Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ понятия и основных типов организационных структур управления. Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть понятие и сущность организации;
- проанализировать понятие организационных отношений в структуре управления;
- дать определение понятию организационной структуры;
- стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
- исключение дублирования в выполнении управленческих функций;
- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
- трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
- появление тенденций чрезмерной централизации;
- длительная процедура принятия решения;
- относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
Линейно - функциональная (штабная) организационная структура - при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
Рис.3 Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Преимущества:
- более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
- освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
- возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки:
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
- недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации;
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.
Дивизиональная организационная структура управления. Дивизиональная структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках
Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.
Опыт показывает,
что там, где важен фактор техники
и технологии, дивизиональная форма
управления имеет безусловные
Рис. 4 Дивизиональная структура управления
Преимущества:
- Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке;
- Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию предприятия на изменение внешней среды.
Недостатки:
- Рост управленческого аппарата;
- Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов.
Адаптивные структуры управления.
С начала 60-х гг. XX в многие организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.
Другое их название - органические структуры, имеющие возможность адаптироваться к изменениям окружающей среды подобно тому, как это делают живые организмы.
Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.16
Структуры органического типа целесообразны, когда имеется сложное и динамичное внешнее окружение. К структурам органического типа относятся проектные структуры управления, бригадные, матричные и ряд других.
Проектная организационная структура управления - структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением в организации ряда крупных проектов или работ (освоение новой продукции, модернизация производства и т.д.). Все полномочия и права распорядительства интеллектуальными, материальными и трудовыми ресурсами по проекту сосредоточиваются у одного лица - руководителя проекта. Такая структура позволяет реализовывать преимущества единства организации работ и единоначалия.
Проектная структура
- это временный орган
Бригадная организационная структура управления является одной из разновидностей структур органического типа. Ее основу составляет бригадная форма организации труда и производства, получившая в последнее время наиболее полное использование благодаря следующим факторам:
- ускорению процессов обновления продукции и технологии;
- ориентации организации на небольшие по емкости рынки;
- повышению требований к качеству обслуживания потребителя и ускорению времени выполнения заказов.
Матричная организационная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками проведения специальных работ.
Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов, что упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций.
Рис. 5 Матричная структура управления
Таким образом, главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.
Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Следовательно, матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.18
Создание матричной
организационной структуры
Основной недостаток матричной структуры - ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, организация - это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
Управление людьми имеет важное значение для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна. Чтобы планы были реализованы, кто-то должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.
Организационная структура управления - это внутреннее строение любой производственно - хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Организационная структура является не только основой существования определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, формируются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем организационная структура управления является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения организационных структур затрагивают интересы целых коллективов, но и необходимостью сохранения устойчивости системы.
Организационная структура характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. То есть, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Организационная структура управления является динамичной, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями. Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко использовались самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом можно выделить следующие показатели эффективности организационных структур управления, среди которых сокращение размеров подразделений, уменьшение числа уровней управления, групповая организация труда в качестве основы новой структуры управления, ориентация текущей работы на запросы потребителей, быстрая реакция на изменения, высокая производительность и низкие затраты, высокое качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
Иными словами, история развития менеджмента в ХХ веке показывает, что организационные структуры управления претерпели значительную эволюцию. Тем не менее, в зависимости от характера связей между подразделениями организации, принято выделять следующие категории организационных структур:
- Бюрократические структуры: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.
- Адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная и другие.
Большинство специалистов в области управления видят в органических структурах управления будущее, и критикует бюрократические структуры. Однако при выборе структуры организации необходимо принимать во внимание условия, в которых действует конкретное предприятие. Обычно структуры реальных предприятий лежат между двумя данными категориями организационных структур, обладая признаками тех, и других в разных соотношениях.
Таким образом, невозможно определить оптимальную организационную структуру, так как для каждого предприятия она будет специфической. То есть, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия «хорошая» или «плохая» система. Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов В.Г. Эволюция организационных структур. // Менеджмент в России и за рубежом – 2000. - №1. – С. 11-14 с.
Барков С. А. Управление персоналом. М.: ЮристЪ, 2001. – 202 с.
Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: Инфра-м, 2002. – 211 с.
Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М.: Дрофа, 2006. – 189 с.
Васильев Ю.П., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. Практикум по теории управления. М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.
Глухов В.В. Менеджмент. СПб.: Питер Пресс, 2008. – 528 с.
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Норма, 2004. – 528 с.
Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента. М.: Доброе слово, 2005. – 64 с.
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: Корпоративные стратегии, 2000. – 496 с.
Подлесных В.И. Теория организации (практикум). СПб.: Бизнес-пресса, 2003. – 336 с.
Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2008. – 320 с.
Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 556 с.
Смирнов Э.А. Основы теории организации (практикум). М.: Аудит, Юнити, 1998. – 375 с.
Фролов С. С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001. – 384 с.
Ямпoльcкaя Д., Зoниc М. Понятие организационной структуры. Виды организационных структур. Нучно-образовательный портал. // http://www.inventech.ru/lib.ru
1 Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М., 2006. С.63
Информация о работе Виды организационных структур управления