Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:15, реферат

Описание работы

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

Файлы: 1 файл

Теория организации.docx

— 45.33 Кб (Скачать файл)

Введение

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

Организация - это объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Она самоорганизующая система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу всего комплекса знаний о теории организации.

Экономика, хозяйство, рынок - это в известной мере синонимы с общей причинной основой - ограниченностью ресурсов, разделением труда и обменом продуктами труда. Организация, или система, здесь необходима для установления определенного равновесия между ограниченными ресурсами для производства благ и безграничными потребностями людей в этих благах. Совместить факты экономического бытия можно только в условиях такой организации (системы хозяйствования), при которой производство было бы реально заинтересовано в эффективном использовании ограниченных (и поэтому дорогостоящих) ресурсов, а также выпуске только тех благ, которые реально пользуются спросом потребителей, причем по ценам, возмещающим производственные издержки, ресурсные затраты выпуска этих благ.

Каждая организация в чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много общего в мире организаций. Попытаемся разобрать социальные и хозяйственные организации с теоретической точки зрения. 

1. Понятие и особенности  социальной организации

1.1 Сущность социальных организаций

Социальная организация в широком смысле - любая организация в обществе; в узком смысле - социальная подсистема организации. В отличие от организационной системы социальная организация - это всегда целостная организация, обычно юридическое лицо. Т.е. социальной организацией не является часть предприятия, например, цех или бригада, социальной организацией не является также отрасль. Это - примеры организационной системы. К социальной организации с некоторой долей условности можно отнести холдинг, ФПГ, концерн и т.д.

Социальные организации обладают целевой природой, т.к. создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой средство объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку. В различных социальных организациях принятие решений осуществляется различными способами: или решения спускаются сверху, или же принимаются совместные решения.

Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Она дает возможность человеку реализовать свои потребности, интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

Для социальной организации характерно разделение функций между ее членами. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемая подсистемы. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования. Управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств большую роль играют внутриорганизационные нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями (время работы, обеденный перерыв, движение документации).

 

 

Фиксированное членство. Данные черты определяют организационный порядок, т.е. систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения между членами организации. Отношения в социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями конкретной организации, а также типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требования - как безличный институт и как человеческая общность. В свою очередь каждый индивид предъявляет к организации свои требования, такие как защита его социального положения, его профессиональный и статусный рост, саморазвитие личности. Взаимодействие этих требований - один из важнейших источников развития организации. От их реализации зависит ее социальная эффективность. Социальная организация состоит из двух взаимосвязанных частей - формальной и неформальной структур, на которые можно воздействовать и управлять. Формальной организацией называется система отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией.

Формальная организация включает в себя:

- разделение труда в виде должностей, в результате чего образуется иерархическая структура формальной организации;

- систему коммуникаций, которая является средством служебного общения;

- принятые  нормы и образцы служебного  поведения, принципы и формы вознаграждения.

Существуют следующие особенности формальной организации:

1) Она рациональна, т.е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;

2) Она принципиально безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений кроме служебных.

В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций возникают и функционируют неформальные организации.

Неформальные организации представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, взаимодействий, норм межличностного и межгруппового общения. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, то в неформальной структуре отношения носят ситуационный характер. Именно наличием неформальной организации в структуре социальной организации объясняется сложность управления ею. Соотношение формальных и неформальных связей в организации играет решающую роль при создании или диагностике организации.

1.2 Типология социальных организаций

Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

1) нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;

2) возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;

3) принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Социальные организации могут быть:

- правительственные  и неправительственные;

- коммерческие  и некоммерческие;

- бюджетные  и не бюджетные;

- общественные  и хозяйственные;

- формальные  и неформальные.

Кроме того, различают социальные организации по:

1) отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);

2) самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Не бюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и не бюджетные средства.

Хозяйственные организации - фирмы и учреждения, которые или возникают сами для коммерческих целей, или создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Цели наемных работников не всегда связаны с целями владельцев или государства. Участие в них работников обеспечивает средства к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, коммерческой целесообразности.

Общественные союзы, массовые организации, цели которых представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.

Формальные социальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Неформальные социальные организации - это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

В обществе также образуются следующие организационные формы:

1) промежуточные формы организаций, например кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т.д.).

2) в обществе возникают организационные образования и другого рода - это ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Степень формализации в ассоциативных организациях незначительна. Но более важное их отличие от организаций первых двух типов: они строятся на взаимном удовлетворении интересов. Здесь фактором объединения является не общая цель, а цели друг друга, т.е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. В данном случае общие цели - это совпадающие индивидуальные цели.

3) сходными организационными признаками обладает и такой тип общности как поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. Все эти организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой.

 

 

 

1.3 Принципы построения и модели  социальных организаций

При построении организации необходимо учитывать следующие принципы.

1) Разделение труда проявляется и в производственной, и в управленческой деятельности. Чем выше уровень специализации, тем выше производительность труда, но существует предел, за которым возникают утомляемость вследствие однообразия операций и потеря интереса к работе. Для решения этих проблем используются расширение зоны труда, должностная ротация, стратегия участия и др., а для управленческих работников - матричные структуры.

2) Линейные и функциональные процессы. Данный принцип предполагает выделение в организации функциональных подразделений и наличие единой линейной цепи команд, пронизывающей всю организацию. В крупных организациях при буквальной реализации этого принципа возникают проблемы неуправляемости, которые можно решить за счет децентрализации и делегирования полномочий. Управляющий делегирует ответственность на самый нижний уровень организации, где имеются достаточная компетентность и информация для принятия решения, и обеспечивает там определенные права. Ответственность за конечный результат при этом не делегируется. Как правило, делегированию подлежат запрограммированные решения, которые принимаются на основе определенных управленческих процедур.

3) Диапазон контроля, или норма управляемости. Существует предел количества людей, которыми может эффективно управлять один руководитель, (обычно - шесть человек). Но при этом следует учитывать следующие факторы:

- уровень компетентности руководителя и подчиненных;

- интенсивность взаимодействия между ними;

- объем  работ неуправленческого характера, выполняемых руководителем;

- новизна  выполняемых работ;

- распространенность  стандартных процедур;

- разносторонность  деятельности подчиненных.

4) Структура. По мере наращивания масштабов деятельности и диверсификации структуры организаций усложняется, число уровней управления возрастает. В результате люди перестают чувствовать себя членами единой команды.

Существует два подхода при анализе основных моделей организации.

Первый подход изучает модели организации на системном уровне, второй подход изучает модели организации с точки зрения менеджмента.

Информация о работе Теория организации