Виды организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ понятия и основных типов организационных структур управления. Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть понятие и сущность организации;
- проанализировать понятие организационных отношений в структуре управления;
- дать определение понятию организационной структуры;

Файлы: 1 файл

теория организации виды организацинных структур.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

-  стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;

-     исключение дублирования в выполнении управленческих функций;

-     уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки:

-    чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;

- трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

-    появление тенденций чрезмерной централизации;

-    длительная процедура принятия решения;

- относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Линейно - функциональная (штабная) организационная структура - при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления

 

В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Преимущества:

-   более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

-    освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

-    возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки:

- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

-  недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации;

-  чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.

 

Дивизиональная  организационная структура управления. Дивизиональная структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках

Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Опыт показывает, что там, где важен фактор техники  и технологии, дивизиональная форма  управления имеет безусловные преимущества.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Дивизиональная структура управления

 

Преимущества:

  - Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке;

 - Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию предприятия на изменение внешней среды.

Недостатки:

- Рост управленческого аппарата;

- Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов.

Адаптивные  структуры управления.

С начала 60-х  гг. XX в многие организации стали  разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных  структур, которые в сравнении  с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

Другое их название - органические структуры, имеющие возможность адаптироваться к изменениям окружающей среды подобно тому, как это делают живые организмы.

Адаптивная  структура управления характеризуется  слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.16

Структуры органического  типа целесообразны, когда имеется  сложное и динамичное внешнее окружение. К структурам органического типа относятся проектные структуры управления, бригадные, матричные и ряд других.

 

Проектная организационная  структура управления - структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением в организации ряда крупных проектов или работ (освоение новой продукции, модернизация производства и т.д.). Все полномочия и права распорядительства интеллектуальными, материальными и трудовыми ресурсами по проекту сосредоточиваются у одного лица - руководителя проекта. Такая структура позволяет реализовывать преимущества единства организации работ и единоначалия.

Проектная структура - это временный орган управления, созданный для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.17

 

Бригадная организационная  структура управления является одной из разновидностей структур органического типа. Ее основу составляет бригадная форма организации труда и производства, получившая в последнее время наиболее полное использование благодаря следующим факторам:

- ускорению процессов обновления продукции и технологии;

- ориентации организации на небольшие по емкости рынки;

- повышению требований к качеству обслуживания потребителя и ускорению времени выполнения заказов.

 

Матричная организационная  структура управления  представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками  проведения специальных работ.

Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она  нацелена на взаимную согласованность  работы всех подразделений организации  для достижения целей различных проектов, что упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций.


Рис. 5 Матричная структура управления

 

Таким образом, главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.    

Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Следовательно, матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.18

Создание матричной  организационной структуры управления считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических нововведений и быстрого реагирования на колебания рынка.

Основной недостаток матричной структуры - ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в  частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Таким образом, организация - это не только первичное хозяйственное  звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.

Управление людьми имеет  важное значение для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна. Чтобы планы были реализованы, кто-то должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.

Организационная структура  управления - это внутреннее строение любой производственно - хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Организационная структура является не только основой существования определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, формируются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем организационная структура управления является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения организационных структур затрагивают интересы целых коллективов, но и необходимостью сохранения устойчивости системы.

Организационная структура характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. То есть, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Организационная структура управления является динамичной, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями. Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко использовались самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом можно выделить следующие показатели эффективности организационных  структур управления, среди которых сокращение размеров подразделений, уменьшение числа уровней управления, групповая организация труда в качестве основы новой структуры управления, ориентация текущей работы на запросы потребителей, быстрая реакция на изменения, высокая производительность и низкие затраты, высокое качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Иными словами, история развития менеджмента в ХХ веке показывает, что организационные структуры управления претерпели значительную эволюцию. Тем не менее, в зависимости от характера связей между подразделениями организации, принято выделять следующие категории организационных структур:

- Бюрократические структуры: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.

-  Адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная и другие.

Большинство специалистов в области управления видят в  органических структурах управления будущее, и критикует бюрократические структуры. Однако при выборе структуры организации необходимо принимать во внимание условия, в которых действует конкретное предприятие. Обычно структуры реальных предприятий лежат между двумя данными категориями организационных структур, обладая признаками тех, и других в разных соотношениях.

Таким образом, невозможно определить оптимальную организационную структуру, так как для каждого предприятия она будет специфической. То есть, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия «хорошая» или «плохая» система. Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

Антонов В.Г.  Эволюция организационных структур. // Менеджмент в России и за рубежом – 2000. - №1. – С. 11-14 с.

Барков С. А. Управление персоналом. М.: ЮристЪ, 2001. – 202 с.

Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: Инфра-м, 2002. – 211 с.

Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М.: Дрофа, 2006. – 189 с.

Васильев Ю.П., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. Практикум по теории управления. М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

Глухов В.В. Менеджмент.  СПб.: Питер Пресс, 2008. – 528 с.

Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Норма, 2004. – 528 с.

Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента. М.: Доброе слово, 2005. – 64 с.

Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: Корпоративные стратегии, 2000. – 496 с.

Подлесных В.И. Теория организации (практикум). СПб.: Бизнес-пресса, 2003. – 336 с.

Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2008. – 320 с.

Семенов А.К., Набоков  В.И. Основы менеджмента. М.: Издательско-

торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 556 с.

Смирнов Э.А. Основы теории организации (практикум). М.: Аудит, Юнити, 1998. – 375 с.

Фролов С. С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

Ямпoльcкaя Д., Зoниc М. Понятие организационной структуры. Виды организационных структур. Нучно-образовательный портал. // http://www.inventech.ru/lib.ru

 

1 Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М., 2006. С.63

Информация о работе Виды организационных структур управления