Внешняя и внутренняя среда организации, их анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

В связи с вышесказанным целью данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать понятие «фирмы»;
Определить понятие «внешняя и внутренняя среда»;
Указать факторы взаимодействия;
Рассмотреть виды и функции внешней и внутренней среды;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
1. Теоритические аспекты внутренней и внешней среды организации…….……5
1.1.Фирма…………………………………………………………………………….5
1.2.Понятие «предпринимательская среда»……………………….……………….6
1.3.Внутренняя среда организации…………………………..……………………..7
1.4.Внешняя среда организации………………………………………………..….17
1.5.Методы анализа внутренней и внешней среды организации………………..21
2. Практический анализ внутренней и внешней среды ООО «Строительная компания»……………………………………………………………………...……25
3. Возможности совершенствования внешней и внутренней среды…………....34
Заключение………………………………………………………………………….36
Библиографический список………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовик теория управления.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФИЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет  управления

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория управления»

на тему: Внешняя  и внутренняя среда организации, их анализ.

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила: Олейникова А.А.

                                                                      группа У-22 специальность ГМУ

                                                                      Руководитель: Копцева Н.И.

                                                                      Регистрационный номер:_______

                                                                      Дата сдачи на проверку:  _______

                                                                      Оценка после защиты:    _______

 

 

Киров

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3                      

1. Теоритические аспекты внутренней и внешней среды организации…….……5

1.1.Фирма…………………………………………………………………………….5

1.2.Понятие «предпринимательская  среда»……………………….……………….6

1.3.Внутренняя среда организации…………………………..……………………..7

1.4.Внешняя среда  организации………………………………………………..….17

1.5.Методы анализа  внутренней и внешней среды  организации………………..21

2. Практический анализ внутренней и внешней среды ООО «Строительная компания»……………………………………………………………………...……25

3. Возможности  совершенствования внешней и  внутренней среды…………....34

Заключение………………………………………………………………………….36

Библиографический список………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и функционирование рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Необходимым условием для выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне, так и на макроуровне является изучение поведения фирмы. Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

В связи с вышесказанным целью данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

  1. Дать понятие «фирмы»;
  2. Определить понятие «внешняя и внутренняя среда»;
  3. Указать факторы взаимодействия;
  4. Рассмотреть виды и функции внешней и внутренней среды;
  5. Раскрыть методы оценки и анализа внутренней и внешней среды;
  6. Провести анализ на примере конкретного предприятия.

Объектом  исследования в данной работе была выбрана – предпринимательская среда, предметом – методы оценки и анализа предпринимательской среды.

Методы  исследования - аналитический, нормативно-правовой, монографический, индукция, дедукция.

Методологическую  основу исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров и конференций, связанные с проблемами рассмотрения внутренней и внешней среды.

 

 

1. Теоритические аспекты внутренней и внешней среды организации

1.1. Фирма

Основным хозяйствующими субъектами, сосредотачивающие в своей собственности большую часть собственного капитала, являются фирмы в различных организационно-правовых формах.

Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная  единица, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в области торговли, транспорта, строительства, промышленности, которая преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, которая специализируется на конкретных видах деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

Под предприятием понимается производственно-хозяйственная  единица, которая представляет собой совокупность людских и материальных ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретных целей. В законодательстве большинства западных стран предприятие не рассматривается как самостоятельный субъект права, оно не признается хозяйственным образованием, которое обладает обособленным имуществом, собственными балансами и которое пользуется правами юридического лица. Предприятие рассматривается как определенный имущественный комплекс, который включает нематериальные и материальные элементы являющийся объектом права. Это права принадлежит предпринимателю, который управляет имуществом. Поэтому предприниматель полностью отвечает по долгам и становится кредитором по обязательствам предприятия. Имущество предприятия, как и личное имущество предпринимателя, полностью используется для удовлетворения требований кредиторов. В случае объявления несостоятельности предпринимателя все его имущество идет на погашение долга.

Предприятие осуществляет технологический процесс производства – преобразование материально-технический процесс производства – преобразование материально-технических и людских ресурсов в продукты и услуги. Фирма может иметь одно или множество производственных предприятий, каждое из которых специализируется на выпуске закрепленной за ним номенклатуры изделий.

В России фирма  – это общее название, которое  используется по отношению к любому хозяйственному, промышленному, посредническому  или торговому предприятию. Оно  указывает на то, что это предприятие (или группа предприятий) является самостоятельной предпринимательской единицей, т.е. обладает правами юридического лица, конкретизируемыми в учредительных документах.

В России существует Единый государственный реестр предприятий  и организаций (ЕГРПО). ЕГРПО –  единая система государственного учета и идентификации субъектов деятельности на территории страны. [9]

 

1.2. Понятие «предпринимательская среда»

В менеджменте  под предпринимательской средой понимается наличие условий и  факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или  общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Под внешней  средой понимают все условия и  факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор  этих факторов и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. [11]

1.3. Внутренняя среда организации

Менеджер формирует  и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в самой организации, которые  требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

 

Цели

Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

В ходе процесса планирования руководство разрабатывает  цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

У организации  могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных  типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году.

Цели подразделений  в различных организациях, которые  имеют сходную деятельность, будут  ближе между собой, чем цели подразделений  в одной организации, занимающихся различными видами деятельности.

Основной целью  работы большинства организаций  является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

  • ее максимизацию;
  • получение “удовлетворительной” прибыли. Т.е. суть, состоит в том, что при планировании прибыли она считается “удовлетворительной”, если будет учитываться степень риска;
  • минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации, их анализ