Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:27, контрольная работа
В практике управления встречается широкое разнообразие ситуаций, в которых руководители сталкиваются с проблемами принятия решений. Каждая проблемная ситуация характеризуется сложным хитросплетением многочисленных факторов и, следовательно, по-своему уникальна и неповторима. Тем не менее если пренебречь несущественными различиями между ними, то появляется возможность описания некоторых классов реальных ситуаций, которые определяют конкретные типы задач принятия решений.
Задачи принятия решения
Число лиц принимающих решение
Вид показателя эффективности
Заключение
Список литературы
Содержание:
Задачи принятия решения…………………………………………………….1
Число лиц
принимающих решение……………………………
Вид показателя
эффективности………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Задачи принятия решения
В практике
управления встречается широкое
разнообразие ситуаций, в которых
руководители сталкиваются с проблемами
принятия решений. Каждая проблемная ситуация
характеризуется сложным
ЧИСЛО ЛИЦ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЕ.
По числу
ЛПР выделяют задачи принятия индивидуальных
решений (индивидуального выбора) и задачи
принятия коллективных решений (коллективного
выбора).
В задачах индивидуального выбора ЛПР
— это один человек, который осуществляет
выбор на основе своих индивидуальных
предпочтений и несет полную ответственность
за последствия принятых решений. Задачи
этого класса сравнительно хорошо изучены,
для их решения разработан широкий арсенал
методов и, как показывает опыт, такие
задачи наиболее часто возникают на практике.
В задачах коллективного выбора решения
принимаются группой лиц (коллегиальным
органом) на основе выявления и формирования
коллективных предпочтений, отражающих
мнение всей группы. Как отмечалось выше,
в этом случае вместе с термином «лицо,
принимающее решение» также используют
понятие «группа, принимающая решение».
Основная трудность в принятии коллективных
решений заключается в том, чтобы согласовать
индивидуальные предпочтения всех членов
группы и объединить их в единое мнение.
К сожалению, несмотря на большое количество
работ в этой области, задачи принятия
коллективных решений гораздо менее изучены,
ив настоящее время не существует общепринятых
эффективных методов достижения группового
согласия. Поэтому качество коллективных
решений в значительной мере зависит от
искусства руководителя, который организует
обсуждение проблемы, выслушивает мнения
своих подчиненных и применяет такую процедуру
принятия решения, которая отражает его
представления о рациональности и справедливости
коллективного выбора.
ВИД ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
В зависимости
от вида показателя эффективности различают
задачи принятия решений по скалярному
показателю (однокритериальные задачи)
и задачи принятия решений по векторному
показателю (многокритериальные задачи).
В однокритериальных задачах результат
выбора адекватно описывается единственным
показателем эффективности, значение
которого показывает степень достижения
цели управления. Если такой показатель
определен, то процесс принятия решения
сводится к выбору альтернативы, удовлетворяющей
установленному ЛПР критерию эффективности
и заданным ограничениям. Здесь не возникает
принципиальных трудностей в поиске удовлетворительных
или оптимальных решений. Возможные затруднения
связаны лишь с разработкой эффективных
алгоритмов оптимизации, когда множество
допустимых альтернатив задано неявно
в форме системы уравнений или неравенств
и имеет сложную структуру, например, является
дискретным или невыпуклым. Широкий диапазон
подобных алгоритмов разработан в теории
математического программирования, и
их подробное изучение выходит за рамки
собственно проблем принятия решений.
Однокритериальные задачи могут встречаться
на практике, когда имеется один ярко.
выраженный, «главный» показатель, абсолютно
превосходящий по важности (с точки зрения
предпочтений ЛПР) все остальные показатели
эффективности, если они существуют. Например,
такими показателями в задачах принятия
управленческих решений чаще всего оказываются
ожидаемая прибыль или уровень риска,
связанного с тем или иным решением. Кроме
того, многие задачи выбора по векторному
показателю и задачи выбора в условиях
неопределенности могут быть формально
сведены к однокритериальной задаче принятия
решения в условиях определенности или
декомпозированы на несколько таких подзадач.
Если однокритериальная задача сформулирована
корректно и выбран метод ее решения, то
можно сказать, что существуя с несколькими
возможными исходами, что существенно
осложняет процесс принятия решений. Например,
в силу неопределенности потребительского
спроса или поведения конкурентов доход,
получаемый от реализации товаров или
услуг, становится непредсказуемым.
Способность принимать решения в условиях
неопределенности отличает опытных и
мудрых руководителей. По этому поводу
один из неформальных законов управления
гласит, что «каждый может принять решение,
располагая достаточной информацией.
Хороший руководитель принимает решение
и при ее нехватке. Идеальный действует
в полном неведении».
Дихотомия проблемных ситуаций по трем
основным признакам приводит к образованию
восьми типов задач принятия решений,
которые можно изобразить в виде куба,
показанного на рис. 1.
Помимо указанных существует большое
число других признаков классификации
задач принятия решении. Отметим среди
них следующие: структурированность задачи,
структура множества альтернатив, модель
принятия решений, информированность
ЛПР, новизна задачи, вид окончательного
решения, зависимость от времени, тип шкалы
показателя эффективности.
По признаку структурированности задачи
выделяют хорошо структурированные, неструктуризованные
и слабо структуризованные задачи принятия
решений.
Хорошо структуризованными называют задачи,
в которых наиболее существенные зависимости
между основными элементами проблемы,
т.е. факторами среды, альтернативами и
их последствиями, определены настолько
хорошо, что допускают строгое количественное
описание. Поэтому такие задачи иначе
называют формализуемыми. Для их решения
можно построить математическую модель,
исследовать с ее помощью различные варианты
выбора и принять оптимальное решение.
К хорошо структуризованным относятся
задачи математического программирования
и другие типичные проблемы исследования
операций.
Неструктуризованными называют задачи,
которые содержат лишь качественное описание
элементов проблемы и связей между ними.
Количественные зависимости между альтернативами,
факторами среды и последствиями решений
совершенно неизвестны, так как для их
определения отсутствует необходимая
информация. В таких ситуациях бывают
ясны только самые общие закономерности
и зависимости, которые описываются на
естественном языке, а потому качественно
и расплывчато. Другими словами, в этих
случаях структура задачи, понимаемая
как совокупность связей между ее элементами,
не определена. Поскольку для описания
проблемной ситуации невозможно построить
строгую математическую модель, задачи
этого класса называют неформализуемыми.
Для их решения используются субъективные
суждения, интуиция, догадки, предположения.
Тем не менее в настоящее время развитие
теории принятия решений привело к созданию
количественных методов решения неструктуризованных
задач, которые помогают ЛПР выявить свои
предпочтения и определить (насколько
это возможно) основные взаимосвязи между
элементами задачи. Примерами таких задач
являются проблемы выбора профессии, места
работы, кандидата на замещение вакантной
должности, перспективных проектов научных
исследований, и разработок, стратегии
развития фирмы и многие другие.
Слабо структуризованными называют задачи,
которые содержат как количественные,
так и качественные зависимости между
основными элементами проблемной ситуации,
причем качественные, малоизвестные и
неопределенные характеристики проблемы
обычно преобладают. Слабо структуризованными
можно считать задачи выбора в условиях
неопределенности или многокритериальные
задачи, которые частично описываются
некоторой математической моделью, но
в силу недостатка информации о проблеме
и предпочтениях ЛПР не имеют однозначного
алгоритмического решения. Поэтому такие
задачи также называют частично формализуемыми.
Например, к ним относятся задачи планирования
производства, которые описываются с помощью
многокритериальных моделей математического
программирования. В таких задачах «недостаток
объективной информации принципиально
неустраним на момент принятия решения»
и восполняется субъективными суждениями
человека, отражающими его знания, интуицию
и предпочтения.
По структуре множества альтернатив можно
выделить задачи условного выбора и задачи
выбора на конечном множестве альтернатив.
В задачах условного выбора, называемых
также задачами оптимизации, множество
альтернатив задается неявно в форме некоторых
условий (ограничений), имеющих аналитическое
выражение. Например, это могут быть ограничения
на материальные или финансовые ресурсы,
заданные в виде системы уравнений или
неравенств. Множество альтернатив, описанное
в такой форме, представляет собой некоторую
область в многомерном метрическом пространстве
и может иметь произвольную структуру,
т.е. быть ограниченным или неограниченным,
дискретным или непрерывным, выпуклым
или невыпуклым. Подобные задачи формулируются
с помощью разнообразных моделей математического
программирования. К ним, относятся, например,
задачи планирования производства, задачи
транспортного типа, задачи о размещении
предприятий, задачи оптимизации портфеля
ценных бумаг и многие другие. Уточнение
структуры множества альтернатив приводит
к более тонкой и глубокой классификации
таких задач и определению методов их
решения.
В задачах выбора на конечном множестве
альтернатив допустимые варианты решения
заданы не с помощью ограничений, а непосредственно
— в форме конечного набора объектов.
Например, это могут быть кандидаты на
выполнение задания, альтернативные проекты
инвестиций, бизнес-планы, варианты организационных
структур/Подобные задачи, как правило,
не допускают разработки математической
модели, но они чаще всего возникают на
практике.
По типу используемой модели выделяют
задачи принятия решений с объективными
и субъективными моделями. В задачах с
объективными моделями можно построить
достаточно надежную математическую модель,
которая адекватно описывает реальную
ситуацию и связывает между собой ее основные
элементы. В простейших случаях к ним относятся
традиционные модели, которые изучаются
в теории исследования операций. В более
сложных ситуациях последствия решений
обычно оцениваются по нескольким показателям
эффективности. Если в этих случаях удается
построить математическую модель, то подобные
задачи представляют собой как бы «многокритериальный
аналог» известных моделей исследования
операций за тем исключением, что окончательное
решение не является объективно лучшим,
а принимается человеком субъективно.
В задачах с субъективными моделями недостаток
объективной информации не позволяет
описать количественные связи между элементами
проблемы. Поэтому ЛПР вынуждено формировать
субъективное представление о проблемной
ситуации на основе своих знаний, опыта,
интуиции, а также информации, полученной
от других людей, например экспертов или
аналитиков.
По степени информированности ЛПР задачи
принятия решений можно разделить на два
класса: задачи целостного и критериально-экспертного
выбора.
В задачах целостного выбора предполагается,
что ЛПР имеет богатый профессиональный
опыт и настолько хорошо знакомо с возникающими
проблемами, что само может выступать
в роли эксперта. В этих случаях ЛПР мгновенно
формирует целостный образ ситуации и
способно быстро оценивать полезность
альтернатив, не прибегая к их детальному
анализу. Например, опытному руково-дителю
бывает сразу ясно, какие товары будут
пользоваться спросом, какая реклама будет
наиболее эффективной, кому следует поручить
выполнение того или иного задания и т.п.
В отличие от подобных ситуаций в задачах
критериально-экспертного выбора ЛПР
не может охватить проблему «одним взглядом»,
т.е. не имеет целостного представления
об альтернативах до начала решения задачи.
В этих случаях для того, чтобы принять
решение, ЛПР собирает недостающую информацию,
определяет состав показателей и критериев
эффективности, прогнозирует возможные
последствия альтернатив и сравнивает
их, исходя из своих предпочтений. В процессе
анализа проблемы ЛПР может прибегать
к помо-щи экспертов и аналитиков.
Следующая важная характеристика — новизна
решаемой задачи. По этому признаку различают
новые (уникальные) и повторяющиеся задачи
принятия решений.
Задача рассматривается как новая, если
она сама по себе или обстановка, в которой
осуществляется выбор, встречается для
ЛПР впервые. В новых задачах ЛПР уясняет
свои предпочтения и формирует решающее
правило непосредственно в процессе принятия
решения. Иначе говоря, к новым задачам
можно отнести все задачи, для решения
которых стандартные правила или процедуры
еще не разработаны. Поэтому, как только
подобная задача возникает, она требует
для себя «индивидуального подхода» на
основе анализа конкретной ситуации и
разработки оригинальной методики решения.
В повторяющихся задачах ЛПР обучается
на собственном опыте и применяет типовые
правила или процедуры принятия решений,
так как имеет возможность неоднократно
наблюдать их результаты. По мере накопления
опыта ЛПР приобретает новые знания, усовершенствует
логические суждения, «оттачивает» интуицию
и принимает более качественные решения.
В повторяющихся задачах возрастает роль
«запрограммированных» решений, которые
избавляют ЛПР от необходимости каждый
раз выполнять анализ проблемы и придумывать
способы ее решения.
Задачи принятия решений существенно
различаются в зависимости от требований,
которые предъявляются к виду окончательного
решения. По этому признаку можно выделить
три основных класса задач — классификации
альтернатив, ранжирования альтернатив
и выбора наилучшей альтернативы.
В задачах классификации альтернатив
в результате решения все альтернативы
разделяются на некоторые группы (классы),
которые упорядочиваются ЛПР по их предпочтительности,
но в пределах каждой группы альтернативы
считаются равноценными. Разделение каких-либо
объектов на группы часто встречается
на практике, особенно в тех случаях, когда
этих объектов достаточно много. Как правило,
нет смысла и практически сложно упорядочить
все объекты, если их число достигает нескольких
десятков или сотен. В таких случаях разбиение
на группы служит вполне удовлетворительным
решением задачи или рассматривается
как предварительный шаг для более глубокого
анализа. Например, товары можно группировать
по их качеству, рынки сбыта— по уровню
спроса, виды деятельности — по их прибыльности
или престижности, предприятия и фирмы
— по их репутации или надежности.
Однако существуют задачи, в которых недостаточно
разделить объекты на группы, а требуется
строго упорядочить их по предпочтительности.
Они называются задачами упорядочения,
или ранжирования альтернатив. Так, например,
руководители организаций могут ранжировать
текущие задачи и планы работ по степени
важности, своих подчиненных — по уровню
квалификации, варианты инвестиций— по
сроку окупаемости или ожидаемой прибыли.
В общем случае требование упорядочения
альтернатив означает, что ЛПР хочет определить
относительную ценность каждой из них.
Это довольно сложная и трудоемкая задача
для человека. Поэтому часто она упрощается,
когда люди отказываются от строгого ранжирования,
где все альтернативы как бы «построены»
одна за другой, и пытаются найти квазипорядок,
где некоторые альтернативы считаются
равноценными или несравнимыми между
собой.
Традиционной задачей принятия решений
считается задача выбора наилучшей альтернативы.
Она наиболее часто встречается на практике.
В данном случае термин «наилучшая» не
обязательно означает «оптимальная».
Это может быть удовлетворительное решение,
выбранное из исходного множества альтернатив,
но это решение должно быть единственным.
После того, как выбор сделан, относительная
ценность других решений значения не имеет.
Как правило, задача выбора наилучшей
альтернативы возникает, когда число альтернатив
невелико и обозримо для ЛПР.
По признаку зависимости от времени различают
статические и динамические задачи принятия
решений.
В статических задачах все факторы, влияющие
на процесс принятия решений, от времени
не зависят и считаются неизменными. Например,
можно предположить, что предпочтения
ЛПР не меняются, потребительский спрос
имеет некоторую постоянную величину,
цены на товары и курсы валют остаются
прежними, поведение конкурентов и поставщиков
предопределено, ограничения на ресурсы
зафиксированы и т.д. Вместе с тем это не
означает, что все факторы в статических
задачах принятия решений являются определенными.
Некоторые из них могут иметь неизвестные,
но постоянные значения. В действительности
статические задачи встречаются редко
и рассматриваются обычно как упрощение
реальных ситуаций, когда зависимость
от времени настолько мала, что ею можно
пренебречь.
Динамические задачи принятия решений
гораздо сложнее статических, поскольку
при их решении учитывается зависимость
от времени всех или некоторых факторов,
характеризующих проблемную ситуацию.
Например, влияние определенных факторов
может описываться как известные функции
времени, сила воздействия неопределенных
факторов может быть переменной, предпочтения
ЛПР и цели управления могут изменяться,
в процессе принятия решения могут разрабатываться
и добавляться новые альтернативы, их
оценки могут уточняться по мере получения
дополнительной информации. Заранее, до
начала решения таких задач, предсказать
изменения всех факторов практически
невозможно. Поэтому в динамических ситуациях
наиболее гибким подходом к принятию решений
является адаптация к текущим условиям
и постепенное движение к удовлетворительному
решению задачи.
По типу шкалы показателя эффективности
различают задачи принятия решений с количественными
и качественными показателями.
Задачи принятия решений с количественными
показателями наиболее удобны для анализа,
поскольку допускают измерения частных
показателей в числовой форме и применение
количественных методов для оценивания
и выбора альтернатив. Напомним, что количественными
называют показатели, имеющие любую метрическую
шкалу.
Задачи принятия решений с качественными
показателями вынуждают ЛПР использовать
субъективные, качественные оценки, которые
выражаются в номинальной или порядковой
шкале. Это существенно осложняет процесс
принятия решения и требует помощи экспертов,
аналитиков, а также применения специальных
методов принятия решений. Задачи с качественными
показателями, как правило, являются неструктуризованными.
Необходимо отметить, что в большинстве
реальных задач принятия решений альтернативы
оцениваются как по количественным, так
и по качественным показателям. Например,
при покупке автомобиля вы обращаете внимание,
с одной стороны, на его цену, мощность,
расход топлива, а с другой — на цвет, уровень
комфорта и престижность. Аналогично при
выборе нового проекта инвестиций руководитель
должен учитывать, с одной стороны, первоначальные
затраты, срок окупаемости, ожидаемый
доход, а с другой — влияние этого проекта
на отношения с активными группами, репутацию
фирмы, окружающую среду и т.д.
Все перечисленные выше классы задач тесно
взаимосвязаны. Однако их выделение позволяет
взглянуть на проблемную ситуацию с разных
точек зрения, лучше понять сущность задачи
и подобрать «ключи» к ее решению.
Заключение
Задачи принятия решений можно классифицировать по многим основаниям. По числу ЛПР выделяют задачи индивидуального и коллективного принятия решений. По виду показателя эффективности — однокритериальные и многокритериальные. По степени определенности информации — задачи выбора в условиях определенности и в условиях неопределенности. По структуре множества альтернатив — задачи условного выбора и задачи выбора на конечном множестве альтернатив. По степени информированности ЛПР — новые и повторяющиеся задачи. Кроме этих существует большое число других критериев классификации. Определение типа задачи помогает понять ее специфику и выбрать наиболее подходящие методы решения.
Список литературы: