Роль среднего и малого бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Малое и среднее предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Содержание работы

1. Место и роль и малого и среднего бизнеса в современной экономике.
2. Содержание, методы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Аспекты регионального развития малого и среднего предпринимательства в России.
4. Аспекты развития малого и среднего предпринимательства в мировой экономике.
5. Особенности становления малого и среднего предпринимательства в России.
6. Использованная литература.

Файлы: 1 файл

курсовая(проект).docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

 В настоящее время в связи  с расширяющейся конверсией оборонной  промышленности, обладающей высоким  научно-техническим потенциалом,  производство комплектов машин  для малых предприятий должно  стать одним из основных направлений  этой конверсии. Кроме того, конверсия  и переструктурирование производства позволяет высвободить производственные мощности для их перепрофилирования под нужды малого и среднего бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядчиков среди малых предприятий.

 Развитие сети малых предприятий,  их техническое оснащение во  многом зависит от крупных  производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые  предприятия должны выступать  в качестве поставщиков комплектующих  элементов готовой продукции.  Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями может также осуществляться в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аспекты регионального  развития малого и среднего предпринимательства в России.

 

 К приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона,

 Следует обратить внимание  на то, что поддержка предпринимательства  является задачей не только  центральных государственных органов,  но и в не меньшей степени задачей регионов. Регионы в последнее время вышли из-под опеки центральных государственных органов, получили большую самостоятельность. Именно в регионах в условиях формирующегося рынка решается задача социального и экономического развития территорий. Эффективное рыночное хозяйствование в регионах возможно лишь при условии, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры дополняются и в какой-то мере уравновешиваются необходимым числом предприятий частного, в том числе малого, предпринимательства. Такие предприятия обеспечивают сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, способствуют решению социальных проблем региона. В связи с этим проблемы развития российского предпринимательства, разносторонняя поддержка этой сферы должны быть отнесены к числу важнейших задач государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и региональном уровнях.

 Государственная поддержка  предпринимательства на региональном  уровне может включать в себя:

- прямое финансовое субсидирование;

- льготное кредитование и селективное  гарантирование кредитов; - предоставление  льгот по местному налогообложению; - передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических  лицензий из подведомственного  региону госсектора; - обеспечение  на льготных условиях совместного  с подведомственными организациями  госсектора проведения НИОКР; - участие  государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование в ценообразовании; - формирование и регулирование рынка труда; - частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами; - предоставление выгодных региональных госзаказов; - упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций; - юридический и экономический льготный консалтинг; - содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; - обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т.п.; - содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей. Но главное - чтобы все это происходило на основе объективных критериев, с должной "прозрачностью" и гласностью, а не стало еще одной питательной средой для развития коррумпированности. Конкретный комплекс мер для развития региональной государственной поддержки предпринимательства зависит, с одной стороны, от размеров имеющихся в распоряжении государственных властных структур региона финансовых, материальных, организационных ресурсов, и от конкретных целей развития предпринимательства в регионе - с другой. При этом нельзя не учитывать социально-экономические условия, от которых регион начинает движение к рыночной системе хозяйствования, а также природно-климатические характеристики. Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности административно-территориальных образований. Малый и средний бизнес должен стать основной базой формирования региональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей данного региона. Совершенно очевидно, что центр тяжести малого предпринимательства должен быть перенесен на региональный уровень. Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос преимущественно в данной местности, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников. В настоящее время в большинстве регионов страны для обеспечения финансирования мероприятий по созданию новых и развитию действующих предприятий образованы фонды и центры поддержки предпринимательства. В целом ряде регионов России - в Москве, Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Новгородской, Тюменской и других областях - разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса при долевом участии средств местного бюджета. Ранее уже отмечалась та мощная государственная поддержка, которая в индустриально развитых странах стала важным фактором интенсивного развития малого предпринимательства. Здесь же подчеркнем, что это стало возможным благодаря разработке и осуществлению крупных государственных программ поддержки и стимулирования предпринимательства. Такие программы включают в себя законодательно-правовые акты, разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Законодательство США, например, предусматривает для малого и среднего бизнеса две налоговые ставки - в 15% и 28%, в то время как для корпораций они составляют 34% и 46%. На государственные средства создана сеть "инкубаторов" - специальных центров, где начинающие бизнесмены на несколько лет получают на льготных условиях помещение, оборудование, вычислительную технику. Кроме государства малому и среднему бизнесу помогают крупные фирмы, акционерные общества и концерны, причем как непосредственно в сфере производства, так и при создании системы обучения и переподготовки кадров малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Аспекты развития малого  и среднего предпринимательства  в мировой экономике. 

Для привлечения ресурсов крупных  предприятий в целях развития малого предпринимательства можно  было бы использовать получившую широкое  распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений  крупных и мелких фирм ("франчайзинг"), особенно в торговле и сфере услуг. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п. Малый и средний бизнес обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений - вот далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств Малый и средний бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Экономическая мысль и практика Запада сумела найти и создать механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства. В его основе лежит способность предприятий аккумулировать из различных источников финансовые средства под прогрессивные научно-технические проекты, потенциально оцениваемые как высокоприбыльные. Венчурные предприятия оперативно решают вопросы разработки и доведения до стадии промышленного образца большинства нововведений. Подсчитано, что на решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, в связи, с чем правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии. В Японии, например, к началу 90-х годов все расходы на НИОКР составляли почти 10 трлн иен, из которых около 80% было направлено в частный сектор, реализующий НИОКР через малые фирмы. В развитых странах разработаны специальные программы поддержки нововведений через малые венчурные предприятия. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Например, в США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого и среднего бизнеса с бюджетом более 100 долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения деятельности мелких научно-исследовательских компаний. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению рискового финансирования на стадиях коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков. В России пока нет экономических условий для использования в полной мере преимуществ венчурного предпринимательства. Однако это не означает, что нужно ждать созревания таких условий. Развитие данной формы предпринимательства должно проходить вместе с реформированием всех сфер народного хозяйства, вместе с развитием всех форм рыночного хозяйствования. Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда. В действующей рыночной экономике потенциальный предприниматель при выборе характера нового предприятия руководствуется многолетним опытом функционирования и сложившимися традициями в конъюнктуре рынка. В условиях становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции предприниматели не имеют ориентиров для выбора направления своей деятельности и исходят из собственных соображений. При этом выбранные ими направления деятельности могут не отвечать долговременным интересам страны: не обеспечивать насыщение рынка наиболее необходимыми товарами и услугами, не учитывать имеющиеся и потенциальные резервы рабочей силы, существующую социальную и производственную инфраструктуру, отрицательно воздействовать на окружающую среду и т.п. Совершенно очевидно, что такую деятельность государство не заинтересовано стимулировать, и на нее не должна распространяться государственная поддержка предпринимательства. В постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в качестве основных приоритетов развития малого предпринимательства определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. Когда речь идет о малом бизнесе, малых предприятиях, тем более в аспекте сравнения с другими странами, необходимо рассмотреть критерии и принятые стандарты отнесения предприятий к этому виду бизнеса. В связи с этим следует сразу же подчеркнуть, что в мировой практике нет унифицированного определения малого и среднего бизнеса. Например, в 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко используются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от ближних рынков и источников сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т.д.

 

 

В Великобритании, например, к малым  относятся предприятия и фирмы  с числом занятых до 200 человек  в промышленности и до 25-в строительстве. Во Франции к малым относятся  предприятия и фирмы с количеством  занятых от 10 до 50 человек, к ремесленным - с числом работающих до 10 человек. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 человек, к средним - до 200. В Японии, в соответствии с основным законом о средних и малых предприятиях от 20 июля 1963 г., к средним и мелким предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд иен (около 700 тыс. долл.) и числом работающих до 300 человек. В оптовой торговле, соответственно, - до 0,03 млрд иен и до 100 работающих. В розничной торговле и сфере услуг - 0,01 млрд иен и 50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству относятся фирмы с числом занятых менее 300 человек и с годовым оборотом до 100 млн марок. Только 1% фирм в западных землях имеет численность работников более 300 человек, а у 88,5% предприятий годовой оборот составляет менее 1 млн марок.

 Общей установкой государственной  политики поддержки малого и  среднего бизнеса в развитых  странах является создание для  него благоприятной среды . Под этим понимается, помимо льготного режима хозяйственной деятельности, наличие таких условий, как стабильность экономической политики государства, развитие инфраструктуры, эффективная система защиты интеллектуальной собственности, упрощенная система регистрации и отчетности и т.д. В развитых странах, как отмечалось, созданы целые структуры административных органов, включая специализированные институты, на которые возложено проведение политики поддержки малого и среднего бизнеса. Благодаря этому данная политика органично включается в общий контекст государственного регулирования. О том, сколь большое значение придается в экономически развитых странах развитию малого предпринимательства, можно судить, в частности, по принятому еще в 1953 г. в США закону о малом бизнесе. В нем провозглашается:"3ащита и поощрение свободной конкуренции составляют основу не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Безопасность и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого и среднего бизнеса. Конгресс считает, что правительство должно в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство".

 За последние годы Конгресс  США принял не менее десяти законов о вопросах малого и среднего бизнеса. Причем каждый из них не отменяет предыдущие (что характерно для нашей практики), а только дополняет и конкретизирует их. Например, в двух законах, изданных в 1980 г., правительству вменялось в обязанность учитывать и по возможности уменьшать воздействие на Малый и средний бизнес принимаемых общих решений по регулированию экономической деятельности, а также освободить его от некоторых требований, выдвигаемых при регистрации фирм законами о ценных бумагах.

 Сектор малого предпринимательства,  в развитых странах активно  поддерживаемый государством, занимает  прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. Осуществляется активная  диверсификационная политика внедрений малого и среднего бизнеса в новые отрасли производства - машиностроение, транспортные перевозки и коммуникации, информатику, микроэлектронику, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли производства. К малому бизнесу в развитых странах относится 80-90% предприятий, на их долю приходится 40-50% валового национального продукта, около половины ноу-хау , ими создается 60-70% новых рабочих мест. Помимо чисто экономических задач он помогает оздоровлению политической и социальной обстановки в обществе, поскольку создает в широких масштабах новые рабочие места и увеличивает занятость населения.

 Таким образом, интенсивное  развитие малого предпринимательства на Западе стало возможным благодаря широкомасштабной и всесторонней государственной поддержке, соответствующей, в свою очередь, той роли, которую оно играет в современной экономике. В условиях рынка Малый и средний бизнес обеспечивает необходимую мобильность, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых невозможна высокая эффективность. Он продемонстрировал способность быстро заполнять потребительский рынок товарами, сравнительно быстро окупаться, применяя самые современные технологии и оборудование.

 Малые предприятия создают  необходимую для рынка конкуренцию,  многообразие форм, быстро возникающих  и исчезающих, обладают готовностью  реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры. Хотелось  бы подчеркнуть и важную социальную  роль малых предприятий: созданием  новых рабочих мест они смягчают  жесткость безработицы, когда  крупные предприятия сокращают  свой персонал. И, наконец, Малый  и средний бизнес формирует  среду и дух предпринимательства,  без которых рыночная экономика  невозможна.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Особенности становления малого и среднего предпринимательства в России.

 

 В современной России в  условиях перехода к рыночной  экономике малое и среднее  предпринимательство объективно  должно выйти на передний план  хозяйственных преобразований. Это связано с тем, что с развитием широкой сети малых предприятий более эффективно, как показывает мировой опыт, решаются многие социально-экономические задачи, в частности, насыщение рынка промышленными товарами, продовольствием и услугами; преодоление монополии товаропроизводителей и создание конкуренции между ними; оптимальное формирование рыночной инфраструктуры; расширение возможностей эффективной разработки и внедрения в короткие сроки нововведений; финансовое наполнение доходной части местных бюджетов; увеличение занятости населения; смягчение социальной напряженности в обществе и демократизация рыночных отношений.

Информация о работе Роль среднего и малого бизнеса в современной экономике