Типологии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

В настоящее время изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область – теорию организации.
В связи с тем, что накопилось очень много исследовательских работ и представлений, актуальным стал вопрос о потребности в типологии организаций.
В типологии организаций, главным образом предприятий, нуждаются:
- экономика (организации делятся по численности персонала, профилю продукции, технологическому режиму);
- право (делит организации по подчинению – местному, региональному, республиканскому, по ведомственной принадлежности, по административным структурам, специально рассматривается категория общественных организаций)

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)

­ Производственные кооперативы (артели) создаются гражданами для  совместной деятельности, основанной, как правило, на их личном трудовом участии. Члены кооператива имеют  имущественные паевые взносы. Высшим органом управления является общее  собрание членов кооператива, распределяющее прибыли, создающее орган руководства  его текущей деятельностью. Вся  деятельность кооператива регулируется уставом.

Некоммерческие  организации. Ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то, что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом. В соответствии с ГК РФ к некоммерческим организациям относятся:

­ Объединения создаются  только гражданами на основе личного  членства для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Как правило, деятельность таких  организаций строится на основе членских взносов и устава. Наиболее массовыми  организациями подобного типа являются различные партии, клубы, кружки. Наиболее сложная система создается в  самых массовых организациях – партиях. Высшей формой управления является съезд  или конференция, на которые избираются делегаты от определенного числа  членов.

­ Фонды могут создаваться  гражданами и / или юридическими лицами и преследуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные полезные цели. Учредители фонда, граждане и другие организации передают фонду  финансовые и материальные ценности для достижения общественно полезных целей. Фонд обязан ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего имущества. Особенностью этой организации является отсутствие членства в ней.

­ Учреждения создаются собственником  для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций  некоммерческого характера. Как  правило, собственник финансирует  полностью или частично такую  организацию, подготавливает ее устав, определяющий структуру управления и права учреждения. Государственные  и иные учреждения могут строить  свою деятельность на основе законов  и иных правовых актов.

­ Союзы и ассоциации создаются  коммерческими организациями для  координации их деятельности, защиты общих имущественных интересов. Союзы (ассоциации) могут создаваться  и некоммерческими организациями, включая и учреждения с теми же целями. Члены ассоциации подписывают  устав, определяющий состав и компетенцию  органов управления, порядок принятия ими решений.

­ Потребительский кооператив создается гражданами и юридическими лицами для удовлетворения материальных и иных потребностей. Члены кооператива  также вносят паевые взносы. Деятельность кооператива регулирует устав, устанавливающий  систему управления, размер паевых взносов, потребительские кооперативы, общественные и религиозные, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы и учреждения.

 

  1. Типология по секторам экономики

 

Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых  входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом  цикле:

Отрасли первичного цикла. Занимаются добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности.

Отрасли вторичного цикла. В состав входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения.

Отрасли третьего цикла. Предприятия и организации, которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля.

Отрасли четвертого сектора. К ним относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. [6, стр. 48]

 

  1. Типология по взаимодействию с внешней средой

 

Механистический тип организации. Характеризуется экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений. Узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. Механистические организации имеют преимущества при следующих условиях:

в организации известны общие  цели и задачи;

работа в организации  может делиться на отдельные операции;

общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить  выполнять ее на основе централизованного  планирования;

выполнение работы индивидом  может достоверно измеряться;

денежное вознаграждение мотивирует работника;

власть руководителя признается как законная.

Органические организации. Характеризуются слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием в принятии решений низших уровней власти, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Этот тип организации  используется в условиях сложного и  динамичного окружения, применении не рутинных, то есть требующих творчества технологий. В отсутствии точных оценок и стандартов работником движет самомотивация (например, потребность в самовыражении) и внутренне вознаграждение, а не четко разработанная система формального контроля.

 

  1. Типология по характеру взаимодействия между индивидуумом и организацией

 

Различия по характеру  данного взаимодействия порождает  два основных типа организаций:

Корпоративная организация. Корпорация как социальный тип организации  представляет собой группу людей, объединенных единой целью, с максимальной централизацией и авторитарностью руководства, защищающих свои узкокорпоративные  интересы. В корпоративной организации  ярко выражен приоритет интересов  корпорации над интересами индивидуума, послушание и исполнительность.

Индивидуалистская организация  как социальный тип также представляет собой группу людей, объединенных единой целью и осуществляющих совместную деятельность, отличие от корпорации – их объединение, добровольное и  открытое. Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Не организация отвечает за человека, а человек отвечает сам за себя.

 

  1. Новое в типологии организаций

 

Среди новых типов организации  выделяют: эдхократические, многомерные, партисипативные, виртуальные, предпринимательские  организации и организации, ориентированные  на рынок.

Эдхократические организации. Это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия – это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками.

Эдхократические организации  эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные  проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при  антикризисном управлении.

Многомерные организации. Это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях):

обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;

производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;

обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.

Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями. Основной показатель эффективности работы автономных групп – получаемая прибыль, что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.

Партисипативные организации. Организации, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации, т.е. участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника.

В таких организациях работники  могут: участвовать в принятии решений; участвовать в процессе постановки целей; участвовать в решении  проблем организации. Им дано право: выдвигать предложения; вырабатывать альтернативы решений проблем; выбирать окончательное решение.

В традиционных организациях руководитель принимает решения, а  работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный  самостоятельно принимает решения  в рамках своих полномочий (по системе  «елочка» или «матрешка»). В партисипативных  организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.

Виртуальная организация. В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (или услуга) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт — это то, что производится моментально и адресно по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

Его концепция, дизайн и изготовление сохраняется в умах группы работников, программах компьютеров и гибких производственных линий. Другая отличительная  особенность виртуальной продукции  — возрастание роли потребителя  как сопроизводителя продукции  — может быть прослежена на примерах многих отраслей. В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты, но в процессе производства устанавливать  прочные и длительные связи с  поставщиком.

Для того чтобы создавать  виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более  сложные виды информации и осваивать новые организационные и производственные навыки.

Предпринимательские организации. Организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся. Возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Особенности предпринимательских организаций:

принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;

предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами  или компаниями), сами выбирают вид  предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;

консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;

ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся  в распоряжении предпринимательских  ячеек;

подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских  ячеек, координируют деятельность последних;

критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, группы и их квалификация.

Организации, ориентированные на рынок. Это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком». [7]

 

Заключение

 

Общественное производство, как постоянно изменяющаяся система, не терпит остановившихся в своем  развитии организаций. Они должны быть эффективными и отвечать потребностям людей не только в самой организации, но и во внешней среде.

В данной работе мы рассмотрели  множество типологий организаций, выяснили, что классификации организаций  проводятся по различным признакам. Например: по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к прибыли, по организационно правовой форме и  так далее. [1, стр. 83]

Организации, их признаки, законы развития, виды и структуры дают нам необходимые представления  о сложном процессе взаимосвязи процессов общественного и внутрипроизводственного разделения труда, результатом которых и являются наилучшие способы современной работы людей.

Поэтому общество и государство  должно внимательно наблюдать за всеми тенденциями развития, за появлением новых типов организаций, таких как виртуальные, эдхократические, многомерные и др., приспосабливаться и адаптироваться к ним, поддерживая положительные и препятствуя отрицательным.

Информация о работе Типологии организации