Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 00:50, курсовая работа
Основной элемент организации – человек. Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизована в виде правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности или нецелесообразности. Именно поэтому и возникает необходимость в организационных законах для регулирования внутриорганизационных отношений и отношений организации с внешней средой.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие закона в общественных науках………….………………………….6
2.Основные законы организации и их влияние на деятельность организации………………………………………………………………………123.Законы организации второго порядка………………………………………..22
3.1 Закон информированности – упорядоченности…………………………22
3.2 Закон единства анализа и синтеза………………………………………...28
3.3 Закон композиции и пропорциональности…………………………….…35
4. Специфические законы организации………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемых источников……………………………………………...45
|
|
|
|
|
|
Рисунок 2 – Классификация законов организации.
Проявление действия законов в отношении социальных организаций всегда содержит элемент неопределенности, поскольку развитие организаций тесно связано с деятельностью людей. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта или решения, включая связанные с ними затраты. В ряде случаев эта неопределенность может быть оценена вероятностью наступления или не наступления того или иного события [20, 48].
Для оценки степени отклонения поведения отдельного человека или организации от правил, устанавливаемых социальным законом, принято выделять три основных типа неопределенностей: неизвестность, случайность и расплывчатость.
Принятие решения в условиях неизвестности (полной или частичной) - характерная особенность вновь созданной деловой организации или организации, осваивающей новый вид деятельности. Здесь сказывается не только отсутствие своего опыта, но и невозможность пользоваться чужим. Можно столкнуться с абсолютной (непреодолимой) неизвестностью, которую в настоящее время нельзя устранить по объективным причинам. К такому виду неопределенности относятся форс-мажорные обстоятельства, изменения в политической ситуации, обвальные изменения цен, забастовки, войны, действия ряда государственных организаций (в силу их закрытости, а иной раз и непредсказуемости поведения).
Случайностями в теории организации принято называть факторы, подчиняющиеся социальным законам и допускающие оценку возможности их реализации с использованием методов математической статистики и теории вероятности.
Расплывчатость связана с относительной неопределенностью, возникающей из-за наличия в законах и описаниях условий их действия, формулировок, допускающих неоднозначное толкование.
Изучение социальных законов дает возможность менеджеру составить представление о возможных путях достижения поставленной цели, полагаясь не только на собственный опыт и интуицию, но и с учетом опыта, накопленного человечеством за многовековую историю развития организационных систем.
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы [21, 35].
К законам организации предъявляется ряд основных требований:
- законы организации должны
не противоречить всеобщим
- законы организации опираются на общие свойства сложных систем;
- законы организации должны
выявляться и подтверждаться
на достаточно больших и
законы должны быть согласованы друг с другом, представлять непротиворечивую систему;
- законы организации должны не только констатировать, но и быть инструментом, т.е. помогать целенаправленно изучать организационные системы, конструировать, прогнозировать их развитие, находить решения проблем;
- выявленные законы и
закономерности должны иметь
«открытый вид», т.е. допускать дальнейшее
развитие знаний в этой
Итак, на организацию, как и на другие объекты внешнего мира действуют законы. Хотя эти законы и подразделяются на основополагающие и «фоновые», влияние их на деятельность организации является очень значительным. Зная, как они могут повлиять на деятельность, руководитель может скорректировать основные направления деятельности организации и использовать последствия влияния законов в свою пользу.
3.Законы второго порядка.
3.1 Закон информированности и упорядоченности
Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.
Информация представляет важнейший элемент информационной среды управления. Кроме нее информационная среда управления включает:
· информационные технические средства управления;
· информационные технологии;
· профессионализм работников аппарата управления и работников сферы производства;
· общую культуру управленческих отношений;
· систему документооборота.
Уровни развития составляющих информационной среды управления должны взаимно соответствовать. При большом несогласовании составляющих информационной среды управления друг другу информационный процесс становится неэффективным (эффект отрицательной синергии). Основная задача информационной среды управления – доведение до конкретного работника нужной информации в нужное время [19, 25].
Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
Объём информации - это объём относительных потребностей органов управления в информации для выработки управленческих решений. Различают три уровня объема информации:
1) избыточный объём информации
- он в принципе не вредит
делу. Не снижает возможностей
аппарата управления
2) недостаточный объём
информации негативно влияет
на результаты организационно-
3) минимально-нормативный уровень- тот объем, который необходим для разработки оптимального решения. Этот уровень носит субъективный характер, определяющейся качеством работников управления, их квалификацией.
Достоверность информации отражает долю реальной информации в общем объёме воспринимаемой. Различают три уровня достоверности:
1) абсолютный – доля равна 100 %
2) доверительный уровень – доля реальной информации не превышает 80%
3) негативный уровень – доля ниже 80 %
Насыщенность информации – соотношение полезной и фоновой информации. Как правило, поступающая информация в организации содержит две части ( фоновая и полезная). Фоновая часть информации используется для улучшения восприятия полезной информации. Эта информация непосредственно не используется в управлении хозяйственными процессами. Фоновая информация может быть представлена в массиве в виде вводной части, в которой обосновывается необходимость последующей полезности информации [10, 45]
Ценность информации – основной, ведущий параметр информации. Содержание параметра выражается в том уровне затрат ресурсов всех видов ( материальных, трудовых) , которые возникают при использовании информации различной ценности. Как правило при использовании информации высокой ценности происходит максимальное снижение уровня затрат ресурсов и рост доходов. При минимальной ценности снижения затрат ресурсов и рост доходов не происходит. Таким образом, с увеличением ценности информации снижается уровень затрат и повышаются доходы. Выделяют 4 уровня ценности информации :
1) самый низкий уровень ценности - отражает информацию, которая известна (технологии уже используются)
2) средний уровень
- при котором происходит
3) высокой уровень – снижение не более чем в 2 раза
4 ) сверхвысокий уровень -снижение затрат не менее чем в 10 раз
Обобщающим показателем конечной информации как ресурса является эффективность ее использования. Она оценивается по следующему соотношению:
Результат (Ценность информации)
Эффективность = ______________________________
Затраты (Объем, Насыщенность, Достоверность, Открытость)
Каждый уровень характеристики информации имеет стоимостный эквивалент, поэтому расчет эффективности может производиться сравнением вариантов используемых уровней характеристик информации [8, 113].
Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.
Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п.
Информационная среда управления
подчиняется закону информированности-
Формулировка закона
информированности-
Закон может действовать в трех вариантах:
1) руководитель и подчиненные
ничего не знают о законе
информированности-
2) руководитель знает
о законе, а его подчиненные
нет. Результат действия закона:
персонал будет стараться
3) руководитель и подчиненные
знают о законе
Наличие устойчивого канала информации увеличивает вероятность поступления нужной для работника информации и при этом неопределенность ее уменьшается.
Для успешной реализации закона руководители должны:
– формировать для конкретного задания оптимальный набор требуемых характеристик информации;
– находить или создавать свои источники с требуемыми характеристиками информации;
- повышать квалификацию своих сотрудников;
- внедрять передовые
Следствия из закона информированности и упорядоченности: [12, 125].
Следствие 1. «Достижение максимальных значений всех характеристик информации приводит к дезинформации».
Следствие 2. «Информированность работника после достижения ею верхнего критического уровня переходит в компетентность работника». Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации.
Самым важным приложением закона
информированности-
Таким образом, следует отметить, что в современных условиях НТП повышается ценность информационного ресурса и значимость грамотного использования информации, а следовательно возрастает и эффективность данного закона. Поэтому важным умением любого руководителя помимо всего прочего является умение грамотно и рационально распоряжаться имеющейся у него информацией, а также уметь отбирать только нужную её для анализа и использования в процессе принятия управленческого решения. Также важно, чтобы знанием этих основных принципов обладал не какой-то один субъект управления, а желательно, чтобы все субъекты (объекты) управления грамотно строили свою работу с информацией. Ведь, тот, кто обладает информацией, владеет миром.
3.2 Закон единства анализа и синтеза
Задача теории организации состоит в том, чтобы определить на какие законы, закономерности следует опираться, чтобы из отдельных элементов получить новую жизнеспособную и эффективную организацию как систему. Этот новый методический прием и формируется как закон единства анализа и синтеза. Формулировка закона единства: каждая организация стремится настроиться на наиболее рациональный, экономный режим функционирования в результате постоянного преобразования своей структуры или функций. При этом скорость и результат преобразований зависит от скорости и характера изменений её внешней и внутренней среды [18, 115]. Эти изменения идут в следующем цикле: