Виды структур автотранспортных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:17, реферат

Описание работы

Хозяйственно-финансовая деятельность АТП осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета с целью получения прибыли. Сущность заключается в том, что создаваемая в процессе автомобильных перевозок транспортная продукция должна полностью компенсировать материальные, трудовые и денежные ресурсы, затраченные на ее образование, и дополнительно обеспечить получение прибыли. Рентабельность работы автотранспортного предприятия - очень важный экономический показатель, так как от него зависит размер получаемой прибыли.
Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда – груз – поступает на транспорт извне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не создает. В представленной работе проанализированы общие принципы учета и анализа деятельности автотранспортного предприятия.

Файлы: 1 файл

Реферат - Учет и анализ деятельности АТП.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

«Виды структур автотранспортных предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие рыночных отношений в России не могло не коснуться автомобильного транспорта, вследствие чего была разрушена существовавшая отраслевая система управления. Большинство транспортных предприятий были поставлены на грань выживания. Прошел процесс приватизации и демонополизации транспортного производства, в результате чего было образовано множество частных АТП.

Хозяйственно-финансовая деятельность АТП осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета с целью получения прибыли. Сущность заключается в том, что создаваемая в процессе автомобильных перевозок транспортная продукция должна полностью компенсировать материальные, трудовые и денежные ресурсы, затраченные на ее образование, и дополнительно обеспечить получение прибыли. Рентабельность работы автотранспортного предприятия - очень важный экономический показатель, так как от него зависит размер получаемой прибыли.

Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда – груз – поступает на транспорт извне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не создает. В представленной работе проанализированы общие принципы учета и анализа деятельности автотранспортного предприятия.

 

 

 

 

 

 

1 Организационно-производственная  структура автотранспортных предприятий

 

Автотранспортные предприятия (АТП) осуществляют планирование, организацию и выполнение перевозок грузов и пассажиров, техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт (ТР) и хранение автомобильного подвижного состава.

АТП включает в себя: подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы); производственные и служебные помещения и оборудование; персонал, занимающийся использованием, обслуживанием и хранением подвижного состава.

Каждое АТП имеет: службу управления, которая осуществляет руководство, планирование, учет и снабжение; эксплуатационную службу, ведающую выполнением перевозок; техническую службу, выполняющую обслуживание, ремонт и хранение подвижного состава. В крупных АТП создают отделы: эксплуатации, технический, главного механика, ведающий оборудованием, отоплением и вентиляцией, освещением, плановый и др.

На автомобильном транспорте общего пользования грузовые АТП и производственные объединения грузового автомобильного транспорта подчинены в своей деятельности транспортным управлениям; пассажирские АТП и их объединения - управлениям пассажирского автомобильного транспорта. На ведомственном автомобильном транспорте работой АТП руководят транспортные управления министерств или транспортные конторы других организаций.

Бригады подготовки производства осуществляют комплектацию необходимых агрегатов, узлов, запасных частей и материалов и доставку их на рабочие места, транспортировку снятых с автомобиля агрегатов и узлов и перемещение автомобилей со стоянки в производственные помещения и наоборот.

Ключевой элемент системы управления - отдел технического контроля (ОТК) включает в себя станцию диагностики - основной источник информации о техническом состоянии автомобилей, на основании которой назначаются работы и планируются все функционирование технической службы. Кроме того, ОТК контролирует качество работы всех подразделений производства. Станция диагностики обеспечивает информацией группу планирования, организации и управления и группу учета и анализа.

ПТО - производственно-технический отдел - занимается внедрением новой техники и технологических процессов, реконструкцией помещений и оборудования, охраной труда и техникой безопасности, разрабатывает нормативы и инструкции, руководит изобретательской и рационализаторской деятельностью, занимается подготовкой и переподготовкой рабочих и ИТР.

ОГМ - отдел главного механика - обеспечивает работоспособное состояние производственного оборудования и инструмента, помещений, сооружений, энергосилового и сантехнического хозяйства.

ОТС - отдел технического снабжения - снабжает АТП запчастями, материалами для ремонта автомобилей и для функционирования АТП, организует работу складского хозяйства (основного склада и промежуточных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура АТП

 

2 Особенности бухгалтерского учета АТП

 

Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда - груз - поступает на транспорт извне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не создается. Но, как и любая отрасль материального производства, он создает новые стоимости. Изменение потребительной стоимости автотранспортного предмета труда вызывается материальным изменением его положения в пространстве. Новые стоимости создаются в результате прибавления к первоначальной стоимости автотранспортируемого предмета стоимости его транспортировки.

Затраты АТП на выполнение перевозок грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных услуг, выраженные в денежной форме, представляют собой себестоимость перевозок, работ, услуг. Себестоимость является обобщающим показателем, отражающим все стороны производственной деятельности АТП, характеризующим эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Она непосредственно отражается на уровне прибыли АТП: чем ниже себестоимость, тем больше прибыль.

Все виды затрат, которые требуются АТП для выполнения перевозок грузов и пассажиров, относятся на себестоимость. Бухгалтерия АТП должна так организовать учет себестоимости автомобильных перевозок, чтобы можно было своевременно получить отчетные калькуляции, в которых отражаются все отклонения от нормативных расходов на перевозки. Объектами учета затрат на производство являются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, израсходованные на осуществление транспортного процесса, работ и услуг. Объектами калькулирования себестоимости автомобильных перевозок, работ и услуг является продукция, изготовленная в результате осуществления производственного процесса. Учет производственной и хозяйственной деятельности внутренних подразделений АТП базируется на оперативно-техническом, статистическом и бухгалтерском учете. Основанием для учета выполнения финансовых заданий является первичная документация, оформляемая по автоколоннам, бригадам и отдельным автомобилям. Фактические затраты подразделений относятся непосредственно на их счета и отражаются в аналитическом учете расходов на перевозки так, чтобы данные бухгалтерского учета стали непосредственной основой для оценки работы подразделений. [11]

Основными моментами организации как грузовых, так и пассажирских перевозок являются: установление деловых (договорных) взаимоотношений между транспортными предприятиями и клиентурой, составление плана перевозок и его выполнение, организация линии и учет работы.

В любом случае наличие у предприятия своего или арендованного автотранспорта предполагает следующую схему формирования затрат:

  • расход нефтепродуктов;
  • расходы на проведение текущего ремонта автотранспортных средств;
  • затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты.

Основными калькуляционными статьями затрат на автомобильные перевозки являются следующие:

    • основная и дополнительная заработная плата водителей и кондукторов с отчислениями на социальные нужды, топливо,
    • смазочные и эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильных шин, эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание автомобилей,
    • амортизационные отчисления, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Учетная политика АТП устанавливает следующие способы ведения бухгалтерского учета.

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг). Как один из вариантов выручка от реализации продукции (работ, услуг) может определяться по мере отгрузки ее покупателю и предъявления ему расчетных документов.
  • порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Первоначальная стоимость основных средств (с учетом расходов по доставке и установке), принадлежащих предприятию, погашается путем начисления амортизации по нормам, установленным законодательством. Предприятие на основании сводной ведомости амортизационных отчислений отражает в бухгалтерском учете ежемесячно начисляемую амортизацию по видам основных средств.
  • износ нематериальных активов относится на себестоимость услуг ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете - 10 лет.
  • оценка производственных запасов. Определение себестоимости материальных ресурсов (за исключением нефтепродуктов), списываемых в производство, осуществляется по учетной стоимости (на основании материальных отчетов) плюс (минус) отклонения от фактической стоимости поступивших материальных ресурсов. Себестоимость нефтепродуктов, списываемых в производство, определяется по расчету: остаток нефтепродуктов по фактической стоимости на начало месяца плюс приход их по фактической стоимости минус остаток (согласно материальным отчетам) на начало следующего месяца.
  • расходы будущих периодов. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности как расходы будущих периодов, подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) либо списываются за счет других источников в течение срока, к которому они относятся.
  • резервы предстоящих расходов и платежей.
  • группировка и списание затрат на производство осуществляется в соответствии с действующим планом счетов.
  • механизированный учет затрат по счетам 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы». Прямые расходы, связанные непосредственно с производством продукции (работ, услуг), а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, отражаются в конечном итоге на счете 20 «Основное производство». Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счета 26 «Общехозяйственные расходы».
  • признание прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Выручка от реализации продукции (работ, услуг) и признание соответствующей прибыли возникают по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
  • учет образования и использования фондов специального назначения. Указанные фонды могут образовываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: фонд накопления формируется за счет нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет; фонд потребления формируется за счет нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет и фонда накопления. Используется этот фонд на различные социальные мероприятия, компенсацию удорожания стоимости питания в столовой, дотации на питание и другие предусмотренные законодательством расходы.
  • использование резервного капитала. Предприятие может из средств нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет создавать резервный капитал и за счет его покрывать убытки прошлых лет.
  • учет текущего ремонта зданий и основных средств. Предприятие включает фактические затраты в себестоимость продукции (работ, услуг) по мере производства ремонта.
  • распределение косвенных (накладных) расходов. Общехозяйственные расходы по видам перевозок распределяются пропорционально отработанным авточасам на линии, если иное не предусмотрено законодательством.
  • форма бухгалтерского учета - журнально- ордерная.
  • инвентаризация имущества и обязательств. Предприятие проводит инвентаризацию основных средств и нематериальных активов, материальных ценностей и денежных средств 1 октября ежегодно.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные бухгалтерские документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа (формы);
  • код формы;
  • дата составления;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (натуральные и денежные);
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции. В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета неоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение их сохранности в период работы и своевременную передачу в архив несет главный бухгалтер. Учет движения транспортных средств, так же, как и прочих основных средств, на предприятии оформляется документами типовых форм, утвержденных Государственным Комитетом РФ по статистике. Наиболее распространенными для учета поступления автотранспортных средств на предприятии являются: акт приемки-передачи основных средств; инвентарная карточка учета основных средств. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. [5]

При зачислении в состав основных средств отдельных объектов для учета ввода их в эксплуатацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с законодательством оформляться в особом порядке, применяется типовой документ формы № ОС-1 Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств.

Акт приемки-передачи основных средств в одном экземпляре на каждый объект автотранспортных средств в день его поступления составляет приемочная комиссия предприятия, подписывают члены приемочной комиссии и главный бухгалтер, утверждает руководитель предприятия. После того, как акт приемки-передачи основных средств оформлен, его направляют в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию на автотранспортное средство. На основании этих документов бухгалтерия производит необходимые записи в инвентарных карточках учета основных средств.

Информация о работе Виды структур автотранспортных предприятий