Шпаргалка по "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие организации. Предмет ,объект и методы теории организации.
Организация-разновидность соц.систем, объединения людей, совместно реализующие цель и действует на определённых принципах. Это объект и субъект общества.
Объекты организации-различные организации
Предмет-организационные отношения

Файлы: 1 файл

зачет теория орг.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

1.Понятие организации. Предмет ,объект и методы теории организации.

Организация-разновидность соц.систем, объединения людей, совместно реализующие цель и действует на определённых принципах. Это объект и субъект общества.

Объекты организации-различные организации

Предмет-организационные отношения

Методы делятся на 2 гр: -Общенаучные и специфические.

2.Функции теории организации.

-Познавательная(проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем и в изучении динамики

-Методологическая(исследует организационные отношения на макро и микро уровнях)

-Рационально-организующая(проявляется в обобщении опыта деятельности в прошлом или настоящем)

-Прогностическая(позволяет заглянуть в будущее ,предвидеть и угадать организационные явления и процессы

 

3.Эволюция взглядов на сущность  и структуру организации

Началом развития теории организации принято считать 1911г-в книге Т.Тейлора. Он сосредоточил внимание на изучении процессов, его система была построена на жесткой аргументации. В результате внедрение системы, производительность возрасла. Тейлор-отец научной организации труда. Г.Форд –основатель первой автомобильной компании в мире. Впервые стал использовать промышленный конвеер. А. Файоль-Основал 14 принципов управления, в их основе лежит распределение функции, обязанностей и задач. Высказал мысль о необходимости управления,как отдельной науки.

 

 

4.Основные модели организации

 

Механическая- разделение труда в области управления

Общинная- Организация как община

Системная-Организация как целое, состоящее из огромного числа подсистем

Социотехническая- соединение технологических и социальных аспектов.

Органическая- организация как организм, в котором есть руки, ноги, сердце, голова.

Бюрократическая- рационализация поведения работника и организации в целом.

Естественная- Самоорганизация как ответная реакция на воздействие внешних и внутренних факторов

Политическая- Управление путем согласования политики по вертикали и по горизонтали

Организация как «дело»- Организация как цепь взаимодействий

 

 

 

 

 

5.Общие принципы  организации.

 

  1. Структурные- обеспечивает взаимодействие между целями(разделение труда,единство целей,руководство)
  2. Принципы процессов-определяют характер взаимодействия работников организации
  3. Конечного результата-определяет оптимальные характеристики организации
  4. Обратной связи-сопоставление информации на входе и выходе системы.
  5. Развитие организации( процесс-движение вперед, регресс-назад)
  6. Конкуренции- важен как фактор эффективного развития организации
  7. Дополнительности- сочетание объективного и субъективного запрограммированного и случайного.

 

6.Классификация систем

Система-единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов ,расположенных в определенной последовательности и пространстве.

Бывают: -открытые(обмениваются с окружающей средой информацией,энергией,материалами)

-закрытые(их внутреннее состояние не зависит от состояния окр.среды)

 

7.Открытые и закрытые системы

Система-единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов ,расположенных в определенной последовательности и пространстве.

Бывают: -открытые(обмениваются с окружающей средой информацией,энергией,материалами)

-закрытые(их внутреннее состояние не зависит от состояния окр.среды)

 

8.Свойства организации

1)Целостность-внутреннее единство организации

2)Эмерджентность-наличие качественно-новых свойств, которые отсутствуют у ее составляющих частей.(напр: вода-обладает другими свойствами)

3)Гомеостазис-свойство  устойчивости, система старается  восстановить внешние факторы(поддержание температуры 36.6)

4)Структурность-возможность  выделения составляющих систем(система состоит из более мелких систем)

 

9.Внутренняя среда организации

Это факторы внутри организации. Формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.К основным переменным в организации относятся: цели; структура; задачи; технология; люди.

 

10.Внешняя среда организации

Внешняя среда – это совокупность факторов, которые находятся за пределами организации и формируют условия ее функционирования. В совокупности они образуют «среду обитания», которая определяет основные условия выживания и достижения успеха.

Различают ближнюю внешнюю среду (среда прямого влияния, микросреда) и дальнюю внешнюю среду (среда косвенного влияния, макросреда). Дальняя внешняя среда, в отличие от ближней, особого или специфического значения, именно для данной конкретной организации, не имеет.

11.Характеристика развития внешней  среды: сложность, подвижность, неопределенность, взаимосвязанность, вязкость

- Сложность-факторы, на которые организация обязана реагировать, степень изменчивости.

-Подвижность-скорость ,с которой происходят изменения в организации.

-Неопределенность-зависит от наличия необходимой информации, которой владеет организация.

-Взаимосвязанность- все факторы внешней среды взаимосвязаны

-Вязкость-мера усилий, необходимая для освоения производству  единицы материальных и  финансовых  ресурсов.

 

12.Развитие организации. Формы развития

 

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Основное содержание развития – самоорганизация системы, перевод ее на более высокий уровень организованности, как по внутренним, так и по внешним связям. Различают две формы развития: 

- эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями; 

- революционную, характеризующуюся  скачкообразным переходом от  одного качественного состояния  материи к другому.

Прогрессивное развитие – это переход от низших форм к высшим, регресивное – это деградация, переход к изжившим себя или уже пройденным формам и структурам.

Развитие организации обусловлено: 

- изменениями внешней  среды (экономика, политика, этика, культура  и др.); 

- изменениями внутренней  среды (перемещение работников, переход  на новые технологии и др.); 

- потребностями  и интересами человека и общества (потребность в самовыражении  человека, потребность в прибавочном  продукте общества и др.); 

- старением и  износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии); 

- изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры  и фауны); 

- техническим прогрессом;  

- глобальным состоянием  мировой цивилизации.

 

13.Понятие и основные принципы  и организационной культуры

Организационная культура – система общих ценностей,правил,норм поведений, принимаемых членами организации.

Культура организации чаще всего ориентирована на внешнюю среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов. Организационная культура влияет на усиление взаимной интеграции работников, улучшая их взаимопонимание и вынуждая соблюдать даже правила, нигде не записанные, позволяет предвидеть организационное поведение и не прибегать к регулированию всего посредством предписаний.

-Принцип всеобщности. Организационная культура должна бать общепринятой, разделяемой всеми или большинством членов организации.

-Принцип доступности предусматривает ясность и простоту организационной культуры, которые обеспечивают возможность ее понимания всеми работниками от руководящего уровня до простых рабочих организации.

-Принцип четкости и однозначности, то есть недопущение двойного толкования организационной культуры.

-Принцип априорности. Положения организационной культуры (например, цели или ценности) должны быть не требующими доказательства, априорными.

-Принцип уважения к индивидуальной личной культуре и национальной культуре. Организационная культура не должна противоречить и выказывать неуважение к культуре работников организации, социо- культурного сообщества и того государства, где находится организация.

-Принцип обоснованности: организационная культура должна основываться на законах, национальной культуре, и соответствовать специфике деятельности организации.

-Принцип достижимости основных целей и ценностей организационной культуры: для работника любого уровня или структурных подразделений должна существовать реальная возможность достигать цели и соответствовать ценностям организационной культуры.

 

14.Функции организационной культуры

 

1.Охранная-служит барьером  для проникновения нежелательных  тенденций окр.среды

2.Интегрирующая- единая система ценностей получает, формирует чувство общности, помогает сплачивать орг-цию.

3.Регулирующая-корпоративная  культура регулирует поведение

4.Адаптивная-позволяет новым сотрудникам быстрее влиться в коллектив

5.Развивающая-поднимает уровень  профессионализма, подготовки в  коллективе

6.Управление качества-определяет качество предприятия, качество рабочей среды, влияет на качество продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Механизмы  организационной культуры

 

Лидерство. ъустанавливают основные нормы и правила поведения в организации.

· Отбор и социализация. При отборе персонала должен соблюдаться принцип совместимости новых сотрудников с организационной культурой и традициями предприятия.

· Обучение персонала – важнейший механизм организационной культуры, так как с его помощью работники воспринимают и осваивают политику и идеологию организации, систему её приоритетов, защиты ценностей и мотивации, адаптации и интеграции.

· Организационные структуры -С их помощью поддерживаются отношения внутри организации и отношения организации с внешней средой.

· Оформление физической среды, то есть здания, обстановка, обустройство рабочих мест и мест отдыха и многие другие материальные факторы, являясь элементами организационной культуры, в большой степени определяют поведение работников в организации.

 

16.Отличительные черты компании  с высокой организационной культурой

1)Динамичность-быстрое  реагирование окр.среды

2)Стремление к потреблению

3)Создание атмосферы  доброжелательности

4)использование стиля  управления

5)хорошие условия  труда

6)постоянное повышение  квалификации

 

17.Основные характеристики организационной  культуры

 

-Осознание себя и организации

-Коммуникационная система  общения

-Внешний вид сотрудников, представление о работе

-Осознание времени, отношение  к нему

-Микроклимат в коллективе

-Ценности( специфика работы, уровень з/п. ,престижность)

-Вера в свои силы, успех, компанию

-Трудовая этика, мотивация( отношение к работе, ответственность)

 

 

 

18.Понятие коммуникации. Внутренние  и внешние коммуникации. Межличностные  коммуникации

 

Коммуникации - это и пути сообщения (воздушный, водный), и формы передачи сообщений (устные, письменные), и каналы связи (телефон, радио и др.)

 

-Внутренние коммуникации-это коммуникации между структурными подразделениями и отдельными сотрудниками организации.

-Внешние коммуникации - это коммуникация между организацией и ее окружением

-Межличностные коммуникации-  передача информации от одного лица к другому

 

 

 

 

 

 

19.Вербальные  и невербальные коммуникации.

 

-Вербальные коммуникации –общение с помощью слов или речевая коммуникация

- Невербальные коммуникации-особый язык , который усиливает эффект речевой коммуникации, это язык тела движения.

 

 

20.Противоречия в организации. Четыре  ступени противоречий

Противоречие как процесс – это реакция работников, с разной степенью

воспринимающих и оценивающих какую-либо информацию, которую они получили при

обсуждении различных вопросов.

-Ступень Различие. Эта ступень является самой спокойной по уровню нервной

напряжённости. У руководителя и его подчинённых полное взаимопонимание

относительно целей и средств и способов достижения этих целей

- Ступень Поляризация. у руководителя и

его подчинённых полное взаимопонимание относительно поставленных целей (задач),но подходы к средствам и методам их воплощения различаются.

- Ступень Столкновение. Подчиненные понимают и поддерживают только часть общей цели

- Ступень Антагонизм. Общая цель коллектива, и частные цели и

задачи, и средства и методы их реализации принципиально различны.

 

21.Конфликты в организации.Формы конфликтов. Методы предотвращения конфликтов

 

Конфликт  - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.

1. Внутриличностный конфликт или конфликт уровней психики. когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2. Межличностный конфликт., самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория организации"