Современные миграционные процессы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают:
1. всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации и Кировской области;
2. выявление их последствий;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Теоретические аспекты современных миграционных процессов.................5
Понятие миграции населения………………………………………………...5
Классификация миграционных процессов……………………...............…...6
Функции миграции………………………………………………….......…...10
Анализ состояния миграции и миграционных проблем в России..............14
Миграционные процессы в современной России.........................................14
Современные миграционные процессы в Кировской области……......….24
Миграционная политика в Российской Федерации……………………….27
Управление миграцией на федеральном уровне…………………………27
3.2 Цели, принципы направления и задачи регулирования миграционных процессов в России……………………………………………………………...31
3.3 Механизм реализации и перспективы развития миграционной политики в Российской Федерации.........................................................................................35
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТОН.docx

— 94.68 Кб (Скачать файл)

По-прежнему остаётся актуальной проблема оттока из региона высококвалифицированных  кадров. В 2011 году число выбывших, имеющих среднее специальное и высшее образование, превысило число прибывших на  3238 человек (в 2010 году этот показатель составлял 2 тысячи человек).

Исходя из анализа приведенных  выше количественных и качественных показателей, характеризующих легальную  и нелегальную миграцию на территории Кировской области, можно сделать вывод о том, что миграционная ситуация на территории района является стабильной и находится под контролем органа внутренних дел и отдела УФМС России по Кировской области.

 

  1. Миграционная политика в Российской Федерации

3.1. Управление  миграцией на федеральном уровне

Миграция оказывает  сильное влияние на экономические, социальные, национальные, культурные и политические аспекты принимающих  мигрантов государств. Отсюда возникает  необходимость регулирования миграционных процессов.

По мнению российского ученого-географа Бориса Сергеевича Хорева, миграционная политика есть система условий, способов и мер управления миграционной подвижностью населения. Сходным образом это понятие понимает другой исследователь миграции населения А. У. Хомра: «Миграционная политика - это комплекс разработок и мероприятий, направленных на формирование необходимых потоков и требуемой интенсивности миграции населения»[18.C.239].

Л.Л. Рыбаковского полагает, что: - «миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне управления идей и концептуально  объединенных средств, с помощью  которых прежде всего государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие  конкретно-историческим условиям страны, предполагает достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества».8 Следует отметить, что большинство авторов, в том числе и Л.Л. Рыбаковский, рассматривали миграционную политику как часть демографической политики, наряду с репродуктивной и самосохранительной.  
Известно несколько типов миграционной политики по отношению к иммигрантам:

- ассимиляционная  миграционная политика, которая  нацелена на привлечение иммигрантов  из других стран. При этом  типе политики иммигранты принимают основные элементы общенациональной культуры и традиционные ценности коренного населения, придерживаются идей формирования единой нации;

- отходническая  миграционная политика, которая  ориентируется на привлечение  временных трудовых мигрантов  из других стран и призвано  восполнить дефицит трудовых  ресурсов в национальной экономике.

В той или иной группе стран проблемы миграции имеют свои собственные особенности.

Такими образом, миграционная политика – система  мер направленных на регулирования  процессов миграции населения в  соответствии с интересами государства.9

На федеральном уровне управление миграцией в течение  длительного времени фокусировалось на приеме и размещении вынужденных  мигрантов (беженцев и вынужденных  переселенцев). В последние годы акцент переместился на борьбу с нелегальной  иммиграцией, что нашло яркое  отражение в законах о гражданстве  и об иностранных гражданах. При  этом на задний план отошли проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, несмотря на то, что перед значительной их частью государство так и не выполнило взятых на себя в 1990-е годы обязательств. Реальный вклад государства в регулирование миграций состоит во все усложняющейся системе контроля и регистрации, которая обязательна и для внутренних, и для внешних мигрантов. Система эта чрезвычайно забюрократизирована и при этом малоэффективна, ибо ее очень легко "обойти", учитывая ее коррупционность. На сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативно-правовых актов, затрагивающих те или иные аспекты управления миграционными процессами, насчитывает более десятка федеральных законов, свыше пятидесяти действующих указов Президент Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Однако, несмотря на такое многообразие федерального правового опыта, а также огромный массив законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах России, вопросы управления внутрироссийскими миграционными процессами практически не отражены в современном миграционном законодательстве Российской Федерации. В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России, по образному выражению зам. директора этой службы генерала М. Тюркина, "в основном только отслеживает процессы внутренней миграции, но не регулирует их".

Таким образом, внутренние миграции практически игнорируются без всякого  логичного объяснения такого подхода  государства. Это тем более не оправдано, учитывая, что масштабы внутренних перемещений населения значительно  превосходят внешние миграции. Приходится констатировать тот факт, что в  России до настоящего времени отсутствует  официально одобренная государственная  стратегии в области управления миграционными процессами, которая  бы учитывала объективные факторы  настоящего и будущего развития страны и связывала воедино все типы и виды миграционных движений, интересы федеративного государства и  его отдельных, а также различных  групп населения, включая мигрантов. Концепция регулирования миграционных процессов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ 1 марта 2003 г. (№ 256-1), не устраняет этот пробел, поскольку в ней вопросы совершенствования законодательства в области миграции рассматриваются в обобщенном виде и не содержится четких установок относительно миграционной политики страны. Однако самый большой провал нынешней государственной миграционной политики состоит в отсутствии какой-либо политики в отношении внутренней миграции.

Состояние миграционных дел  в России показывает неэффективность  существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане  социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного  расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для  нормальной жизни, обеспечению занятости  и соблюдению прав человека.

Продолжает сокращаться  позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая  миграция населения внутри Российской Федерации. Это вызвано несбалансированностью  между оплатой труда в легальном  секторе экономики и рыночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда  в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения  рабочей силой производств за счет территориального перераспределения  внутренних трудовых ресурсов. Все  это создает трудности для  обеспечения рабочей силой новых  и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Интенсивный отток населения  в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов  страны приводит к сокращению его  численности на этих территориях, богатых  сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его  этническая структура в ряде субъектов  Российской Федерации. 10

Крупные города и густонаселенные  регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической  нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда.  Говоря в целом, проблема миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения. Государству необходимы обратная связь с мигрантами и координация с организациями по миграции, общинами, диаспорами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности. Миграция содержит в себе как возможности, так таит и опасности. Государству надо научиться управлять не мигрантами, а миграционными процессами. Не загонять их в подвалы и каптерки, а создавать им условия для честного труда при уважении российских законов и общественных устоев. Как сказал Президент В.В Путин: «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям». Тогда может и местные будут приветливее.11

3.2. Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России

Целями регулирования  миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:

  • защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
  • защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;
  • сочетание интересов личности, общества и государства;
  • дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
  • взаимодействие федеральных органов власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.

Для достижения указанных  целей должны быть решены следующие  основные задачи во внешнеполитической области:

  • защита прав и свободы российских граждан;
  • выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и  иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;
  • развитие сотрудничества России с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;
  • заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон, о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства  положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.

 

В области науки  и информации предполагается решение следующих задач:

  • дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально - экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;
  • организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
  • исследование и использование опыта зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;
  • автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
  • создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
  • создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
  • создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения;
  • формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ;
  • содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения Ро<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Современные миграционные процессы в России