Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 07:52, реферат
Цель данной работы изучить закон композиции (гармонизации).
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание закона композиции (гармонизации);
2. Определить специфику закона композиции (гармонизации);
3. изучить основные принципы профессиональной реализации закона в современных условиях.
Введение 3
1. Сущность закона композиции (гармонизации) 3
2. Содержание закона композиции (гармонизации) 3
3. Специфика закона композиции ( гармонизации) 3
4. Основные принципы профессиональной реализации закона в современных условиях 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Содержание
Закон композиции и пропорциональности формулируется так: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
В основе закона композиции и пропорциональности лежит философия гармонии. В окружающем нас мире все приспособлено для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия - гармонии. На рассматриваемом предприятии существует система планирования, которая позволяет выполнять объемы производства в срок, имеется традиции на предприятии, которые сказываются на моральном климате внутри предприятия.
Состояние гармонии предполагает наличие оптимальной совокупности элементов, процессов, явлений в оптимальном соотношении и пропорции.
Стремление организации к состоянию гармонии – это естественная и неизбежная тенденция ее функционирования. Задача управления состоит в ориентированности к гармонизации. Искусственное торможение гармонизации ведет к ее накоплению, а после достижения критического параметра к скачкообразным преобразованиям.
Цель данной работы изучить закон композиции (гармонизации).
Задачи:
В составе структуры любой организации можно выделить большое количество пропорций. Сущность закона, его требования, состоят в том, что существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, если возникают отклонения в структурном построении организации - то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации.
Использование этого закона требует использование принципов, правил организации:
-принцип планирования (каждая
организация для обеспечения
пропорциональности должна
-принцип координации (органы
управления должны
-ограничения;
-стабилизации;
-согласования;
-полноты.
Закон пропорциональности наиболее ярко отражается в бизнес-плане предпринимателя или бизнес-проектах. Именно соотношение основных выходных параметров и входных ресурсных позволяет оценить степень реализации функций, целей организаций. В этих планах обязательно присутствуют оценки соответствия заявленных целей и возможностей, из пропорции. В самом общем виде вопросы планирования должны рассматриваться с точки зрения закона пропорциональности.
Гармония - естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека.
Гармонию следует рассматривать только субъективно (гармония для кого, для чего) (рис. 1).
Рис. 1. Объект и цепи гармонизации
Закон композиции и пропорциональности (гармонии).
Гармонизация элементов организации для получения прибыли существенно отличается от гармонизации элементов для комфортной работы персонала и т.д. Если конкретная цель не поставлена, то гармонизация все равно идет для какой-то неформальной цели. Гармонизацию остановить нельзя, а направить можно.
Основная задача просвещенного человека состоит в том, чтобы не тормозить этот процесс. Торможение приводит к накапливанию несбалансированности элементов. Эта несбалансированность после достижения критической точки вызывает неестественный, революционный процесс гармонизации, предсказать результаты которого практически невозможно, можно лишь гадать. Примеров сколько угодно в нашей российской истории.
Основная же задача профессионального менеджера состоит в том, чтобы помогать этому процессу, а еще - лучше упреждать его путем устранения причин возможного дисбаланса.
•Пример. Весна приходит на смену зимы - гармония природы. Однако апрель каждого года - обильное таяние снега с возможными наводнениями. Как бороться с наводнениями?
• Просвещенный человек, зная, что вода дырочку найдет и в конце концов уйдет, ничего делать не будет.
• Профессиональный менеджер заранее, уже в мае под будущий апрель, задумается и предпримет меры по созданию аварийных водостоков, укреплению дамб и т.д..
• Простой обыватель перед началом или при начале паводка начнет укреплять и засыпать берега и в конце концов обязательно где-нибудь вода прорвет это сооружение с непредсказуемыми последствиями (вспомним известное высказывание “латать тришкин кафтан”).и
Таким образом, гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от воли и желания человека, который может либо помочь ей, либо испортить естественный ее ход.
Философия гармонии. В окружающем нас мире всё приспособлено для совместного сосуществования. Всё лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия - гармонии. В таких случаях говорят о центростремительных (объединительных) и центробежных (разъединительных) процессах. Гармония происходит от греческого слова «harmonia» - стройность, соразмерность. В древнегреческой философии идеалом гармонии являлась космическая система с её абсолютным порядком и организованностью. Синонимами слова «гармония» являются: стиль, красота, счастливая семья, преуспевающая организация, музыкальные созвучия.
Философ Лейбниц ввёл понятие «предустановленная гармония» - гармония установленная богом, благодаря которой существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей. В середине XIX века Ф. Бастиа (Франция) и Г.Ч. Кэри (США) создали «Теорию гармонии интересов», в которой капитализм изображался как гармоничное общество, основанное на оказании различными классами взаимных услуг, причём услуги оказывают не только рабочие, но и капиталисты и землевладельцы. Теория гармонии интересов в дальнейшем получила развитие в виде процессорной технологии разработки решений на базе потребностей и интересов. Данная технология основана на полном использовании потребностей и интересов, как руководителя, так и подчинённого при разработке и реализации решения. При этом достигается взаимодействие и максимальный прибавочный продукт в компании. Все другие виды отношений между руководителем и подчинённым приводят к противодействиям, напряжённостям и т.д.
Гармония - это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармонию следует рассматривать только субъективно (гармония для кого, для чего). Гармонизация элементов организации для получения прибыли существенно отличается от гармонизации элементов для комфортной работы персонала и т.д. Если конкретная цель не поставлена, то гармонизация все равно идёт для какой-то неформальной цели.
Гармонизацию остановить нельзя, но можно направить. Основная задача просвещённого человека состоит в том, чтобы не тормозить этот процесс. Торможение приводит к накапливанию несбалансированности элементов. Эта несбалансированность после достижения критической точки вызывает неестественный, революционный процесс гармонизации, предсказать результаты которого практически невозможно, можно лишь гадать. Основная же задача профессионального менеджера состоит в том, чтобы помогать этому процессу, а ещё лучше упреждать его путём устранения причин возможного дисбаланса.
Таким образом, гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от воли и желания человека, который может либо помочь ей, либо испортить естественный её ход.
Формулировка закона: «Каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)». Закон композиции и пропорциональности мы будем рассматривать на двух уровнях: на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.
Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации и полноты.
Принцип планирования. «Каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития». Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое охватывает диапазон 5-10 и более лет; тактическое 2-4 года; и оперативное в течение 1 года. Планирование связано с выработкой целей организации, согласованных с целями развития внутренней и внешней среды (работников, рынка, общества). Каждая цель представляется в виде набора конкретных задач с механизмом выполнения. Уместным здесь является принцип единства руководства А. Файоля, согласно которому предприятие должно иметь в данный момент времени только одну программу действий.
Принцип координации. «Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения». Этот принцип реализует достаточные условия закона.
Принцип полноты. «Каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своём участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлечённых организаций». Этот принцип реализует необходимые условия закона.
Рассмотрим выполнение указанных принципов на примере реализации жизненного цикла изделия «А» в ООО. Рассмотрим схему жизненного цикла производства продукции. Согласно принципу планирования руководитель должен составить бизнес-план, план развития организации; сформулировать задачи (рубежи), на которые необходимо выйти на этапах внедрения, роста, зрелости, насыщения, спада, краха и возможно на этапы ликвидации и утилизации. Исходя из принципа координации руководителю необходимо наладить хорошую информационную и оперативную службу для получения нужной информации в нужное время для принятия своевременных координирующих решений. Принцип полноты требует от руководителя, чтобы под каждый этап жизненного цикла была создана определённая инфраструктура с соответствующим обеспечением.
Закон гармонии - один из основных законов Природы. В Природе царит гармония. Гармония - соразмерность, соединение компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии гармония понималась как организованность космоса, мировой порядок, изначально установленный Богом. Все должно подчиняться этому установленному порядку.
Все законы природного мира обеспечивают, в конце концов, реализацию закона гармонии. Вспомним, например, закон динамического равновесия, который базируется на оптимальном соотношении между элементами системы, а также между целым и её частями, т.е. обеспечивает стабильность и жизнеспособность системы с помощью создания необходимых композиций и пропорций как между системой и внешней средой, так и внутри самой системы.
А.А. Богданов, рассуждая о сущности хорошо организованного комплекса, утверждал, что главной особенностью такого комплекса является «гармоническое сочетание частей, т.е. такое объединение их функций - специфических активностей - сопротивлений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает».
Не случайно в эстетике и искусстве гармония рассматривается как существенная характеристика красоты, а то и её синоним, а многие ученые считают красоту (гармонию) важнейшим критерием правильности научной теории. У экономистов, управленцев, менеджеров стремление к гармонии ассоциируется со стремлением к оптимальной организации и эффективности. О роли красоты и гармонии в современном производстве основатель и бывший президент компании «Вакол» сказал так: «Стремление к красоте присуще всем сердцам, всему обществу, всему мировому сообществу. Оно является естественным желанием любого человека. Это касается и меня. До тех пор пока я буду жив, я буду стремиться к красоте».
В своей книге «Сделано в Японии» А. Морита, президент фирмы «Сони», описывает случай, который произошёл с ним в 1975 году во время его пребывания в Советском Союзе. На одной из встреч в Госкомитете по науке и технике его попросили высказать мнение о продемонстрированном тут же транзисторном телевизоре советского производства, который предполагалось продавать в Европе. А. Морита, уточнив, может ли он высказать своё личное мнение, и, получив разрешение, сказал: «В Советском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств. У вас великие музыканты, балет - великое художественное наследие, а ваши исполнители славятся во всём мире. Это счастье, что ваша страна обладает и техникой, и искусством. Но почему же этого не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусство, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если говорить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вкусах потребителей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно будет продать».
Информация о работе Сущность закона композиции (гармонизации)