Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:50, шпаргалка
1. Торговля в условиях рынка. Виды торговли, функции, экономическое значение торговли
2. .Состояние и перспективы развития торговли в России.
3. Понятие торговой организации. Задачи и функции торговой организации, понятие коммерческой и некоммерческой.
4. Понятия магазинной и внемагазинной торговли.
5. Характеристика стационарной и нестационарной торговли
6. Характеристика форматов магазинов.
7. Принципы, правила и виды размещения магазинов, факторы, влияющие на размещение магазинов.
Экзаменационные вопросы по организации торговли
Ответы.
1)
Виды:
Торговля подразделяется на два вида:
Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.
Розничная торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
В большинстве развитых экономик
соотношение количества предприятий
розничной торговли с численностью
населения намного превышает
уровень, существующий в России. Например,
в США одно предприятие розничной
торговли приходится на 122 человека, в
Японии — на 69, а в Южной Корее
— на 42 человека. В России магазин
или киоск приходится на 400 человек.
Такая же картина и с «оснащенностью»
населения торговыми площадями.
Эти обстоятельства открывают перед
предпринимателями широкое поле
деятельности. Они могут и должны
приложить усилия к количественному
и качественному наращиванию ро
Основные функции торговли:
Значение международной торговли
Международная торговля является
важным средством развития национальной
экономики, поскольку с ее помощью
повышается производительность труда,
увеличивается общий объем
Принцип сравнительных преимуществ
утверждает, что совокупный объем
выпуска продукции будет
Благодаря международной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации.
Кроме указанной выгоды от международной торговли следует указать и на побочные выгоды, которые получает страна от международного разделения труда. Свободна международная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает господство монополий. Возрастающая конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить к производственным технологиям, обеспечивающим наиболее низкие издержки на создание соответствующих товаров. Конечно, переход на новые технологии предполагает использование самых новейших достижений в области науки и техники, что в целом способствует повышению качества продукции, росту производительности труда, экономическому развитию страны в целом. Свободный международный обмен товаром предоставляет потребителям возможность выбора или более широкого ассортимента товаров, пополнение полок магазинов самыми различными товарами , произведенными в самых различных странах земного шара.
Таким образом, можно констатировать, что международная торговля жизненно необходима для всех без исключения стран, в том числе и для наиболее развитых.
2) В странах с развитой экономикой в последнее время наблюдается тенденция замены классических операций обмена, основанных на традиционных конкурентных отношениях, различными формами сотрудничества между фирмами - субъектами хозяйственных связей. Весомая часть экономической деятельности подобных фирм осуществляется в рамках долгосрочных многосторонних контрактных отношений.
Как известно, существуют две базовые системы распределения ресурсов в экономических микросистемах: рыночная и административно-командная. Первая связана с принятием решений исходя из ориентации оперативно-тактического характера на максимизацию прибыли (зачастую за счет прочих субъектов хозяйственной операции). Для второй характерна недостаточность стимулов для каждого из участников сделки, а также высокий уровень внутренних трансакционных издержек, связанных со сложной иерархией организации. Преодоление и взаимная компенсация этих недостатков осуществляется в процессе конвергенции названных систем. Речь идет об образовании особого механизма, охватывающего весь спектр форм обмена и распределения ресурсов, имеющего свою собственную причинно-следственную мотивацию.
Подобные формирования в отечественной
литературе получили наименование логистических
альянсов. Идея их формирования связывается
с принятием согласованных
В сфере торговли содержательный аспект подобных альянсов определяет логистика хозяйственных связей, устанавливаемых по поводу обмена товарно-материальных и нематериальных ценностей. Логистика отражает движение товарных потоков, в том числе физическое перемещение ценностей от производителей к потребителям и передачу прав собственности, движение финансовых или иных потоков встречного предоставления и движения информационных потоков, обслуживающих и согласующих потоки в целом.
Движение товарных, финансовых и
информационных потоков устанавливается
в рамках логистических цепей, виды
которых варьируются в
Торговля, как отрасль национальной экономики и как сфера, обеспечивающая продвижение товаров от сферы производства в сферу потребления, претерпела в период перехода от административно-командной к рыночной экономике коренные изменения и подверглась наибольшему реформированию. Существенно изменилась структура торговли, формы собственности и управления, значительно увеличилось инвестирование зарубежного капитала. Более 90% предприятий розничной и оптовой торговли товарами конечного потребления, около 70% предприятий общественного питания и более 50% предприятий по торговле средствами производства основаны на частной собственности.
Современная торговля представлена самыми
разными типами предприятий, как
традиционными, так и принципиально
новыми: зарождающимися корпорациями,
крупными холдингами, малыми предприятиями,
работающими на арендованных площадях,
на долю которых приходится до 70% от
общей численности предприятий
в торговле. В результате проведенных
преобразований была демонтирована
сложившаяся в течение
О повышении значимости торговли в условиях рыночных отношений свидетельствует тот факт, что в сентябре 1998 года Указом Президента Российской Федерации организовано Министерство торговли РФ с новой структурой, в компетенции которого теперь входит регулирование вопросов внешней и внутренней торговли. Это требует разработки и внедрения обновленных форм и методов государственного регулирования торговой деятельности, возрождения на местах соответствующих региональных органов управления. Значимость этой проблемы еще и в том, что ранее в сфере торговли работало около 10-12 млн. человек, то есть 10-12% населения в трудоспособном возрасте. В странах с рыночной экономикой в сфере обращения работает около 60% данного контингента. В ближайшее время по ориентировочным оценкам доля работающих в российской торговле может возрасти как минимум в 2-2,5 раза и составить 20-25% от числа работоспособного населения. Это подчеркивает социальный аспект реформ в российской торговле.
Достаточно медленное, но ощутимое преобразование торговли было нарушено обстоятельствами форс-мажорного характера: финансовый кризис, проявившийся в стремительном падении курса рубля с 17 августа 1998 года, стал серьезным ударом и для сферы торговли, что нашло свое проявление в ряде специфических последующих эффектов. Большинство магазинов Москвы и значительная их часть в Санкт-Петербурге закрылись из-за отсутствия четкой ориентации в ценовой политике. Привязка цен на товары (в том числе отечественного производства) к курсу доллара и сиюминутное стремление получить значительный рост прибыли привели к разрушению потребительского рынка.
В то время как монетаристские реформы
разрушали промышленность сверху, уменьшение
денег на покупки у населения,
создавая впечатление изобилия на прилавках,
посредством падения
При этом неоднозначное положение сложилось в отношении импорта:
если небольшие торговые предприятия, самостоятельно приобретавшие товары за валюту на европейских рынках и продававшие их в России, из-за запретительно высоких цен утратили свои позиции, то многие фирмы, выполняющие дилерские функции, изыскали способы остаться на российском рынке, в частности и за счет частичного приближения цен к реальной покупательной способности основной массы населения. Последняя тенденция, несомненно, связана с угрозой мирового экономического кризиса: финансовый кризис в Азиатско-Тихоокеанском регионе ускорил финансовый обвал в России, охватил Южную Америку. Развитые страны Запада потеряли крупнейшие мировые рынки, что способствовало заключению России с западными странами многочисленных договоров на поставку продовольствия, в том числе в форме гуманитарной помощи. Для ситуации характерно и то, что значительное сокращение импортных поставок должно переориентировать сферу торговли от зарубежных к отечественным производителям.
По нашему мнению, в таких условиях недостаточно только прагматических мер, направленных на решение текущих проблем; сфера торговли нуждается и в проведении глубоких теоретических исследований, реализация которых сможет сделать положительные сдвиги необратимыми.