Лекция. Взаимодействие государства
и организаций
Проблематика:
1. Роль государства в рыночной
экономике
2.Формы государственного регулирования
и функции государственных и
муниципальных органов управления
3.Правовая и экономическая
среда деятельности предприятий.
Ключевые слова:
- управление социальными подсистемами
-уровни и верви власти
-функции государственного управления
- функции муниципального управления
- регулирование правовой и экономической
среды предприятия
В процессе становления современной рыночной экономики
государство превратилось в активного
субъекта экономической деятельности.
Круг его экономической деятельности
очень широк. По отношению ко
всем остальным хозяйствующим субъектам
государство выступает как субъект макроэкономики,
несет ответственность перед гражданами
за уровень развития национальной экономики
и рост их благосостояния, обеспечивает
создание правового режима экономической
деятельности хозяйствующих субъектов,
функционирующих на территории России
и само - подпадает под “юрисдикцию”
этих законов.
В сферу регулирующей
деятельности государства входит
предотвращение или ослабление
всех негативных последствий
рыночной среды функционирования
и развития предприятий –
спада производства, роста безработицы, инфляции и социальных конфликтов.
В мировой практике
в сферу деятельности государства
входит только законотворческая
деятельность в области хозяйственного
права, направленного на регулирование
с помощью соответствующих нормативов
экономического поведения хозяйствующих
субъектов и создание соответствующей
государственной системы исполнения
нормативно-правовых актов. Органы
правопорядка обеспечивают соблюдение
обязательных для всех правил на всем
экономическом пространстве, гарантируют
разрешение возникающих конфликтов
и безопасность жизнедеятельности.
Рассмотрим некоторые
особенности государственного и
муниципального управления, оказывающие
влияние на функционирование
и развитие предприятия.
Субъектами государственного и муниципального управления выступают
законодательные и исполнительные
органы, осуществляющие косвенные
и прямые управленческие воздействия
в соответствии с их полномочиями.
Объектом государственного
управления являются: социально-экономические процессы, общественные институты и
социальные группы.
Общественное производство,
субъектами которого являются
предприятия и организации,
является условием образования
и функционирования системы государственного
и муниципального управления.
В этой связи обобщенная цель государства
может быть сформулирована как максимально
полное удовлетворение материальных и
духовных потребностей людей в условиях
базовых ценностей общества.
Достижение поставленной
цели осуществляется социальными
подсистемами, образованными для
реализации выработанной политики, экономики,
науки, культуры, религии, морали и др.
Управление социальными
подсистемами осуществляется в
соответствии с государственным устройством,
территориальным делением, уровнем экономического
и социального развития общества и, как
правило, имеет сложную многоуровневую
структуру с вертикальными и горизонтальными
связями.
Вертикальные связи государственного
и муниципального управления
образованы разделением территориальных
образований на уровни власти, горизонтальные
– на ветви власти. В качестве территориального
образования может рассматриваться государство,
регион, территориальное поселение, располагающее
административными границами и формальной
способностью к самоуправлению (является
составной частью региона).
Уровень власти составляют (горизонтально) упорядоченные
ранги исполнительной деятельности, разделенные
в соответствии с делегированием полномочий
от высших управленческих звеньев.
Уровню власти соответствует
разделение административной ответственности
между должностными функциями. Чем больше
функций, тем выше специализация и число
уровней власти.
Количество уровней характеризует
субординацию в принятии управленческих
решений и порядок передачи
информации.
Ветви власти представляют вертикально упорядоченные
направления управленческой деятельности,
определяемые в соответствии с принципами
разделения властей. Традиционно к ветвям
власти относят законодательную, исполнительную
и судебную. В России структура ветвей
власти представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Структура государственного управления
в РФ
Ветви
Уровни |
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
Федеральный |
Федеральное собрание РФ |
Правительство |
Конституционный суд. Верховный суд.
Высший арбитражный суд |
Региональный |
Парламент республики. Законодательное
собрание субъекта РФ. |
Президент республики. Губернатор. Глава
правительства.
|
Верховный республиканский суд. областной
суд. краевой суд. |
Муниципальный |
Городской совет. Сельский совет. Районный
совет и др. |
Глава местного самоуправления. Мэр. |
Районный (городской) суд. Мировой судья. |
Власть осуществляется
специализированными органами государства,
наделенными соответствующими властными
полномочиями. Цели, стоящие перед
ветвями власти имеют общегосударственный характер и не могут
быть целями одного отдельного ведомства.
Структура органов власти
каждой из ветвей является
иерархической, охватывает все уровни
управления и ориентируется на
комплексные общие цели.
Разделение системы государственного и муниципального управления
на вертикальные и горизонтальные составляющие
должно обеспечивать эффективное функционирование
и развитие институтов власти, организаций,
общества.
Муниципальное управление введено
в российскую практику Гражданским
кодексом РФ и Федеральным Законом РФ
“Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ”. В соответствии
с ним “Муниципальное образование
- городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория,
предусмотренная Федеральным законом,
в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеется муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления”.
В РФ сформировались
три группы муниципальных образований – поселенческие
муниципальные образования (города, поселки,
сельские населенные пункты), территориально-поселенческие
образования (группа достаточно независимых
друг от друга территорий, округов, связанных
общностью хозяйственных интересов), территориально-муниципальные
образования (хутора, поселки в условиях
Севера).
Разнообразие типов муниципальных
образований порождает определенные
проблемы разграничения полномочий
между территориальными образованиями
и выбора моделей местного самоуправления. Но основные
функции управления муниципальным образованием
зависят не от его типа, а от функций
федеральной власти.
Государственное управление
реализует следующие функции:
- Институциональная - для решения вопросов социально-экономических, политических и гражданских
институтов при распределении властных
полномочий.
- Целеполагающая - для разработки и принятия приоритетных направлений социально-экономического и политического развития общества.
- Регулятивная - для создания и поддержания системы норм и законов, призванных
установить общие правила поведения субъектов.
- Функциональная - для разработки и реализации действий, направленных на поддержание хозяйственной инфраструктуры государства и ведущих отраслей народного хозяйства.
- Идеологическая - для формирования общенациональных ценностей и консолидации общества в границах государства.
На уровне муниципального управления осуществляются
следующие функции:
- Поддержание жизнеобеспечения и развития
территории.
- Реализация экономической и социальной государственной
политики в рамках своих полномочий (ЖКХ,
жилищная политика, доходы, расходы, взаимодействие
с общественными организациями, благоустройство
территории, организация досуга, информирование
населения и др. объекты местного значения).
- Управление муниципальной собственностью.
- Участие в подготовке, принятии и реализации
решений в сфере государственного
управления.
Наличие материально-технической
сферы, закрепленной за муниципальным
образованием в качестве муниципальной
собственности, позволяет формировать источники
дохода в муниципальный бюджет. Сюда относиться
недвижимость, жилые и нежилые строения,
земельные ресурсы, основные и оборотные
средства муниципальных предприятий,
банковские кредитные ресурсы, материальные
активы, контролируемые органами муниципальной
власти. За счет проведения землеотводов,
аренды помещений, находящейся в муниципальной
собственности, местных налогов и сборов
муниципалитет может получать стабильный
доход.
Следует отметить,
что территориальное образование сохраняет
свой статус только тогда, когда
на его территории проживают люди. Население
является структурно неоднородным образованием
и по отношению к власти оно
представлено следующими организационными
формами.
- Политические партии и движения (наиболее активная часть
населения, формально или неформально
включенная в политические процессы),
- Общественные организации (люди объединенные
по различным социальным и экономическим
признакам, зарегистрированные в установленном
порядке и выполняющие деятельность в установленном
порядке),
- Социально-демографические группы (пол,
возраст, социальный статус, ограниченные
способности), призванные отстаивать свои
интересы,
- Жилищные ассоциации и объединения (ЖСК,
ТСЖ и др.),
- Профессиональные группы (таксисты, военнослужащие, учителя и
др.), объединенные на основе принадлежности
к профессии,
- Аномальные группы (нетрадиционная ориентация,
временно изолированные от общества),
стремящиеся легализовать свой образ
жизни в сложившийся социальный порядок.
Социальные группы (организации)
могут реагировать на действия
властей, своей организационной деятельностью
влиять на изменение социального типа
территории (миграционную привлекательность,
промышленную и сельскохозяйственную
структуру, образ жизни и др.).
Социально-экологическая
типология территории позволяет
государственным и муниципальным
органам власти корректировать
свою экономическую политику
с учетом происходящих на территории
изменений, реакцию населения на
факторы среды и разрабатывать
и принимать решения о поддержке или закрытии
отдельных сфер деятельности организаций
и их реструктуризации.
На государственном уровне
объектом регулирования является
состояние и перспективы социально-экономического
развития России. Устанавливается
перечень статистической информации (на базе
принятого классификатора отраслей и
сложившихся уровней государственного
и муниципального управления). На уровне
муниципального управления процессы регулирования
деятельности организаций осуществляется
в соответствии с закрепленными функциями
и задачами.
Для достижения
конкретных целей разрабатываются
варианты – планы (долгосрочный
на пять и более лет, среднесрочный
– на три года и краткосрочный
– на один год).
Особой
сферой государственного регулирования является социально-экономическое
развитие экономики, общества, государства.
Теоретическим обоснованием социально-экономического
развития являются закономерности общественного
развития и развития субъектов экономики.
На государство возлагается ответственность за реализацию стратегии
и программы развития и координацию деятельности
хозяйствующих субъектов в направлении
стратегического развития.
В этой связи государство
выступает не только в качестве
активного субъекта экономики, но
и в качестве собственника средств производства,
и субъекта воспроизводственного процесса.
В сферу государственной деятельности
входит наука, образование, здравоохранение,
культура, рыночная инфраструктура
и другие ниши, обеспечивающие жизнедеятельность
общества и не представляющие интерес
для частного капитала. Особым
объектом государственного финансирования
являются охрана окружающей среды, НИОКР,
освоение космического пространства,
военная промышленность. Осуществляется
прямое финансирование и путем размещения
государственных заказов, содействие
тем хозяйствующим субъектам, экономическая
деятельность которых способствует
экономическому прогрессу.
Важнейшим объектом регулирования
является социальная сфера. Осуществляется
регулирование уровня и динамики
доходов для предотвращения дифференциации
доходов различных слоев населения, поддержка
социально уязвимых слоев, предоставление
социальных гарантий гражданам, оказавшимся
в критических ситуациях.