Теория институтов и институциональных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:03, доклад

Описание работы

Институты - это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они образуют побудительную структуру общества и экономики. Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют «правила игры», а вторые являются «игроками».

Файлы: 1 файл

Доклад по теории организации.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по теории организации 

на  тему: 

«Теория институтов и институциональных  изменений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теория  институтов и институциональных  изменений 

В конце 1980-х - начале 1990-х годов американский ученый Дуглас Норт, ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал целую серию работ, имеющих непосредственное отношение к обоснованию роли и принципов функционирования организаций. По мысли Норта, рынок — это сложное и неоднозначное явление. Он представляет собой структуру, охватывающую различные институты: законы, правила игры и, что наиболее важно, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей. Институты, согласно Норту, — это набор правил, процедура соответствий, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах максимизации дохода. Институты - это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они образуют побудительную структуру общества и экономики. Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют «правила игры», а вторые являются «игроками». Новые институты, согласно Норту, появляются, когда общество усматривает возможность получения дохода, который не может быть получен в условиях сложившейся институциональной системы. Иными словами, если производственные факторы предоставляют возможность увеличения дохода, а институциональные - этому препятствуют, то велики шансы возникновения новых институтов. 

Норт показал, что организационные факторы  играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению  институтов, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие экономики. Технические изменения и другие считающиеся важными факторы экономического развития рассматриваются Нортом как недостаточные: являясь составляющей процесса роста, сами по себе они не могут его объяснить. Ключом к экономическому росту является эффективная организация экономики. В своих работах Норт ставит фундаментальный вопрос: почему некоторые страны богаты, а другие — бедны. И отвечает: «Институты создают базовые структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добились порядка и таким образом снизили степень своей неуверенности. Используя технику, они определяют стоимость операций и преобразований и, следовательно, рентабельность и обоснованность экономической активности». 

Крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям. Отсутствие возможности заключать контракты и вступать в другие обязывающие институциональные отношения является причиной экономической стагнации. Норт в своих работах выдвигает фундаментальные вопросы о связи экономических изменений, технического развития и институциональных условий. 

В книге «Институты, институциональные изменения и  функционирование экономики», опубликованной на русском языке в 1997 г., Норт, развивая свою теорию, пересматривает понятие  рациональности. Он делает особый акцент на двух концептуальных проблемах: одна из них возникает при восприятии человеком мира с его множеством фактов, другая — при сортировке этих фактов по важности и расчете оптимального выбора. Анализ ведет к глубокому пониманию роли институтов в решении этих проблем. 

Принципиальное  значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно трудно, да и практически недостоверно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям. Суть выводов сводится к следующему. 

1. Если законы  могут быть изменены в течение  короткого времени, то неформальные  нормы меняются постепенно. Именно  такие нормы создают легитимную  основу для действия законов,  а революционные изменения последних часто приводят к результатам, отличающимся от ожидаемых. Страны, которые принимают законы, при годные для других экономических условий, для других неформальных норм и побудительных факторов, приобретают совсем не то направление развития, что имеют государства, откуда эти законы заимствованы. 

2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономичес­кие законы, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития. При этом существует объективная необходимость соблюдения определенных условий: а) политические институты сохраняют стабильность, если их поддерживают организации, заинтересованные в их неизменности; б) для успешного осуществления реформ необходимо изменение институциональной системы; в) модификация норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих новые законы, является длительным процессом, и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не может быть стабильным; г) в долгосрочной перспективе экономический рост требует разработки законов и правил; д) неформальные ограничения иногда (но в краткие периоды) могут обеспечивать экономический рост даже при неблагоприятных или нестабиль­ных законах. 

3. Эффективные  политико-экономические системы  формируют гибкие институциональные  структуры, способные переживать шоки и перемены и являющиеся фактором успешного развития. Однако формирование этих систем является результатом длительного процесса; создание же эффективных систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом случае специальных исследовании и разработок. 

Расширение  объекта институционального анализа  и включение в него норм, правил, форм организационного поведения, институтов позволяет теоретико-методологически  объяснить текущие изменения  в странах с переходной экономикой, а также разработать комплекс мер, направленных на ускорение завершения рыночных преобразований.

Проблема институционального развития в странах с переходной экономикой получила широкое распространение  в работах отечественных и  зарубежных экономистов. Среди многообразия публикаций остановимся на наиболее значимых работах ученых ближнего зарубежья. В их числе выделим вклад А.Е. Шаститко, который провел анализ институтов с точки зрения возможности эффективного размещения ресурсов, обосновал необходимость и определил направления модификации стандартной модели индивидуального выбора на основе модели поведения потребителя. Р. Капелюшников применил институциональный подход для объяснения сущности системной трансформации и выделил стадию нахождения нового устойчивого баланса между формальными и неформальными регуляторами. 

Достоинства и  недостатки теории институтов:

Достоинство: данное направление позволяет исследовать  институты с точки зрения эффективности  размещения ресурсов и восприятия, принятия решений

Недостатки:

  - нормативно-классификационный  подход к    выделению свойств,  факторов и особенностей институциональных  изменений;

  - описательный  характер применяемых иллюстраций  и вводимых аналогий для доказательства  или подтверждения, обоснования  вводимых теоретических позиций и положений 

Таким образом, с институциональной точки зрения устройство организаций

рассматривается не только как рациональный процесс, но и как процесс внешнего и

внутреннего давления, приводящего к тому, что организации  одной области становятся со

временем похожими одна на другую. Тем самым стратегический выбор или попытка контроля над  членами организации рассматриваются  как обусловленные институциональным  порядком сообщества, в которое входит организация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Акимова Т.А. Теория организации: учеб. пособие  для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  2. Иванова Т. Ю., Приходько В.И. Теория организации : учеб. пособие. С.- Петербург, 2004.
  3. Коренченко Р.А, Общая теория организации: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Мильнер Б.З. Теория организации : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2000.
  5. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: МПСИ, 2005.
  6. Смирнов Э.Н. Теория организации. Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  7. Теория организации : учеб. пособие / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – 2-е изд., испр. – М. : Омега-Л, 2007.

Информация о работе Теория институтов и институциональных изменений