Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:04, реферат
Цель изучения: определить специфические особенности трудовых отношений в систем образования, раскрыть особенности взаимодействия работодателя и работника в системе образования.
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между Работником и Работодателем о личном выполнении работником за Плату Труда (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, Коллективным или индивидуальным Трудовым договором.
Цель изучения:
определить специфические особенности
трудовых отношений в систем образования,
раскрыть особенности взаимодействия
работодателя и работника в системе
образования.
1. Определение трудовых отношений
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между Работником
и Работодателем о личном выполнении работником
за Плату Труда (работы по должности, профессии
или специальности либо конкретного вида
поручаемой ему работы). Работник, вступивший
в трудовые отношения, обязан подчиняться
правилам внутреннего трудового распорядка,
а работодатель обязан обеспечить ему
условия труда в соответствии с законодательством,
Коллективным или индивидуальным Трудовым
договором.
Трудовые отношения возникают между работником
и работодателем на основании заключаемого
ими трудового договора. Кроме этого, трудовые
отношения могут возникать также на основе
фактического допущения работника к работе
с ведома или по поручению работодателя,
даже если не был оформлен Трудовой договор.
Трудовые отношения возникают между работником
и работодателем на основании трудового
договора, заключённого ими в соответствии
с настоящим. В случае и порядке, которые
установлены законом, иным нормативным
правовым актом или уставом (положением)
организации, трудовые отношения возникают
на основании трудового договора в результате:
Избрания (выборов) на должность;
Избрание по конкурсу на замещение соответствующей
должности;
Назначение на должность или утверждение
в должности;
Направления на работу уполномоченным
законом органами в счёт установленной
квоты;
Судебного решения о заключения трудового
договора;
Фактического допущения к работе с ведома
или по поручению работодателя или его
представителя независимо от того, был
ли трудовой договор надлежащим образом
оформлен.
Сторонами трудовых соглашений являются
работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее
в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое либо юридическое
лицо (организация) вступившее в трудовые
отношения с работником. В случаях, установленными
законами, в качестве работодателя может
выступать иной субъект, наделённый правом
заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых
отношениях осуществляются: физическим
лицом, являющимся работодателем; органами
управления юридического лица (организации)
или уполномоченными ими лицами в порядке,
установленном законами, иными нормативными
правовыми актами, учредительными документами
юридического лица (организации) и локальными
нормативными актами.
По обязательствам учреждений, финансируемых
полностью или частично собственником
(учредителем), вытекающим из трудовых
отношений, дополнительную ответственность
несёт собственник (учредитель) в установленном
законом порядке.
2. Трудовые отношения в системе образования
Для работников образовательного учреждения
работодателем является данное образовательное
учреждение, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Лицо, лишенное решением суда права работать
в образовательном учреждении в течение
определенного срока, не может быть принято
на работу в образовательное учреждение
в течение этого срока.
Трудовые отношения работника образовательного
учреждения и образовательного учреждения
регулируются трудовым договором (контрактом).
Условия трудового договора (контракта)
не могут противоречить Законодательству
Российской Федерации о труде.
Помимо оснований прекращения трудового
договора по инициативе администрации,
предусмотренных Законодательством Российской
Федерации о труде, основаниями для увольнения
педагогического работника образовательного
учреждения по инициативе администрации
этого образовательного учреждения до
истечения срока действия трудового договора
(контракта) являются:
1) повторное в течение года грубое нарушение
устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное,
методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью
обучающегося, воспитанника;
3) появление на работе в состоянии алкогольного,
наркотического или токсического опьянения.
Увольнение по настоящим основаниям может
осуществляться администрацией без согласия
профсоюза.
Оплата труда и трудовые отношения в системе
образования, регулируются Трудовым кодексом
РФ, Законом Российской Федерации «Об
образовании» и Федеральным законом «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании».
Особенностям регулирования труда педагогических
работников посвящена глава 52 Трудового
кодекса Российской Федерации. Так, в статье
333 для педагогических работников устанавливается
сокращенная продолжительность рабочего
времени - не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени (нормы
часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников
определяется Правительством Российской
Федерации в зависимости от должности
и (или) специальности работников, с учетом
особенностей их труда. В настоящее время
– это постановление Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191.
К компетенциям федеральных органов государственной
власти и органов управления образованием
отнесены полномочия по установлению
порядка аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных
учреждений и установлению образовательного
ценза педагогических работников.
Для работников образовательного учреждения
работодателем является конкретное образовательное
учреждение (статья 56 Закона «Об образовании»).
Трудовые отношения работника и образовательного
учреждения регулируются трудовым договором
(контрактом), условия которого не могут
противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации.
На уровне образовательного учреждения
осуществляются полномочия по:
Установлению штатного расписания и распределению
должностных обязанностей работников;
Подбору и расстановке кадров;
Установлению заработной платы работников,
в том числе надбавок и доплат к должностным
окладам, порядка и размеров их премирования.
На образовательное учреждение
возлагается ответственность за
уровень квалификации работников.
В современной социально-экономической
ситуации, вследствие изменений и усложнений
характера самого труда, усложняются и
расширяются функции учителя. Введение
новых образовательных программ и технологий,
развитие системы факультативных занятий,
широкая информированность обучающихся
за счет средств массовой информации,
в особенности сети Интернет, требуют
от педагогических кадров высокой квалификации,
широкого кругозора, постоянного обновления
знаний.
В настоящее время на практике реализуются
законодательно установленные разграничения
полномочий между федеральным центром,
субъектами Российской Федерации и органами
местного самоуправления, в том числе
полномочий по установлению условий и
размеров оплаты труда работников подведомственных
организаций.
На повестке дня стоит вопрос реформирования
оплаты труда в бюджетной сфере, сущность
которого состоит в создании механизма
рыночного регулирования заработной платы
как цены рабочей силы на рынке труда,
обеспечивающей оптимальное сочетание
интересов работодателей, работников
и государства с учетом территориальной
специфики и особенностей труда в каждой
из отраслей.
Основными элементами механизма рыночной
организации заработной платы являются:
Многоуровневая коллективно-договорная
система, позволяющая наиболее полно отразить
интересы всех участников переговорного
процесса при установлении условий оплаты
труда;
Обеспечение минимальных гарантий в области
оплаты труда;
Увязка размера заработной платы с результатами
труда работника.
На решение этих задач направлен региональный
комплексный проект модернизации образования,
одним из приоритетных направлений которого
является повышение профессионализма
педагогов, подготовка и формирование
педагогического корпуса, соответствующего
запросам современной жизни.
Список использованной литературы
Баглай М. В. Конституционное право Российской
Федерации: Учеб. для вузов по юрид. спец.
— 3–е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА, 2001.- 450
с.
Гасанов, К. К., Правоведение в вопросах
и ответах М.: Высш. Шк., 1991 – 320 с.
Кодекс законов о труде РФ с постатейными
материалами и судебной практикой. По
состоянию на 1 марта 1997 г. - М., 1997. – 143 с.
Лазарев В. В. Общая теория права и государства:
Учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция»
— М.: Юристъ, 2002. – 430 с.
Образование в XXI веке: проблемы и поиски
их решения : [учеб. пособие] / [П. И. Сумин
и др.] ; под ред. А. Ф. Аменда, В. В. Латюшина.
- Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. - 590
с.
Основы права: учебник для студентов технических
вузов Под ред. В. Г. Крыловой. – М.: Высшая
школа, 2000. – 460 с.
Общая теория права и государства: учебник
для юридических вузов Под ред. В. В. Лазарева.
– М.: Юрист, 1994. – 360 с.
Сыроватская Л. А. Трудовое право. - М., 2001.
– 390 с.
Трудовое право. Учебник /Под ред. О. В.
Смирнова. - М., 1996. – 250 с.
Трудовое право России. Учебное пособие.
/Под ред. В. Н. Толкуновой, - М., 1996.-320 с.
Информация о работе Трудовые отношения в системе образования