Теория хаоса в управлении организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть влияние хаоса на становление организации.
Задачи исследования:
Рассмотреть порядок и равновесие в организации.
Рассмотреть создание организации как системы упорядочивания информации.
Изучить процесс создания хаоса в организации.

Файлы: 1 файл

Реферат!.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Примерно такое же влияние на создание информации оказало появление новых керамических и химических материалов.

Таким образом, постоянные инвестиции в технологию которые  являются ресурсами создания информации, не только дают толчок к самоорганизации информации и(или) знаний.

С формированием сети не только с клиентами, но и с компаниями- партнерами становится возможным создать  колебания, основанные на взаимодействии с ним и активизировать создание информации. Формирование сети между  компаниями может носить самые разнообразные формы, в том числе создание сети распространения, со-развитые, создание совместных предприятий и слияние компаний. Так General Motors совместно с Toyota основали с целью обновления компанию Nummi. Следует также отметить работу GM, постоянно ищущей новые методы управления продукцией в поисках наиболее подходящих.

 

Организации, системы, лидерство  и культуры, влияющие на создание колебаний.

 

На создание колебаний  влияет в первую очередь формирование новой стратегии фирмы и накопление ресурсов создание информации. Однако причинами появления колебаний могут выступать также организационная структура, системы и процессы.

Для бюрократической организации  характерно полное отсутствие неопределенности. Но если организация стремится избежать застоя, она должна предоставить больше свободы своим подразделениям, поощрять созидательные конфликты между ними и создавать больше возможностей для формирования нестандартных идей. В то же время необходимо сохранять сосуществование различных систем и моделей поведения, что обязательно приводит к возникновению связующих элементов между этими блоками. Так, формирование автономной организационной единицы (например, небольшого подразделения) ведет к усилению формальных и неформальных структур и тем самым способствует развитию компании в целом.

Чтобы создать постоянные колебания в организации, менеджер не должен заключать в узкие рамки свои идеи и поведение. Если менеджер все время действует в одном стиле, это отбивает у подчиненных желание искать новые подходы к работе, так как они знают, что именно нужно руководителю.

Менеджер должен постоянно  искать свежие взгляды и быть готов предоставить творческую инициативу подчиненным.

Для различной торговли очень важно, чтобы работники  получали удовлетворение от труда и  мотивировались на творческий подход к делу.

В конечном счете, задача руководителя состоит в создании такого хаоса на работе. Такая постановка вопроса дает работникам возможность реализовать себя.

Если культура допускает  дискуссии среди молодых работников созидательные диалоги и отказывается от строгой иерархии, это означает, что будут появляться значительные колебания. Honda известна как компания, поддерживающая конфронтацию между своими работниками независимо от их ранга. Кавашима, бывший президент Honda ушел со своего поста, так как подчиненные были согласны с ним в 70% случаев. “Организация должна приветствовать создание свободных дискуссий, в ходе которых не учитывается ранг работников. Это ведет к возникновению доверительной атмосферы: слово “нет” здесь играет большую роль, чем “да”.

Общей чертой преуспевающих  компаний является концентрация внимания на творческих действиях. Они предпочитают проведение эксперимента и метода проб и ошибок аналитическим технологиям, так как последние всегда несколько консервативны. Ответ на вопрос достигается только в результате эксперимента. Таким образом, именно действия являются движущей силой колебаний, так как они дают информацию и пытаются найти способ самоорганизации компании.

Для организации полезнее включать несколько сосуществующих контркультур, чем одну, так как  это более эффективно в плане  создания информации. Сосуществующие контркультуры ведут к созданию новой культуры в ходе диалектического процесса. Формированию контркультур способствует наем новых работников различных специальностей и создание штата сотрудников путем промежуточного найма. Так, многие сотрудники отдела копировальных аппаратов Canon, Ine, нанимаются именно таким образом. Необходимо продолжать нанимать этих людей, пока будет достигнута “критическая масса”, то есть пока начнут появляться оппозиционные точки зрения. Honda практикует промежуточный найм, чтобы “оказать влияние на существующих работников и осуществить вливание свежей крови”. Более того, уже стало традицией делать каждые 2 или 3 года вместо найма фиксированного числа работников каждый год.

Распространение колебаний: взгляд на противоречия.

 

Второй этап создания информации - расширение колебаний  или хаоса и акцентирование внимания на противоречиях. Недостаточно просто создать колебания; необходимо их распространение. Не может быть формирования нового порядка, если мы не нарушим сложившегося равновесия, иначе все отклонения возвращаются по инерции в нормальное русло. Для внедрения инноваций компания должна приковать внимание к разрешению проблем, возникающих в результате целенаправленного формирования хаоса. Именно эти противоречия делают возможным планирование новых перспектив компании. Например, процесс развития нового бизнеса или продукта неизбежно ставит нас перед выбором “творчество или эффективность” или “издержки или надежность”. Бейтсон, сформулировавший концепцию “двойной зависимости”, говорил, что в процессе эволюции организмов, живые существа, зависящие как от генетических, так и от природных условий, продолжают творчески решать все возникающие проблемы.[5]

Таким образом, “и вся наша жизнь есть борьба”. Независимо от причин появления противоречий, они ведут к активной деятельности, направленной на преодоление существующих пределов.

Крайним проявлением  хаоса может быть создание кризиса. Зачастую кризис стимулирует творческую деятельность организации и даже способствует ее обновлению. Разумеется, кризис может привести к развалу компании. Но в целом, некоторые виды кризиса просто необходимы для создания новой производственной концепции или отмены существующих моделей поведения компании и их перегруппировки в условиях нового порядка. Из этого можно сделать вывод, что одной из задач руководителя является создание творческого кризиса, ведущего к генерированию новых идей. Каку, президент компании Canon, сказал: “Компания начинает терять свои позиции, как только проникается уверенностью, что она лучшая, Существуют две вещи, которые необходимо знать каждому менеджеру, чтобы обеспечить развитие компании. Во-первых, он должен обеспечить понимание работниками смысла их деятельности, а во-вторых, он должен постоянно держать своих подчиненных в состоянии стреса”.

Нередко, если поставлена простая цель, трудно достичь каких-либо изменений в концепции фирмы. Так, Коносухе Мацушита, основатель Matsushita Electric, отмечал следующий парадоксальный факт: часто достичь снижения затрат на 3% гораздо труднее, чем на 30%. Если поставлена сложная цель, может произойти изменение взглядов компании и расширение существующего информационного пространства. Установление сложных целей является одним из способов самопреодоления. Такие цели могут ставиться руководителями или членами группы; они обязательно выполняют задачу разрешения противоречий. Преодоление противоречий означает слияние двух противоборствующих взглядов, что позволяет выйти на следующий логический уровень.

Есть несколько способов акцентирования внимания на проблеме противоречий. Так, могут создаваться проекты по прорыву существующих ограничений компании, могут разрабатываться технологами будущего или развиваться новые продукты или рынки. Где и когда создавать главные противоречия, является стратегическим вопросом. В любом случае важнейшим элементом самоорганизации группы является создание ее ядра и руководителей среднего звена.

Организационная группа имеет следующие три отличительные  черты: она автономна; она имеет  собственные цели, которые выходят  за рамки существующих требований; она поощряет контакты сотрудников различных специальностей. Эта команда формирует ядро интенсивной деятельности и функционирует независимо от других отделов корпорации.

Менеджмент среднего звена занимает центральную позицию, благодаря уникальной возможности комбинировать стратегическую макроинформацию (свободную от влияния производственных особенностей) с микроинформацией (существующей на уровне данного подразделения). Он может более эффективно избежать колебаний и хаоса внутри организации, выступая в роли точки опоры для аналогичных действий на выше - и нижестоящих уровнях. Управление среднего звена может также служить в качестве основы для осуществления процесса самообновления организации. От величины усилий среднего звена для комбинирования различных видов информации зависит существование высококачественного процесса создания информации на предприятии в целом.

Автономность организационной  группы проявляется в предоставлении членам группы свободы комбинирования идей и действий по их собственному усмотрению и возможности, таким образом, гарантировать союз знаний и опыта.

Группа начинает экспериментировать, используя метод проб и ошибок для сочетания идей и действий. Действия проясняют значение экспериментов, то есть “исполнение есть анализ, а применение — формировка”.

Если новые перспективы  и точки зрения формируются в  ходе соотнесения фактов и теоретических  знаний, то такой метод создания информации является индуктивным и  холистическим. Нередко создание информации базируется на знаниях, которые не могут быть четко сформулированы. Майкл Поланий определил такой тип знаний, как “молчаливый, мыслительный”— это то, что не может быть четко выражено устно или письменно, то есть интуиция. Элементы, составляющие интуицию (создание, обучение и распознавание нового и необычного, неизвестного) особенно важны, если мы хотим внедрить инновации в организации. Не оспаривая значимости действий и знаний, необходимо подчеркнуть важность этих “молчаливых” знаний и интуиции, которые являются внутренним осмыслением опыта предыдущих экспериментов.[6]

Этот метод характеризуется  постоянным расширением базы исследований и бесконечным изменением формулировок интересующих нас вопросов.

Динамическое взаимодействие в ходе решения противоречий. Третьим  процессом, участвующим в создании информации, является стимулирование динамического взаимодействия внутри организации с целью решения возникающих проблем.

Необходимо, чтобы в  формировании новых взглядов принимала  участие лучшая информация от всех уровней организации и работников различных подразделений. Надо наладить межфункциональные связи на предприятии. До тех пор, пока процессы создания информации касаются отдельного подразделения, изменение взглядов не происходит. Динамическое взаимодействие имеет место только в случае, когда изменения затрагивают всю компанию в целом.

Средством организации  динамического взаимодействия внутри организации являются организационные  команды. Суть методологии состоит  в том, чтобы нарушать стабильность существующего режима, в то время, как группа “революционеров” работает над формированием новых основ управления.

Аналогично, для формирования новой стратегии или создания нового продукта наиболее типичным элементом  процесса создания информации является подбор такой группы, способной создать  собственные порядок внутри подразделения, а затем распространить его на организацию в целом. Поскольку условия, в которых формируется группа, оказывают значительное влияние на последующий процесс создания информации, необходимо тщательнейшим образом подходить к вопросам, касающимся не только функционирования группы в целом, но также и к проблеме выбора лидера и членов группы, и к вопросу последующего процесса деятельности команды. Менеджмент высшего звена должен выступать в роли катализатора; он не должен предпринимать попытки контроля.

Деятельность организационной  команды можно сравнить с поведением команды регбистов. Как и в  этой спортивной игре союз теории и  практики достигается в ходе свободно протекающих столкновений, передач  и ударов, В организационной группе члены состязаются в рамках создания информации и, таким образом, информация становится сильным источником влияния на других членов группы.

Для распространения  процесса перемен внутри компании новая  концепция должна внедряться на всей организации в целом. При этом организационная группа должна выступать в качестве рычага. Чтобы преобразования завершились быстрее, полезно использовать цепной механизм. Для этого специально созданные команды и/или организационные группы проводят разъяснительную компанию среди подразделений предприятия.

Деление обязанностей между  отделами также способствует быстрейшему  преобразованию. Действие этого механизма  приводит к смешению и единению процессов  разработки, производства и продажи  и способствует развитию динамического  взаимодействия внутри организации. Конкуренция внутри предприятия также ведет к динамическому взаимодействию в том смысле, что человек стремится перейти в лидирующую команду.

Сильное руководство  также играет роль “стратегического спонсора”, согласно которой руководитель защищает, воспитывает и поддерживает создателей информации. Поскольку для того, чтобы изменить существующий порядок, отдельному работнику или группе приходится выдерживать множество политических столкновений, роль стратегического спонсора состоит в том, чтобы распознавать важные новые идеи и уничтожать все факторы, мешающие процессу их внедрения в жизнь и деятельность организации.

Информация о работе Теория хаоса в управлении организации