Теория мотивации А. Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 10:08, реферат

Описание работы

Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Краткая биография А. Маслоу…………………………………………………...4
2. Теория А. Маслоу…………………………………………………………………5
3. Иерархия потребностей…………………………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

доклад по социологии управления.docx

— 32.48 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  университет»

Миасский филиал

 

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Социология управления»

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ  А. МАСЛОУ

 

 

 

 

Выполнила: Крапивина Ю.В.

Группа: МУ- 401

Проверила: Антюфеева М.А.

 

 

 

 

 

 

г. Миасс  2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Краткая биография А.  Маслоу…………………………………………………...4

2. Теория А. Маслоу…………………………………………………………………5

3. Иерархия потребностей…………………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Абрахам Маслоу (1908-1970), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.

 Маслоу – один из  основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический  и практический вклад в создание  альтернативы бихевиоризму и  психоанализу, стремившихся "объяснить  до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

С легкой руки Абрахама Маслоу понятия мотива и потребности, самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии.

Целью данной работы является изучение теории мотивации А. Маслоу.

Задачей работы является изучение понятий: «мотив», «потребность», а  также рассмотрение иерархии потребностей, теории самоактуализации; сути теории А. Маслоу и ее значения для дальнейшего  развития психологии и смежных наук.

 

 

  1. Краткая биография А. Маслоу

 

Абрахам Харальд Маслоу родился  в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был  сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень  хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

 Первоначально, поступая  в колледж, Маслоу собирался  изучать закон, чтобы угодить  отцу. Две недели, проведенные в  Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили  его, что он никогда не станет адвокатом.

 Интерес к психологии  возник у него на предпоследнем  курсе колледжа, и тема для  курсовой работы была им выбрана  сугубо психологическая. Это произошло  под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем [6, с.67].

 В юношеские годы  Маслоу перевелся в университет  штата Висконсин, где активно  занялся экспериментальными исследованиями  поведения животных. Здесь он  в 1930 году получил степень бакалавра,  в 1931 – магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора  философии. Его научным руководителем  выступал Гарри Харлоу, прославившийся  своими уникальными экспериментами  над детенышами обезьян. 

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У.П.Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

 В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

 Его работы: «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964), «Эупсихея: дневник» (1965), «Психология науки: рекогносцировка» (1966), «Мотивация и личность» (1967), «По направлению к психологии бытия» (1968), «Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных ранее), «Памяти Абрахама Маслоу» (1972, опубликован посмертно, при участии его жены).

 

  1. Теория А. Маслоу

 

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой  он поставил пирамиду потребностей. Эта  теория объясняет как возникают  или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.

Жизнь человека определяется его потребностями. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И  чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие  потребности и когда индивид  имеет или может иметь. Эта  парадигма реализует системный  принцип развития, т.е. движение снизу  вверх от простого к сложному.

 Маслоу выделяет пять групп потребностей:

  • физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);
  • потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);
  • потребности в контактах и любви;
  • потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и
  • потребность в самоактуализации [5 ; С. 152].

 Согласно Маслоу, «человеческие  потребности располагаются в  виде иерархии. Иными словами,  появлению одной потребности  обычно предшествует удовлетворение  другой, более насущной. Человек  — это животное, постоянно испытывающее  те или иные желания». Маслоу  определяет пять наборов целей,  которые он именует базовыми  потребностями. Иерархическая природа  этих потребностей или целей  означает, что «доминантная цель  монополизирует сознание и определенным  образом стимулирует и организует  различные способности организма,  потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются»  [7; 394-395]

Люди могут знать или  не знать о своих базовых потребностях. "У среднего человека, — пишет  Маслоу, — они намного чаще не осознаются, чем осознаются... хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их". Поведение является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения. [3; С. 52]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Иерархия потребностей

 

 Теперь рассмотрим  иерархию потребностей по Маслоу  более подробно:

Физиологические потребности

 Самыми базовыми из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.

Потребности безопасности и защиты

Сюда включены следующие  потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и  в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности  отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать  как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Потребности принадлежности и любви

 Когда физиологические  потребности и потребности в  безопасности удовлетворены, основное  место занимают потребности в  любви, привязанности и зависимости.  Как отмечает Маслоу, теперь субъект «..будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным". [6; С. 257]

Потребности в  уважении

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния  на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении.

Маслоу выделил две  категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность  в самоуважении и в оценке со стороны  других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание  уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие  понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация  и собственно оценка. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает  чувство уверенности, достоинство  и осознание того, что вы полезны  и необходимы. Маслоу предположил, что  потребности уважения достигают  максимального уровня и перестают  расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Потребности самоактуализации

 Маслоу охарактеризовал  самоактуализацию как желание  человека стать тем, кем он  может быть. Человек, достигший  этого высшего уровня, добивается  полного использования своих  талантов, способностей и потенциала  личности, т.е. самоактуализироваться  - значит стать тем человеком,  которым мы можем стать, достичь  вершины нашего потенциала. Но, по  Мнению Маслоу самоактуализация  очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.

Система является гибкой. При  неудовлетворении более низких потребностей индивид возвращается к процессам  их удовлетворения, временно опускаясь  к низшей части своего бытия. Часть  потребностей может служить целью  или средством (инструментом) для  обеспечения других потребностей. Иногда одно и то же действие (даже удовлетворение потребности) может выполнять функцию (быть инструментом) для удовлетворения другой потребности более высокого или низкого уровня. [8]

В середине 50-х гг. Маслоу отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации). [4; С. 417]

Впоследствии Маслоу признал  наличие определенного недостатка в его теории мотивации. По-видимому, она не может объяснить, почему, если человек как биологический вид  ориентирован на рост, столь многие люди оказываются неспособны развить  свой потенциал. Таким образом, опровергая свои более ранние взгляды, Маслоу признал, что благоприятные условия не гарантируют автоматически личностного  развития, и что самоактуализация, счастье и спасение души невозможны без осмысленного призвания в  мире и направленности на высшие ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В своих работах  Маслоу затронул очень много  насущных жизненных проблем, которые  интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание  личности, совершенствование общества  и др. Охватывая различные аспекты  функционирования человека в  единстве его души и тела  А. Маслоу придавал фундаментальное  значение совершенствованию личности.

 Влияние теории мотиваций  А. Маслоу на различные сферы  человеческой деятельности иногда  называют незаметной революцией. И этому есть веские основания,  так как изменения затронули  фундаментальные аспекты воспроизводства  человека в обществе, в частности,  образование, организацию трудовой  деятельности, различные формы групповой  терапии, способствующие снятию  стресса, а также служащие личностному  росту, новый подход к медицине.

 Иерархия потребностей  Маслоу – это единственная  сжатая, общая теория мотивации  человека, годная для понимания  не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что  она пригодна для формирования, развития и функционирования  не только индивида, но и крупных  социальных групп и социальных  институтов, анализа и прогноза  ментальности и изменения ментальности  различных сообществ и народов.

 Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был  едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только  на отклонения, трудности и негативные  стороны личности. Одним из первых  он исследовал достижения личного  опыта, раскрыл пути для саморазвития  и самосовершенствования любого  человека.

Информация о работе Теория мотивации А. Маслоу