Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:07, реферат
В настоящее время в менеджменте особое значение придается стратегическому подходу к управлению персоналом, который рассматривается как самостоятельное направление деятельности организации. Меняются цели, задачи, функции, повышается статус кадровых служб, трансформирующихся из традиционных отделов кадров в полноценные службы управления персоналом организаций.
В основе целого ряда классификаций стратегий управления персоналом рассматривается этап жизненного цикла (стадия развития) организации в момент принятия решения о выборе или смене стратегии организации в целом, и стратегии управления персоналом, в частности.
В зарубежной литературе данный подход известен как «подход жизненного цикла».
Например, англичане Ж. Стори и К. Сиссон полагают, что четыре этапа жизненного цикла организации оказывают влияние на стратегию управления персоналом следующим образом
Этапы жизненного цикла организации |
Основные черты стратегии управления персоналом |
Зарождение |
Гибкие рабочие модели. Привлечение приверженных и высокомотивированных работников. Конкурентная оплата. Мало формальностей.Как правило, отсутствие профсоюзов. |
Рост |
Более прогрессивные и тонкие методы привлечения и отбора, обучения и развития, процессов управления эффективностью и систем вознаграждения.Фокусирование на достижении высокой степени приверженности и развитии стабильных трудовых отношений. |
Зрелость |
Особое внимание уделяется контролю за стоимостью рабочей силы и повышению производительности труда. На данном этапе труднее обосновать расходы на обучение. Существуют напряженные отношения между сотрудниками. |
Спад |
Акцент смещается в сторону рационализации и сокращения штатов. Долгосрочные практические подходы почти не применяются или сильно ограничены в целях сокращения затрат. Профсоюзам угрожает непризнание их роли или же отводится маргинальная роль. |
Рассмотренные варианты классификации стратегий управления персоналом в зависимости от типов конкурентной стратегии, организационной стратегии и этапа жизненного цикла (стадии развития) организации фактически можно назвать традиционными. Они рассматриваются в большинстве учебников и работ, посвященных вопросам управления персоналом. Их придерживается большинство как российских, так и зарубежных авторов. Однако существуют и менее традиционные варианты классификации, которые также представляются достаточно интересными и полезными при изучении особенностей стратегии управления персоналом конкретных организаций.
Выделяют шесть основных компонентов миссии организации: прибыль, клиенты, дело, работники, развитие и территория, при первенстве которых политика управления персоналом организации имеет следующие особенности.
Компоненты миссии организаций |
Особенности политики управления персоналом |
Прибыль Ведущая составляющая стратегии организации
на этапе первоначального если организация внезапно попадает в кризисную ситуацию. |
Работник – ресурс. Минимальное внимание к личности. Экономия на всех видах стоимости этого ресурса – найме, обучении, оплате, коммуникациях и пр. |
Клиенты Может быть основой стратегии организации, если:
- организация пытается
выйти на рынок с новым |
Работник – активный коммуникатор, понимающий и умеющий воплощать в работе принцип «Клиент превыше всего!» При найме предъявляются высокие требования к образованию и коммуникабельности. Режим работы – относительно свободный. Обучение персонала Одним из основных показателей в системе оплаты труда является состояние клиентской базы. |
Дело Может оказаться преобладающим, если:
- организация занимает
прочные позиции на рынке и
для окончательного |
Работник – специалист в данном деле (виде бизнеса). Работники воспринимаются как профессионалы. Отсюда – повышенное внимание к квалификации работников как системный принцип политики управления персоналом, проявляющийся во всех функциях: при найме и отборе, в определении форм оплаты труда. |
Работники Могут быть основой миссии, если организация имеет свою историю, стабильный и надежный коллектив. |
Работник – личность, главный источник эффективности, партнер. Организация – единая семья. Приверженность работника компании превалирует над квалификацией. |
Развитие Основа миссии крупной диверсифицированной
компании, а также организации, занимающейся
некой инновационной |
Работники – источник и средство развития. Ориентация на постоянные изменения, а потому как на динамичное развитие персонала, так и на регулярный приток «новой крови». Стимулирование новых идей и других инноваций. |
Территория Может оказаться ведущим, если:
- ставится задача захвата новых территорий. |
Большинство работников тесно связаны с данной территорией: живут здесь или жили раньше, имеют широкий круг знакомых. Акцентирование связи с территорией во всех аспектах работы. Распространение влияния компании за пределы работы. |
Следующий подход к определению типа стратегии и политики управления персоналом базируется на том, каким образом она реализуется в организации. Многие считают данный подход основным, исторически сложившимся в процессе развития менеджмента, и выделяют четыре основных типа кадровой политики организации: пассивную, реактивную, превентивную и активную.
Типы кадровой политики организации |
Основные особенности |
Пассивная |
Руководство организации не имеет
выраженной программы действий в
отношении собственного персонала,
а кадровая работа сводится к рутинному
функционированию. Характерно отсутствие
прогноза кадровых потребностей, средств
оценки труда и персонала, диагностики
кадровой службы в целом. Руководство
чаще всего вынуждено работать в
режиме экстренного реагирования на
возникающие конфликтные |
Реактивная |
Руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, принимает попытки проанализировать их причины и следит за возникновением конфликтных ситуаций. Предметом специального внимания руководства становится мониторинг квалифицированной рабочей силы и мотивация персонала к высокопродуктивному труду. Принимаются меры по локализации кризисных явлений, осуществляются действия, направленные на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы, как правило, располагают средствами диагностики существующей стратегии и оказания адекватной экстренной помощи. Основные проблемы при использовании такого рода кадровой политики возникают при среднесрочном прогнозировании. |
Превентивная |
Руководство имеет обоснованные прогнозы
развития ситуации. При этом организация
не имеет средств для влияния
на наличную ситуацию. Работники кадровой
службы располагают как средствами
диагностики персонала, так и
методикой прогнозирования |
Активная |
Руководство организации имеет
не только прогноз, но и средства воздействия
на ситуацию, а кадровая служба способна
разработать целевые кадровые программы,
а также осуществлять регулярный
мониторинг ситуации и корректировать
исполнение программ в соответствии
с параметрами внешней и |
Немецкие специалисты
в области промышленной социологии
Керн и Шуманн считают, что выбор
стратегии в отношении
Типы стратегий управления персоналом |
Основные черты |
Тэйлоровская |
Базируется
на идеях Ф. Тэйлора. Соответствует
типу человека «Х» модели Д. Макгрегора.
В политике занятости на предприятии
предпочтение отдается менее квалифицированным,
но более работоспособным |
Интегрированная |
Соответствует типу человека «У» модели Д. Макгрегора. Политика занятости на предприятии
требует привлечения |
Японская |
В основе – опыт успешной деятельности
японских предприятий. Система пожизненного
найма – работа на одной фирме
до достижения 55-летнего возраста. Интенсивное
вовлечение работников в процессы планирования
и принятия решений. Повышение квалификации
на рабочем месте и |
Персонал и эффективное
На сегодняшний день в стратегическом управлении любой экономической системы персонал начинает рассматриваться как основной ресурс, определяющий успех деятельности всей системы.
Как следствие, при определении общей стратегии развития самой организации (или экономической системы - предприятия, фирмы и т.п.), избирается конкретная модель стратегии управления персоналом, которая имеет свои характерные черты по достижению целей организации на основе развития человеческого потенциала.
Исходя из выбранной стратегии,
на предприятии реализуются
В заключение хотелось бы отметить, что разработка и реализация стратегии – это эволюционный процесс. Стратегия может и должна дорабатываться по мере ее реализации в ответ на новые требования постоянно изменяющейся внешней среды.
Информация о работе Виды стратегий управления человеческими ресурсами