Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 17:05, реферат
Огромное многообразие и разнохарактерность организаций создают существенные трудности для их классификации. Организации, которые, на первый взгляд, можно отнести к одной группе по одному критерию, могут сильно различаться по-другому. Сравните, скажем, гипермаркет сети «IKEA» и табачную лавку. Обе эти организации — торговые, но по структуре, управлению, технологиям они сильно различаются. Таких примеров можно привести множество.
Для чего же нужно классифицировать организации? Собственно, для того же, для чего мы пытаемся классифицировать людей (это задача не менее сложная). Составление любой типологии — это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае — мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности.
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (г. Москва)
Байкальский филиал
Экономический факультет
Реферат
по дисциплине: Теория организаций
тема: Типы и виды организаций
Выполнил: Шабанов Сергей Эрдэнеевич
студент V курса ЗФО, группа Э503-02
Проверила:____________________
Дата сдачи: «___»__________201_г.
Дата защиты: «___»_________201_г.
Оценка:_______________________
Улан-Удэ
2014 г.
Типология организаций: основные подходы
Огромное многообразие и разнохарактерность организаций создают существенные трудности для их классификации. Организации, которые, на первый взгляд, можно отнести к одной группе по одному критерию, могут сильно различаться по-другому. Сравните, скажем, гипермаркет сети «IKEA» и табачную лавку. Обе эти организации — торговые, но по структуре, управлению, технологиям они сильно различаются. Таких примеров можно привести множество.
Для чего же нужно классифицировать организации? Собственно, для того же, для чего мы пытаемся классифицировать людей (это задача не менее сложная). Составление любой типологии — это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае — мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности.
В этой теме мы рассмотрим наиболее популярные подходы, которые получили распространение в организационной теории, в социологии организаций и — отчасти — практике менеджмента.
Организационно-формальные критерии
Американский исследователь Чарльз Уорринер (Charles Warriner) называл такие классификации традиционными, народными или «типологиями здравого смысла». Действительно, классификации организации по организационно-формальным критериям — самые явные и очевидные. Собственно, они гораздо более важны с точки зрения практики управления и права, чем теории организации, но все же уделим им внимание.
Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат):
частные;
государственные;
муниципальные;
смешанные.
По отношению к прибыли:
коммерческие организации — у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;
некоммерческие организации — основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.
По организационно-правовым формам выделяют:
товарищества (с разновидностями);
кооперативы;
акционерные общества (с различными степенями ответственности);
дочерние и зависимые общества;
фонды;
ассоциации;
учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.
Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ).
По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д.
По содержанию деятельности организации подразделяются на:
добывающие;
обрабатывающие;
сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве);
исследовательские;
проектные;
обучающие;
просветительские (музеи) и т.п.
В рамках этого же подхода выделяются так называемые «надорганизации» — объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто — функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты. Они могут строиться для решения различных задач, иметь постоянный или временный характер, сильно различаться по способам построения и структуре и т.д. Главное, что их всех объединяет — все они, являясь тоже организациями, состоят из организаций в рассматриваемом нами смысле слова. Поэтому с точки зрения организационной теории они находятся в том же положении, что и все остальные организации.
Функциональный подход
Функциональный подход предложен в 1960 г. американским социологом Толкоттом Парсонсом (Talkott Parsons, 1902—1979) в рамках его теории структурно-функционального анализа общества и социальных явлений.
В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению.
Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.
Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.
Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное.
Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).
Социально-психологический подход
В рамках социально-психологического подхода организации классифицируются по совокупности социально-психологических отношений, которые в них складываются, включая степень регламентации деятельности, иерархичности, контроля за деятельностью людей, особенностями отношений между людьми в процессе работы .
Простые (харизматические) организации. Это, как правило, небольшие организации, создаваемые членами одной семьи, близкими друзьями или соратниками. Во главе таких организаций стоит лидер, обладающий харизмой, способный управлять силой своего обаяния. Такие организации нестабильны, в них нет выраженной иерархии и норм. Место члена организации в ее иерархии в очень большой степени зависит от степени близости к лидеру.
Очень многие, особенно малые, организации, в начале своего пути представляются именно как простые. По мере развития происходит институционализация отношений (установление норм, формализация отношений и т.д.) и «рутинизация харизмы» (М. Вебер) и такая организация превращается в другие типы.
Ассоциации Этот тип организаций называют еще союзными, подчеркивая тот факт, что они представляют собой своеобразный союз людей, объединившихся на добровольной основе.
Ассоциации создаются для защиты и продвижения интересов своих членов, членство в них добровольное и она слабо связана с регулятивными органами. В таких организациях уже более четко структурированы и формализованы отношения, есть даже то, что называют аппаратом управления (но он, как правило, выполняет представительские и координирующие функции). Отношения между членами организации регулируются достаточно гибкими правилами и нормами и мало зависят от отношений с лидером, да и сам лидер не играет той роли, которая характерна для харизматических организаций.
Примеры ассоциаций: хобби-сообщества (нумизматы, филателисты), политические партии (кроме, например, КПСС и нацистской партии в фашистской Германии — о них позже), научные, религиозные, этнические (землячества) сообщества, потребительские и экологические, и подобные им организации.
Ассоциации — это одна из форм гражданского общества, они являются главным способом самовыражения людей, которые не могут сделать это иными способами — через участие во власти или бизнес.
Тотальные организации. Эти организации, в отличие от ассоциаций, создаются, как правило, «сверху» — государством, политическими и религиозными структурами, армией и т.д. Они создаются для того, чтобы реализовывать четко сформулированные задачи: оборона и охрана, развитие государства, защита государственных и общественных интересов, содействие общественному благу (в понимании указанных органов). Отношения в таких организациях жестко структурированы, формализованы и иерархизированы. Члены тотальных организаций находятся в относительной или даже абсолютной изоляции от общества, их деятельность (а часто даже внеорганизационная жизнь) находится под контролем руководства или других членов организации. Лидер (руководитель) назначается и обладает практически неограниченной властью. В таких организациях складывается ярко выраженная субкультура (свой язык — жаргон, способы общения, ритуалы и т.д.)
Эрвин Гоффман выделил 4 разновидности тотальных организаций, различающихся степенью «тотальности»:
учреждения социального призрения — больницы, санатории, детские дома и подобные им заведения для людей, которые по каким-то причинам не способны сами о себе позаботиться;
учреждения для девиантов — тюрьмы, концлагеря, колонии;
функциональные организации, создаваемые для четко определенных целей, например, армия, правоохранительные органы; инфраструктурные организации (транспорт, связь); некоторые политические партии (из истории — фашистская в Италии, нацистская в Германии, коммунистическая в СССР);
духовно-религиозные организации — монастыри, секты, закрытые учебные заведения.
Особая разновидность тотальных организаций — преступные и террористические группы и сообщества, которые, с одной стороны, почти полностью соответствуют социально-психологическим признакам тотальных учреждений, с другой — дисфункциональны и выполняют отнюдь не полезные для общества задачи.
Бюрократии. Из предыдущих описаний ясно, что в тех типах организаций осуществляется лишь небольшая часть организованной деятельности людей. Основная часть общественного продукта — как материального, так и духовного, производится в другом типе организаций, которые по своим социально-психологическим характеристикам, степени регламентации, иерархизации, формализации и жесткости управления занимают промежуточное место между ассоциациями и тотальными учреждениями и называется этот тип «бюрократия».
Этот тип организации описан в рамках теории рациональной бюрократии Максом Вебером, который, собственно, и ввел этот термин в систему экономико-управленческой терминологии.
Бюрократическая организация рассматривается как система, функционирующая на основе точного следования ее членов определенным правилам и процедурам. Вебер сформулировал ряд характеристик идеальной бюрократии, которые отражают ее суть.
Четкое разделение труда. Все работники должны исполнять официально предписанные обязанности согласно своей специализации и опыту.
Система правил и предписаний. Члены организации следуют формальным установкам, определяющим их поведение в ходе исполнения своих обязанностей. Это гарантия единообразия процедур и действий вне зависимости от желаний и интересов людей, а также стабильности организации.
Деперсонализация (обезличивание) организационных отношений. При этом работа оценивается независимо от личных качеств людей, их эмоциональности и т.д. Обеспечивается защита работников от фаворитизма (или, наоборот, от пристрастности), чем гарантируется объективность и справедливость отношений.
Строгая иерархическая структура. Количество и качество полномочий по принятию решений распределяются строго сверху вниз. Объем власти увеличивается по мере движения вверх по уровням иерархии. Сам процесс принятия решений централизован. Четкая подконтрольность и подотчетность.
Штатность и структура полномочий. Четкая система должностей, основанная на группировке полномочий, очерчивании правил и процедур деятельности. Вознаграждение ставится в зависимость от занимаемой должности.
Рациональность. Предельно четкие формулировки целей организации, выбор наиболее эффективных средств выполнения организационных целей, само управление базируется на четкой логике и науке.
Лояльность. У Вебера понимается как готовность членов организации разделять цели организации и направлять все усилия на их достижение. Лояльность основана на целерациональном типе поведения — когда деятельность людей мотивирована заданными свыше и принятыми целями.
Многие характеристики этой организации выглядят сейчас диковато, но надо отметить, что некоторые из них превратились в основополагающие принципы построения и функционирования всех современных организаций, такие как разделение труда, иерархия и формализация. Весь вопрос в том, насколько сильно и полно эти принципы проявляются. Чем сильнее формализация, тем ближе организация к тотальным, чем меньше — тем ближе к ассоциациям.
С практической точки зрения классификация организаций важна по трем причинам: