Виды стратегий управления человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:07, реферат

Описание работы

В настоящее время в менеджменте особое значение придается стратегическому подходу к управлению персоналом, который рассматривается как самостоятельное направление деятельности организации. Меняются цели, задачи, функции, повышается статус кадровых служб, трансформирующихся из традиционных отделов кадров в полноценные службы управления персоналом организаций.

Файлы: 1 файл

стратегии управления.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

2.3 Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от стадии развития (этапа жизненного цикла) организации

 

В основе целого ряда классификаций  стратегий управления персоналом рассматривается  этап жизненного цикла (стадия развития) организации в момент принятия решения о выборе или смене стратегии организации в целом, и стратегии управления персоналом, в частности.

В зарубежной литературе данный подход известен как «подход жизненного цикла».

Например, англичане Ж. Стори  и К. Сиссон полагают, что четыре этапа жизненного цикла организации  оказывают влияние на стратегию  управления персоналом следующим образом

 

 

Этапы жизненного цикла организации

Основные черты стратегии  управления персоналом

Зарождение

Гибкие рабочие модели. Привлечение приверженных и высокомотивированных работников. Конкурентная оплата. Мало формальностей.Как правило, отсутствие профсоюзов.

Рост

Более прогрессивные и тонкие методы привлечения и отбора, обучения и  развития, процессов управления эффективностью и систем вознаграждения.Фокусирование  на достижении высокой степени приверженности и развитии стабильных трудовых отношений.

Зрелость

Особое внимание уделяется контролю за стоимостью рабочей силы и повышению  производительности труда.

На данном этапе труднее обосновать расходы на обучение.

Существуют  напряженные отношения между  сотрудниками.

Спад

Акцент смещается в сторону  рационализации и сокращения штатов.

Долгосрочные практические подходы  почти не применяются или сильно ограничены в целях сокращения затрат.

Профсоюзам угрожает непризнание  их роли или же отводится маргинальная роль.


 

Рассмотренные варианты классификации  стратегий управления персоналом в  зависимости от типов конкурентной стратегии, организационной стратегии  и этапа жизненного цикла (стадии развития) организации фактически можно  назвать традиционными. Они рассматриваются  в большинстве учебников и  работ, посвященных вопросам управления персоналом. Их придерживается большинство  как российских, так и зарубежных авторов. Однако существуют и менее  традиционные варианты классификации, которые также представляются достаточно интересными и полезными при  изучении особенностей стратегии управления персоналом конкретных организаций.

2.4 Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от миссии организации

 

Выделяют шесть основных компонентов  миссии организации: прибыль, клиенты, дело, работники, развитие и территория, при первенстве которых политика управления персоналом организации  имеет следующие особенности.

Компоненты миссии организаций

Особенности политики управления персоналом

Прибыль

Ведущая составляющая стратегии организации  на этапе первоначального становления  организации, или

если организация внезапно попадает в кризисную ситуацию.

Работник – ресурс.

Минимальное внимание к личности.

Экономия на всех видах  стоимости этого ресурса –  найме, обучении, оплате, коммуникациях  и пр.

Клиенты

Может быть основой стратегии организации, если:

  • речь идет о профильном бизнесе и круг ее клиентов ограничен;
  • организация работает на массового потребителя, но предпочтение отдается небольшому числу клиентов, которое дает основной объем заказов;
  • работа организации ориентирована на определенную социальную группу;

- организация пытается  выйти на рынок с новым продуктом,  ищет особых клиентов, завоевывает  их, и через них расширяет круг  потребителей.

Работник – активный коммуникатор, понимающий и умеющий воплощать  в работе принцип «Клиент превыше  всего!»

При найме предъявляются  высокие требования к образованию  и коммуникабельности.

Режим работы – относительно свободный.

Обучение персонала концентрируется  на исследовании рынка, работе с клиентами  и особенностях предлагаемых товаров (услуг).

Одним из основных показателей  в системе оплаты труда является состояние клиентской базы.

Дело

Может оказаться преобладающим, если:

  • организация работает в тех секторах рынка, где потребительский спрос устойчиво высокий;

- организация занимает  прочные позиции на рынке и  для окончательного закрепления  успеха начинает заниматься совершенствованием  качества продукции (услуг).

Работник – специалист в данном деле (виде бизнеса). Работники воспринимаются как профессионалы.

Отсюда – повышенное внимание к квалификации работников как системный  принцип политики управления персоналом, проявляющийся во всех функциях: при  найме и отборе, в определении  форм оплаты труда.

Работники

Могут быть основой миссии, если организация имеет свою историю, стабильный и надежный коллектив.

Работник – личность, главный источник эффективности, партнер.

Организация – единая семья. Приверженность работника компании превалирует над квалификацией.

Развитие

Основа миссии крупной диверсифицированной  компании, а также организации, занимающейся некой инновационной деятельностью.

Работники – источник и  средство развития.

Ориентация на постоянные изменения, а потому как на динамичное развитие персонала, так и на регулярный приток «новой крови». Стимулирование новых идей и других инноваций.

Территория

Может оказаться ведущим, если:

  • бизнес организации ограничен определенной территорией;
  • организация ориентирована на деятельность в конкретном микрорайоне для людей, живущих на его территории;

- ставится задача захвата  новых территорий.

Большинство работников тесно  связаны с данной территорией: живут  здесь или жили раньше, имеют широкий круг знакомых.

Акцентирование связи  с территорией во всех аспектах работы.

Распространение влияния  компании за пределы работы.


 

2.5 Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от способа реализации стратегии в организации

Следующий подход к определению  типа стратегии и политики управления персоналом базируется на том, каким  образом она реализуется в  организации. Многие считают данный подход основным, исторически сложившимся  в процессе развития менеджмента, и  выделяют четыре основных типа кадровой политики организации: пассивную, реактивную, превентивную и активную.

Типы кадровой политики организации

Основные особенности

Пассивная

Руководство организации не имеет  выраженной программы действий в  отношении собственного персонала, а кадровая работа сводится к рутинному  функционированию. Характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств  оценки труда и персонала, диагностики  кадровой службы в целом. Руководство  чаще всего вынуждено работать в  режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, часто не успевая понять причины событий и их возможные  последствия.

Реактивная

Руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния  в работе с персоналом, принимает  попытки проанализировать их причины  и следит за возникновением конфликтных  ситуаций. Предметом специального внимания руководства становится мониторинг квалифицированной рабочей силы и мотивация персонала к высокопродуктивному труду. Принимаются меры по локализации кризисных явлений, осуществляются действия, направленные на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы, как правило, располагают средствами диагностики существующей стратегии и оказания адекватной экстренной помощи. Основные проблемы при использовании такого рода кадровой политики возникают при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная

Руководство имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. При этом организация  не имеет средств для влияния  на наличную ситуацию. Работники кадровой службы располагают как средствами диагностики персонала, так и  методикой прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. Программа развития организации  основывается на краткосрочном и  среднесрочном прогнозах потребности  в персонале. Представлены задачи по развитию персонала. Основная проблема – разработка целевых кадровых программ.

Активная

Руководство организации имеет  не только прогноз, но и средства воздействия  на ситуацию, а кадровая служба способна разработать целевые кадровые программы, а также осуществлять регулярный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней среды.


2.6 Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от философии менеджмента

 

Немецкие специалисты  в области промышленной социологии Керн и Шуманн считают, что выбор  стратегии в отношении персонала  определяется не только характером ситуации, в которой действует предприятие. Они связывают предпочтение, оказываемое  стратегиям в отношении персонала  (называют их концепциями использования персонала) в большинстве отраслей промышленности (автомобилестроении, машиностроении, химической промышленности), преимущественно с различиями философии менеджмента, и выделяют три основных типа стратегий управления персоналом: тэйлоровскую, интегрированную и японскую.

 

Типы стратегий управления персоналом

Основные черты

Тэйлоровская

Базируется  на идеях Ф. Тэйлора. Соответствует  типу человека «Х» модели Д. Макгрегора. В политике занятости на предприятии  предпочтение отдается менее квалифицированным, но более работоспособным работникам. Приспособиться к перебоям в сбыте  предприятие старается путем  краткосрочных изменений в составе  персонала по принципу «как нанял, так  и уволил». В случае увольнения речи нет о потере ценного человеческого  капитала. Требования к квалификации рабочих просты, вновь нанятые  рабочие при соответствующем  инструктаже уже в короткий срок демонстрируют необходимую производительность труда. Форсируется дробление работ  до уровня простейших действий, которым  быстро могли бы научиться неквалифицированные  работники. Проводится предварительное  структурирование выполняемых на предприятии  работ на отдельных этапах производственного  процесса. Руководство персоналом тесным образом связано с организацией работ: руководители предприятия должны в первую очередь следить за четким выполнением заданий и норм и  наказывать за их нарушения. Излишними  становятся любые вложения в повышение  квалификации работников. Производственному  обучению и повышению квалификации практически не отводится никакой  роли. Главным инструментом мотивации  является вознаграждение (сдельная оплата, зависящая от объема выполненной  работы, в сочетании с четко заданной нормой производительности). Данная стратегия низводит работника до роли инструмента и приводит к психологической отчужденности.

Интегрированная

Соответствует типу человека «У» модели Д. Макгрегора.

Политика занятости на предприятии  требует привлечения сотрудников, отличающихся высокой квалификацией  и желанием трудиться. Для того, чтобы  обеспечить их лояльность, им предоставляются  гарантии долгосрочной занятости. Организация  и построение работ включают самые  разнообразные виды деятельности. Работникам поручаются такие задания, которые  позволили бы им полностью реализовать  и повысить имеющуюся квалификацию. Стимулируются и используются навыки и знания работников через их вовлечение в различные организационные  механизмы (проектные группы, кружки качества, кооперационный стиль руководства). Особое внимание уделяется базовой  квалификации и развитию персонала. Функция оплаты труда является не столько инструментом достижения наибольшей производительности, сколько эквивалентом производительности, достигнутой на основе высокой квалификации, сознательного  отношения к труду и соответствия профессиональным нормам.

Японская

В основе – опыт успешной деятельности японских предприятий. Система пожизненного найма – работа на одной фирме  до достижения 55-летнего возраста. Интенсивное  вовлечение работников в процессы планирования и принятия решений. Повышение квалификации на рабочем месте и систематическая  ротация персонала. Высокая степень  самоуправления, личной ответственности  и самоконтроля работников при различных  формах групповой работы. Относительно большое значение фактора старшинства  для продвижения по службе и повышения  заработной платы.


 

Заключение

Персонал и эффективное управление им признается сегодня важнейшим  фактором конкурентоспособности предприятия, достижения экономического успеха. Люди рассматриваются как достояние  компании, которое нужно размещать, мотивировать, развивать наравне  с другими ресурсами, чтобы достичь  стратегических целей организации. Инвестициями в персонал могут быть образование, накопление профессионального  опыта, охрана здоровья и т.д.

На сегодняшний день  в стратегическом управлении любой экономической  системы персонал начинает рассматриваться  как основной ресурс, определяющий успех деятельности всей системы.

Как следствие, при определении  общей стратегии развития самой  организации (или экономической  системы - предприятия, фирмы и т.п.), избирается конкретная модель стратегии  управления персоналом, которая имеет  свои характерные черты по достижению целей организации на основе развития человеческого потенциала.

Исходя из выбранной стратегии, на предприятии реализуются соответствующие  кадровые мероприятия - действия, направленные на достижение соответствия персонала  задачам работы организации на разных этапах ее развития, и является типом  стратегии самой организации.

В заключение хотелось бы отметить, что  разработка и реализация стратегии  – это эволюционный процесс. Стратегия  может и должна дорабатываться по мере ее реализации в ответ на новые  требования постоянно изменяющейся внешней среды.

 

 

Список использованной литературы

  1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2000.
  3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 1997.
  4. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: Дело, 2002.
  5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации. – СПб.: Питер, 2001.
  7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  8. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997.

 

 


Информация о работе Виды стратегий управления человеческими ресурсами