регион начинает движение к
рыночной системе хозяйствования, а также
природно-климатические характеристики.
Деятельность малого предпринимательства
должна быть ориентирована, главным образом,
на местный рынок, на решение региональных
проблем. Это вписывается в общую концепцию
развития хозяйственной и финансовой
самостоятельности административно-территориальных
образований. Малый и средний бизнес должен
стать основной базой формирования региональной
структуры местного хозяйства и его финансирования
на основе учета особенностей данного
региона. Совершенно очевидно, что центр
тяжести малого предпринимательства должен
быть перенесен на региональный уровень.
Местные органы власти и управления располагают
административными и экономическими рычагами,
а также средствами для регулирования
предпринимательской деятельности. Практически
все органы государственной власти на
уровне республик, краев, областей и городов
имеют подразделения по экономическому
развитию. Главная их цель - способствовать
в конкретном регионе развитию предпринимательства,
росту производства перспективных товаров
и услуг, имеющих спрос преимущественно
в данной местности, созданию рабочих
мест. Региональные органы государственной
власти и управления должны определять
направления поддержки малого предпринимательства
в регионах, а также комплекс необходимых
мероприятий, материально-технические
и финансовые ресурсы для их реализации
за счет местных источников. В настоящее
время в большинстве регионов страны для
обеспечения финансирования мероприятий
по созданию новых и развитию действующих
предприятий образованы фонды и центры
поддержки предпринимательства. В целом
ряде регионов России - в Москве, Санкт-Петербурге,
Воронежской, Волгоградской, Иркутской,
Нижегородской, Новгородской, Тюменской
и других областях - разработаны и осуществляются
целевые программы поддержки малого и
среднего бизнеса при долевом участии
средств местного бюджета. Ранее уже отмечалась
та мощная государственная поддержка,
которая в индустриально развитых странах
стала важным фактором интенсивного развития
малого предпринимательства. Здесь же
подчеркнем, что это стало возможным благодаря
разработке и осуществлению крупных государственных
программ поддержки и стимулирования
предпринимательства. Такие программы
включают в себя законодательно-правовые
акты, разработку и реализацию кредитных
программ, прямые и гарантированные займы,
субсидии, налоговые льготы и другие формы
финансово-экономической поддержки. Законодательство
США, например, предусматривает для малого
и среднего бизнеса две налоговые ставки
- в 15% и 28%, в то время как для корпораций
они составляют 34% и 46%. На государственные
средства создана сеть "инкубаторов"
- специальных центров, где начинающие
бизнесмены на несколько лет получают
на льготных условиях помещение, оборудование,
вычислительную технику. Кроме государства
малому и среднему бизнесу помогают крупные
фирмы, акционерные общества и концерны,
причем как непосредственно в сфере производства,
так и при создании системы обучения и
переподготовки кадров малого и среднего
бизнеса.
4. Аспекты развития малого
и среднего предпринимательства
в мировой экономике.
Для привлечения ресурсов крупных
предприятий в целях развития
малого предпринимательства можно
было бы использовать получившую широкое
распространение на Западе и дающую
значительный экономический эффект
систему контрактных отношений
крупных и мелких фирм ("франчайзинг"),
особенно в торговле и сфере услуг. Ее
суть состоит в том, что крупная головная
фирма предоставляет малой фирме за плату
исключительное право использовать свою
торговую марку, при необходимости выделяет
кредит на льготных условиях, оказывает
различного рода консультационные услуги,
сдает в аренду оборудование и т.п. Малый
и средний бизнес обладает заметно большей
способностью к нововведениям, чем крупные
корпорации. Свобода поиска и поощрения
инициативы, отсутствие бюрократизма
в рассмотрении вопросов, готовность к
риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных
предложений - вот далеко не полный перечень
отличительных черт научно-технической
деятельности небольших компаний. Из-за
ограниченности финансовых средств Малый
и средний бизнес заинтересован в ускоренной
разработке технических проектов. Экономическая
мысль и практика Запада сумела найти
и создать механизмы стимулирования рисковых
инициатив, активной поддержки организации
и деятельности рискового (венчурного)
предпринимательства. В его основе лежит
способность предприятий аккумулировать
из различных источников финансовые средства
под прогрессивные научно-технические
проекты, потенциально оцениваемые как
высокоприбыльные. Венчурные предприятия
оперативно решают вопросы разработки
и доведения до стадии промышленного образца
большинства нововведений. Подсчитано,
что на решение этих задач малые фирмы
затрачивают примерно в 4 раза меньше времени,
чем крупные предприятия, в связи, с чем
правительства развитых стран выделяют
на это большие субсидии. В Японии, например,
к началу 90-х годов все расходы на НИОКР
составляли почти 10 трлн иен, из которых
около 80% было направлено в частный сектор,
реализующий НИОКР через малые фирмы.
В развитых странах разработаны специальные
программы поддержки нововведений через
малые венчурные предприятия. В рамках
этих программ определяются направления,
размеры и источники финансирования. Например,
в США все федеральные ведомства и 12 агентств
по развитию малого и среднего бизнеса
с бюджетом более 100 долл. обязаны передавать
1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения
деятельности мелких научно-исследовательских
компаний. Программа помощи малому исследовательскому
бизнесу укрепляет систему государственного
финансирования научно-технического прогресса,
позволяет существенно расширить поле
деятельности малых фирм, использующих
эти средства, способствует оживлению
рискового финансирования на стадиях
коммерческого освоения продукции, значительно
уменьшает инвестиционный риск вкладчиков.
В России пока нет экономических условий
для использования в полной мере преимуществ
венчурного предпринимательства. Однако
это не означает, что нужно ждать созревания
таких условий. Развитие данной формы
предпринимательства должно проходить
вместе с реформированием всех сфер народного
хозяйства, вместе с развитием всех форм
рыночного хозяйствования. Очевидно, что
преимущественное право на получение
поддержки, в том числе льгот и преимуществ,
должны иметь малые предприятия осуществляющие
деятельность, признанную приоритетной.
Приоритетной признается любая деятельность
малых предприятий, лежащая в русле целей,
стратегии и тактики общего государственного
регулирования экономики страны и обеспечивающая
наиболее полное удовлетворение социальных,
экономических и экологических потребностей
населения с минимальными затратами общественного
труда. В действующей рыночной экономике
потенциальный предприниматель при выборе
характера нового предприятия руководствуется
многолетним опытом функционирования
и сложившимися традициями в конъюнктуре
рынка. В условиях становления рынка и
одновременного преодоления кризиса и
инфляции предприниматели не имеют ориентиров
для выбора направления своей деятельности
и исходят из собственных соображений.
При этом выбранные ими направления деятельности
могут не отвечать долговременным интересам
страны: не обеспечивать насыщение рынка
наиболее необходимыми товарами и услугами,
не учитывать имеющиеся и потенциальные
резервы рабочей силы, существующую социальную
и производственную инфраструктуру, отрицательно
воздействовать на окружающую среду и
т.п. Совершенно очевидно, что такую деятельность
государство не заинтересовано стимулировать,
и на нее не должна распространяться государственная
поддержка предпринимательства. В постановлении
Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных
мерах по развитию и государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации" в качестве основных приоритетов
развития малого предпринимательства
определены такие направления деятельности,
как производство и переработка сельскохозяйственной
продукции, производство продовольственных,
промышленных товаров, товаров народного
потребления, лекарственных препаратов
и медицинской техники, оказание производственных,
коммунальных и бытовых услуг, строительство
объектов жилищного, производственного
и социального назначения, инновационная
деятельность. Когда речь идет о малом
бизнесе, малых предприятиях, тем более
в аспекте сравнения с другими странами,
необходимо рассмотреть критерии и принятые
стандарты отнесения предприятий к этому
виду бизнеса. В связи с этим следует сразу
же подчеркнуть, что в мировой практике
нет унифицированного определения малого
и среднего бизнеса. Например, в 75 странах
используется более 50 различных статистических
показателей, характеризующих малые и
средние предприятия. Широко используются
качественные критерии, такие, как личное
руководство предприятием, прямой личный
контакт руководства с производственным
персоналом, клиентурой, поставщиками,
самостоятельность, жесткая зависимость
от ближних рынков и источников сырья
и др. Преобладают, однако, количественные
критерии: численность работающих, годовой
объем хозяйственного оборота, масса прибыли
и т.д.
В Великобритании, например, к малым
относятся предприятия и фирмы
с числом занятых до 200 человек
в промышленности и до 25-в строительстве.
Во Франции к малым относятся
предприятия и фирмы с количеством
занятых от 10 до 50 человек, к ремесленным
- с числом работающих до 10 человек. В Болгарии
к малым относятся предприятия с числом
занятых до 50 человек, к средним - до 200.
В Японии, в соответствии с основным законом
о средних и малых предприятиях от 20 июля
1963 г., к средним и мелким предприятиям
в добывающей и обрабатывающей промышленности,
на транспорте и в строительстве относятся
предприятия с уставным капиталом до 0,1
млрд иен (около 700 тыс. долл.) и числом работающих
до 300 человек. В оптовой торговле, соответственно,
- до 0,03 млрд иен и до 100 работающих. В розничной
торговле и сфере услуг - 0,01 млрд иен и
50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему
предпринимательству относятся фирмы
с числом занятых менее 300 человек и с годовым
оборотом до 100 млн марок. Только 1% фирм
в западных землях имеет численность работников
более 300 человек, а у 88,5% предприятий годовой
оборот составляет менее 1 млн марок.
Общей установкой государственной
политики поддержки малого и
среднего бизнеса в развитых
странах является создание для
него благоприятной среды . Под этим
понимается, помимо льготного режима хозяйственной
деятельности, наличие таких условий,
как стабильность экономической политики
государства, развитие инфраструктуры,
эффективная система защиты интеллектуальной
собственности, упрощенная система регистрации
и отчетности и т.д. В развитых странах,
как отмечалось, созданы целые структуры
административных органов, включая специализированные
институты, на которые возложено проведение
политики поддержки малого и среднего
бизнеса. Благодаря этому данная политика
органично включается в общий контекст
государственного регулирования. О том,
сколь большое значение придается в экономически
развитых странах развитию малого предпринимательства,
можно судить, в частности, по принятому
еще в 1953 г. в США закону о малом бизнесе.
В нем провозглашается:"3ащита и поощрение
свободной конкуренции составляют основу
не только экономического благосостояния,
но и безопасности страны. Безопасность
и благосостояние не могут быть обеспечены
без стимулирования наличных и потенциальных
возможностей малого и среднего бизнеса.
Конгресс считает, что правительство должно
в той мере, в какой это возможно, оказывать
поддержку предприятиям малого и среднего
бизнеса, консультировать, помогать и
защищать их интересы с тем, чтобы сохранить
свободное конкурентное предпринимательство".
За последние годы Конгресс
США принял не менее десяти законов
о вопросах малого и среднего бизнеса.
Причем каждый из них не отменяет предыдущие
(что характерно для нашей практики), а
только дополняет и конкретизирует их.
Например, в двух законах, изданных в 1980
г., правительству вменялось в обязанность
учитывать и по возможности уменьшать
воздействие на Малый и средний бизнес
принимаемых общих решений по регулированию
экономической деятельности, а также освободить
его от некоторых требований, выдвигаемых
при регистрации фирм законами о ценных
бумагах.
Сектор малого предпринимательства,
в развитых странах активно
поддерживаемый государством, занимает
прочные позиции в таких отраслях,
как торговля, строительство, автосервис,
сфера услуг. Осуществляется активная
диверсификационная политика внедрений
малого и среднего бизнеса в новые отрасли
производства - машиностроение, транспортные
перевозки и коммуникации, информатику,
микроэлектронику, телекоммуникации и
другие высокотехнологичные отрасли производства.
К малому бизнесу в развитых странах относится
80-90% предприятий, на их долю приходится
40-50% валового национального продукта,
около половины ноу-хау , ими создается
60-70% новых рабочих мест. Помимо чисто экономических
задач он помогает оздоровлению политической
и социальной обстановки в обществе, поскольку
создает в широких масштабах новые рабочие
места и увеличивает занятость населения.
Таким образом, интенсивное
развитие малого предпринимательства
на Западе стало возможным благодаря широкомасштабной
и всесторонней государственной поддержке,
соответствующей, в свою очередь, той роли,
которую оно играет в современной экономике.
В условиях рынка Малый и средний бизнес
обеспечивает необходимую мобильность,
создает глубокую специализацию и разветвленную
кооперацию производства, без которых
невозможна высокая эффективность. Он
продемонстрировал способность быстро
заполнять потребительский рынок товарами,
сравнительно быстро окупаться, применяя
самые современные технологии и оборудование.
Малые предприятия создают
необходимую для рынка конкуренцию,
многообразие форм, быстро возникающих
и исчезающих, обладают готовностью
реагировать на любые изменения
рыночной конъюнктуры. Хотелось
бы подчеркнуть и важную социальную
роль малых предприятий: созданием
новых рабочих мест они смягчают
жесткость безработицы, когда
крупные предприятия сокращают
свой персонал. И, наконец, Малый
и средний бизнес формирует
среду и дух предпринимательства,
без которых рыночная экономика
невозможна.
5. Особенности становления
малого и среднего предпринимательства
в России.
В современной России в
условиях перехода к рыночной
экономике малое и среднее
предпринимательство объективно
должно выйти на передний план
хозяйственных преобразований. Это
связано с тем, что с развитием широкой
сети малых предприятий более эффективно,
как показывает мировой опыт, решаются
многие социально-экономические задачи,
в частности, насыщение рынка промышленными
товарами, продовольствием и услугами;
преодоление монополии товаропроизводителей
и создание конкуренции между ними; оптимальное
формирование рыночной инфраструктуры;
расширение возможностей эффективной
разработки и внедрения в короткие сроки
нововведений; финансовое наполнение
доходной части местных бюджетов; увеличение
занятости населения; смягчение социальной
напряженности в обществе и демократизация
рыночных отношений.