Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:50, курсовая работа
Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся самой организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.
Введение……………………………………………………………………..........3
1.Теоретические основы разработки организационной структуры системы управления предприятием……………………………………………………….5
1.1 Сущность и понятие организационной структуры ……………………..5
1.2 Методы проектирования организационной структуры ……………….16
2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО «Промпласт»...18
3. Совершенствование организационной структуры…………………………22
3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
системы управления предприятием ЗАО «Промпласт»……………………....22
Заключение……………………………………………………………………....26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложения……………………………………………………………………...29
Объективные факторы и условия определения разнообразия организационных структур:
- размер деятельности
- специализация
на выпуске одного вида
- характер выпускаемой продукции (тип производства);
- сфера деятельности
предприятия (организация на
- масштабы заграничной
деятельности и формы ее
вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Помимо перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение к организации руководителей и сотрудников.
Динамизм внешней
среды является очень сильным
факторам, определяющим, какую организационную
структуру должна выбирать организация.
Если внешняя среда стабильна, то
организация может с успехом
применять механистические
____________________
5 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: "Дело" 1992. с.305
В случае динамичности внешней среды,
организационная структура
Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем:
1) структура привязана к той
технологии, которая используется
в организации. Число
2) организационная структура
Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.
Признаки оптимальной
-небольшое число уровней
-небольшие подразделения или автономные группы с высококвалифицированным персоналом;
-целенаправленная работа на потребителей;
-предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
-высокая производительность и низкие затраты – высокая эффективность.
Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегия и внешняя среда меняются, то необходимы соответствующие изменения и в организационных структурах, применение новых организационных форм структур. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении.
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной степени универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3) регламентация организационной структуры.
Разработка организационной структуры управления предприятием включает:
- определение состава органов управления и их количество;
- установление уровня компетенции, прав, обязательств и ответственности каждого звена;
- установление количественного состава работников;
- формирование применяемых методов руководства;
- определение состава
информации и техники ее
Основные элементы организационной структуры управления предприятием:
- состав и структура
функций управления или
- численность работников управления
по функциям или процессам и их профессионально-
- состав самостоятельных структурных подразделений;
- количество уровней управления или автономных групп (бизнес-групп) и распределение работников между ними;
- централизация или децентрализация управления;
- информационные взаимосвязи.
Согласно классической
теории организации структура
Последовательность действий следующая:
1. Осуществляется деление
организации по горизонтали на
широкие блоки,
2. Устанавливаются соотношения
полномочий различных
3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручается их выполнение конкретным лицам. 5
Существуют
три главных этапа в
1) определение характера выполняемой работы;
2) распределение работы между элементами менджмента;
3) классификация элементов организационной структуры, разработка на этой основе логических групп управления.
1. Определение
характера выполняемой работы. Для
выполнения этой задачи данную
стадию создания
Выделяются следующие направления исследований, которые необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организационной структуры. Они включают анализ:
1) деятельности: определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
2) решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной управленец;
3) отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести управленец;
4) лиц, с которыми управленец должен взаимодействовать;
____________________
5 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: "Дело" 1992. с.331-332
2. Распределение работ между элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
3. Классификация элементов организационной структуры, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей).
Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию подразделений, то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогическую работу, как правило, под единым руководством начальника подразделения. 7
Современные
подходы к организации
- синтез формирования структуры из некоторых ее первичных элементов на основе анализа функций;
- матрично-органический
подход – структура
- рационализации технологии организационных процессов - решение проблемы организаций планирования, контроля, регулирования;
- организационных изменений
– этот подход предполагает
использование социально-
____________________
7 Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 1993. с.69-70
1.2. Методы проектирования организационной структуры.
Под методом проектирования организационной структуры понимают научно-методические основы их разработки, используемые при построении структур управления на вновь вводимых предприятиях, а также при совершенствовании системы управления.
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
Проектирование
а) аналогий;
б) экспертно-аналитического;
в) структуризации целей;
г) организационного моделирования
Метод аналогий состоит
в применении организационных
форм и механизмов управления,
которые оправдали себя в
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
Метод структуризации целей
предусматривает выработку
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО
«Промпласт».
Структура управления ЗАО «Промпласт» очень сложна, она представлена в приложении 1, это связано прежде всего с огромной номенклатурой выпускаемой продукции. Такая структура предполагает большую численность аппарата управления, это можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Численность АУП и фонд оплаты труда
Категория служащих |
Штатная численность, чел. |
Средний ФОТ без надбавок, тыс.р. |
Средний ФОТ с персональными надбавками, тыс.р. |
АУП |
159 |
438 |
452 |
Руководство текущей деятельностью Обществом осуществляется единоличным исполнительным органом - директором.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия ЗАО «Промпласт»