Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:22, контрольная работа
Современные условия изменяют приоритеты управления организацией как социально-экономической системой. Важнейшими этапами управленческого процесса становится предвидение и прогнозирование перемен, поиск и объективная оценка противоречий управления, разработка и использование различных методик и инструментов целенаправленного воздействия на объект и субъект управления с целью их постоянного и динамичного совершенствования, создание условий саморазвития отдельных организационных структур и экономической системы в целом, разрешения выявленных противоречий.
Введение…………………………………………………………………....... 3
1 Организация и управление……………………………………………….. 5
2 Взаимосвязь управления и системы отношений в организации……… 8
3 Управление и внешняя среда организации……………………………… 11
4 Процесс осуществления управления организацией……………………. 12
5 Субъекты осуществления управленческой деятельности……………… 13
6 Структура системы управления………………………………………….. 14
7 Основные типы управления организациями…………………………… 17
Заключение…………………………………………………………………... 22
Список использованных источников……………………………………… 23
Управление маркетингом призвано увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.
Управление финансами заключается в управлении процессом движения финансовых средств в организации.
Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации.
Управление эккаутингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации.
Управление процессом взаимодействия организации с внешней средой направлено на поддержание необходимых отношений с общим внешним окружением и непосредственным деловым окружением.
Общее внешнее окружение организации отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Оно формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических и других процессов.
Непосредственное деловое окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. Это окружение создают покупатели, поставщики, конкуренты и т.п.
От взаимодействия организации с внешним окружением, выделяются организации, имеющие механистический и органический типы управления.
Механистический тип
управления организацией характеризуется
набором следующих
Для органического типа управления организацией характерны:
Каждому из этих типов предпочтение может быть дано в зависимости от характера окружения и уровня неопределенности.
4 Процесс осуществления управления организацией
Управление организацией можно представить в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Управление включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рисунок 1.2).
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии, от функции внутри организации и от других факторов. Для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основных функции управления: планирование, функция организации, руководство и контроль.
Процесс создания и реализации продукта
Исходное состояние
Рисунок 1.2 - Место процесса управления в организации
5 Субъекты осуществления управленческой деятельности
Субъектами осуществления управленческой деятельности являются менеджеры. Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Они занимают ключевую позицию в управлении организацией.
Менеджеры в организации играют ряд разнообразных ролей. Наиболее важными являются следующие три роли:
1). Роль по принятию решения.
Она выражается в том, что
менеджер определяет
2). Информационная роль. Она состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации.
3). Менеджер выступает в качестве руководителя. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
6 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:
1. структура управления;
2. техника управления.
3. функции управления.
4. методология управления
При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность. Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
- функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.
Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.
Процесс управления, как
элемент управленческой деятельности,
включает в себя: систему коммуникаций,
разработку и реализацию управленческих
решений, информационное обеспечение.
Методология же включает в себя цели, законы,
принципы, методы и функции, технологии
управления и практику управленческой
деятельности. Основной задачей системы
управления организации ставится формирование
профессиональной управленческой деятельности.
Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации.
Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.
Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:
1. Организация представляется,
как сумма трудовых операций.
Управлять организацией –
2. Организация – это
административная пирамида, как
наиболее устойчивое строение (административный
механизм). Ей присуща чёткая структура,
единоначалие, разделение труда,
баланс полномочий и ответствен
3. Организация – бюрократия,
где человек – это винтик
огромной машины, материал для
построения целого, не имеющий
право на индивидуальные
4. Элтон Мэйо в 30-х
40-х годах двадцатого
5. Всё большую роль,
как указывалось выше, в организации
начинает играть
7 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В современной
теории менеджмента выделяются два типа
управления организациями: бюрократический
и органический. Они построены на принципиально
различных основаниях и имеют специфические
черты, позволяющие выявлять сферы их
рационального использования и перспективы
дальнейшего развития.
1. Исторически первым
сформировался бюрократический
тип организации.
Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
1) четкое разделение
труда, использование на
2) иерархичность управления,
при которой нижестоящий
3) наличие формальных
правил и норм, обеспечивающих
однородность выполнения
4) дух формальной обезличенности,
характерной для выполнения
5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического
типа структуры управления - рациональность,
ответственность и
Четко сформулированные
предписания по каждой работе (что
необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления
субъективизма и индивидуального подхода.
В этом принципиальное отличие бюрократической
структуры от исторически предшествовавшей
ей общинной, где главная роль отводилась
партнерству и мастерству.
Бюрократические структуры управления
показали свою эффективность, особенно
в крупных и сверхкрупных организациях,
в которых необходимо обеспечивать слаженную
четкую работу больших коллективов людей,
работающих на единую цель. Эти структуры
позволяют мобилизовать человеческую
энергию и кооперировать труд людей при
решении сложных проектов, в массовом
и крупносерийном производстве. Однако
им присущи недостатки, особенно заметные
в контексте современных условий и задач
экономического развития.