Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:27, реферат
Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов, исходя из того, что под юридическими фактами понимаются действия или события, вследствие которых происходит возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Для любого правоотношения характерно
возникновение его вследствие определенных
юридических фактов, исходя из того,
что под юридическими фактами
понимаются действия или события, вследствие
которых происходит возникновение,
изменение или прекращение
Административно-правовые отношения
возникают при наличии условий,
предусмотренных
Действия являются результатом
активного волеизъявления субъекта.
По характеру различаются
Правомерные действия всегда
соответствуют требованиям
Особенностью юридических
фактов по административному праву
является то, что основным видом
правомерных действий служат правовые
акты субъектов исполнительной власти,
имеющие индивидуальный, т.е. относящийся
к конкретному адресату и делу,
характер. Прямое их юридическое последствие
– возникновение, изменение или
прекращение административно-
Например, приказ о назначении
на должность влечет за собой возникновение
государственно-служебных
Под неправомерными действиями
понимаются те, которые не соответствуют
требованиям административно-
Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека (смерть, стихийное бедствие).
5. Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений: основные и неосновные.
а) отношения, непосредственно
выражающие основную формулу управляющего
воздействия (субъект-объект), в которой
отчетливо проявляется властная
природа государственно-
б) отношения, складывающиеся
за рамками непосредственно
Первые из названных выражают
сущность управления, вторые связаны
с этой сущностью, но прямо ее не
выражают. К первым можно отнести
отношения между вышестоящими и
нижестоящими звеньями механизма исполнительной
власти, между должностными лицами-руководителями
и подчиненными им по службе работниками
административно-
Вторая группа характеризуется
тем, что такие отношения хотя
и возникают непосредственно
в сфере государственного управления,
однако не преследуют целью непосредственное
управляющее воздействие
Иногда выделяют субординационные
и координационные
Субординационными называют
те отношения, которые построены
на авторитарности (властности) юридических
волеизъявлений субъекта управления.
Координационными связями называют
те, в которых названная
Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.8
Наиболее значительный интерес
представляет классификация административно-
Вертикальными признаются правоотношения,
которые выражают суть административно-правового
регулирования и типичных для
государственно-управленческой деятельности
субординационных связей между субъектом
и объектом управления. Часто они
возникают между соподчиненными
сторонами. Властной стороной выступает
соответствующий субъект
Горизонтальными административно-правовыми
отношениями признаются те, в рамках
которых стороны фактически и
юридически равноправны. В них отсутствует
юридически властные веления одной
стороны, обязательные для другой. Такие
отношения в сфере
По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. Во внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д.
Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли “третьего лица”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному
можно получить обобщенную характеристику
предмета административного права,
т.е. тех общественных отношений, которые
урегулированы нормами
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие
отношения организационного характера,
возникающие в сфере “
Управление существует во
всех сферах общественной жизни, эта
деятельность велика по объему и разнообразна
по содержанию. Во многих случаях управленческая
деятельность настолько специфична,
настолько тесно связана с
особым видом управляемой
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации. М., изд. Новая Волна, 1999г.
2. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.
3. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, изд. БЕК, Москва, 1996г.
4. Общая теория права. Алексеев С.С., Москва, 1981 г., Т.1.
1 См. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т.1.
2 См. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 1996.
3 См. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 1996.
4 См. А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., "ЗЕРЦАЛО ТЕИС", 1996.
5 См. Конституция Российской Федерации. М., изд. Новая Волна, 1999.
6 См. См. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 1996.
7 См. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 1996.
8 См. А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., "ЗЕРЦАЛО ТЕИС", 1996.
Информация о работе Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация