Система управления и ее составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Современные условия изменяют приоритеты управления организацией как социально-экономической системой. Важнейшими этапами управленческого процесса становится предвидение и прогнозирование перемен, поиск и объективная оценка противоречий управления, разработка и использование различных методик и инструментов целенаправленного воздействия на объект и субъект управления с целью их постоянного и динамичного совершенствования, создание условий саморазвития отдельных организационных структур и экономической системы в целом, разрешения выявленных противоречий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....... 3
1 Организация и управление……………………………………………….. 5
2 Взаимосвязь управления и системы отношений в организации……… 8
3 Управление и внешняя среда организации……………………………… 11
4 Процесс осуществления управления организацией……………………. 12
5 Субъекты осуществления управленческой деятельности……………… 13
6 Структура системы управления………………………………………….. 14
7 Основные типы управления организациями…………………………… 17
Заключение…………………………………………………………………... 22
Список использованных источников……………………………………… 23

Файлы: 1 файл

Теория организации.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Управление маркетингом  призвано увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

Управление финансами  заключается в управлении процессом  движения финансовых средств в организации.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей  организации.

Управление эккаутингом  предполагает управление процессом  обработки и анализа финансовой информации о работе организации.

 

3 Управление и внешняя среда организации

 

Управление процессом  взаимодействия организации с внешней  средой направлено на поддержание необходимых  отношений с общим внешним  окружением и непосредственным деловым  окружением.

Общее внешнее окружение  организации отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Оно формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических  и других процессов.

Непосредственное деловое  окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. Это окружение создают покупатели, поставщики, конкуренты и т.п.

От взаимодействия организации  с внешним окружением, выделяются организации, имеющие механистический и органический типы управления.

Механистический тип  управления организацией характеризуется  набором следующих характеристик:

  • негибкая структура;
  • четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;
  • сопротивление изменениям;
  • иерархическая система контроля;
  • командный тип коммуникаций, идущий сверху вниз и др.

Для органического типа управления организацией характерны:

  • гибкая структура;
  • динамичные, не жестко определенные задачи;
  • готовность к изменениям;
  • самоконтроль и контроль коллег;
  • многонаправленность коммуникаций и др.

Каждому из этих типов  предпочтение может быть дано в зависимости  от характера окружения и уровня неопределенности.

4 Процесс осуществления управления организацией

 

Управление организацией можно представить в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Управление включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рисунок 1.2).

Содержание и набор  действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии, от функции внутри организации и от других факторов. Для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основных функции управления: планирование, функция организации, руководство и контроль.


                                      Процесс управления

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Процесс создания и реализации продукта

Исходное состояние                                                           Конечное состояние

 

Рисунок 1.2 - Место процесса управления в организации

5 Субъекты осуществления управленческой деятельности

 

Субъектами осуществления  управленческой деятельности являются менеджеры. Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Они занимают ключевую позицию в управлении организацией.

Менеджеры в организации играют ряд разнообразных ролей. Наиболее важными являются следующие три  роли:

1). Роль по принятию решения.  Она выражается в том, что  менеджер определяет направление  движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.

2). Информационная роль. Она состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации.

3). Менеджер выступает  в качестве руководителя. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.

В зависимости от позиции  менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

 

 

6 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

В настоящее время  в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

1. структура управления;

2. техника управления.

3. функции управления.

4. методология управления

При этом, систему управления можно рассматривать как с  позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность. Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

- функциональную и  организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.

Структура управления будет  рассмотрена отдельно, а в отношении  техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Процесс управления, как  элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. 
Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию  и совершенствованию связей между  частями системы. Как явление  – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации.

Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки  и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

Наибольший интерес  представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.

Среди этапов понимания  сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:

1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит  правильно организовать производственные  процессы и повышать производительность  труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.

2. Организация – это  административная пирамида, как  наиболее устойчивое строение (административный  механизм). Ей присуща чёткая структура,  единоначалие, разделение труда,  баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.

3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик  огромной машины, материал для  построения целого, не имеющий  право на индивидуальные особенности.  Индивидуальность личности подавляется  разработкой и предписанием точного  соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».

4. Элтон Мэйо в 30-х  40-х годах двадцатого столетия  предложил рассматривать организацию  как общину и соответственно  ей управлять. В его понимании  люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.

5. Всё большую роль, как указывалось выше, в организации  начинает играть технологическая  основа. Организация – это социотехническая  система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система. 
 

 

7 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 
 
          В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

1. Исторически первым  сформировался бюрократический  тип организации. Соответствующую  концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях, как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют.

Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

1) четкое разделение  труда, использование на каждой  должности квалифицированных специалистов;

2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется вышестоящим;

3) наличие формальных  правил и норм, обеспечивающих  однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

5) осуществление найма  на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным  пунктом концепции исключение совмещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих.

Четко сформулированные предписания по каждой работе (что  необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству. 
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития.

Информация о работе Система управления и ее составляющие