Теория альянсов
Выполнили: Черкасов Е.
Манухов А.
Теория альянсов
Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на эффективное использование всех видов ресурсов, приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций.
Это не только горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.
Что такое альянс?
Альянс - среднесрочное или долгосрочное партнерское соглашение о горизонтальной межфирменной кооперации в своей и смежных сферах нескольких независимых компаний для реализации тех или иных проектов, противостояния атакам конкурентов, экономии затрат, получения синергетического эффекта.
Заключение альянсов
Заключение альянсов - один из наиболее дешевых и быстрых способов реализации общих целей фирм за счет объединения и взаимного дополнения их ресурсов, совместной выработки и координации стратегий.
Принципы формирования альянсов
- 1. Выбор партнеров исходя из их надежности, возможности внести определенный вклад, выгодный другим, четкости целей деятельности, готовности создавать общую инфраструктуру;
- 2. Недопущение значительной зависимости компаний от альянса, нераскрытие до конца важнейшей информации;
- 3. Взаимное доверие между партнерами;
Принципы формирования альянсов
- 4. Заинтересованность участников в улучшении положения не только собственной компании, но и объединения в целом;
- 5. Взаимная поддержка, ответственность за результаты;
- 6. наличие механизма разрешения возникающих противоречий;
- 7. Координация и определение путей развития.
Цели создания альянсов
- 1. Экономия на масштабах деятельности
- 2. Расширение географии, облегчение доступа на зарубежные рынки за счет создания лучших условий для экспорта, получения региональных преимуществ
- 3. Снижение риска(путем его распределения)
- 4. Облегчение доступа к дефицитным ресурсам
- 5. Совместное использование избыточных мощностей
- 6. Объединение усилий в каком-то направлении
Цели создания альянсов
- 7. Оптимизация производственной цепочки, позволяющая снизить совокупные расходы ее участников
- 8. Обход торговых ограничений
- 9. Обмен информацией, знаниями, опытом, технологиями, взаимное обучение
- 10. Эффективное использование текущей рыночной ситуации
- 11. Проведение совместных исследований, разработка и производство технически сложных изделий.
Особенности стратегического альянса.
- 1. Соглашения о сотрудничестве между фирмами, имеющими совместные планы, отличающиеся от обычных торговых операций, но не приводящие к слиянию компаний;
- 2. Данный тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;
- 3. В стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты но и конкуренты;
- 4. В рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности
Особенности стратегического альянса.
- 5. Стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
- 6. Альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
- 7. Компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
- 8. Стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы на будущее;
- 9. Альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
Стратегические альянсы
фирм-конкурентов.
- Создание альянсов фирм-конкурентов на первый взгляд кажется парадоксальным, так как конкуренты должны конкурировать друг с другом, а не вступать в альянсы. Но, тем не менее, практика показывает, что альянсы фирм-конкурентов не являются исключительным событием.
Стратегические альянсы
фирм-конкурентов.
- С помощью альянса фирм-конкурентов партнеры могут сообща усилить свои позиции по отношению к другим компаниям, например другим конкурентам, поставщикам, клиентам и даже государствам. Таким образом, эти альянсы рассматриваются в рамках так называемых реляционных стратегий и, по мнению специалистов, считаются современной формой экономического объединения. Но альянсы фирм-конкурентов могут по-прежнему рассматриваться и как участники конкурентной борьбы, поскольку и в этой новой форме взаимодействия видно старое соперничество между компаниями, на этот раз выступающими в роли партнеров.
Основные виды стратегических альянсов:
- 1. Интеграционные альянсы;
- 2. Псевдо концентрационные альянсы;
- 3. Комплементарные альянсы.
Интеграционные альянсы.
- Компании, устанавливающие партнерские отношения для того, чтобы добиться эффекта увеличения производства при изготовлении ограниченной стадии производственного процесса или производства отдельной комплектующей продукции, вступают в интеграционные альянсы фирм-конкурентов.
Псевдо концентрационные альянсы.
- Компании-конкуренты, совместно разрабатывающие, производящие или реализующие общую продукцию, создают так называемые псевдо концентрационные альянсы
Комплементарные альянсы.
- Комплементарные альянсы фирм-конкурентов объединяют между собой компании, которые привлекают к участию в партнерском проекте активы и научно-исследовательские разработки, различные по своему характеру.
Недостатки альянсов
- 1. Легкость распада
- 2. Облегченный доступ к информации, способной содержать коммерческую тайну
- 3. Возможность копирования технологий, методов работы
- 4. Затрудненность координации деятельности
- 5. Необходимость преодоления языковых и культурных барьеров.
Издержки и выгоды сотрудничества в рамках альянсов
Издержки
Выгоды
Риск утраты превосходства
в технологии, конкурентной позиции
Возможность получить
знания, опыт, совместно разрабатывать
новые продукты
Потеря времени, денег,
статуса
Доступ к ресурсам,
улучшение использования производственных
мощностей
Возможность неудачи
по вине партнеров
Снижение общих затрат,
разделение рисков
Утрата автономии, единоличного
контроля над деятельностью
Приобретение возможности
внедриться в новые сферы, на
новые рынки
Обострение конкуренции
Получение взаимной
поддержки, синергетического эффекта
Усложнение координации
Ускорение рыночной
реакции
Неоднозначность отношения
местных властей
Облегчение проникновения
в другие страны