Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:16, контрольная работа
1. Законы самосохранения и единства анализа и синтеза………………… 3
2. Применение модели «постепенного наращивания»…………………....6
3. Структурные элементы организационной культуры…………………….9
4. Установки в организации……………………………………………........13
5. Тестовые задания к теме «Развитие организационно-управленческой мысли»……………………………………………………………………..
1. Законы самосохранения и единства анализа и синтеза………………… 3
2. Применение модели «постепенного наращивания»…………………....6
3. Структурные элементы организационной культуры…………………….9
4. Установки в организации……………………………………………........13
5. Тестовые задания к теме «Развитие организационно-управленческой мысли»……………………………………………………………………..
Процесс познания и сознания организационной
культуры фирмы, безусловно, начинается
с внешних ее проявлений, т.е. артефактов.
Уровень освоения организационной культуры
тесно связан с влиянием, какое она оказывает
на поведение и работу членов организации.
Организационная культура имеет качественные
характеристики, непосредственно определяющие
поведения людей .
Структура организационной
культуры.
Организационная культура складывается
при формировании предприятия, учреждения.
В момент создания и в первые годы жизни
организации формируется та культура,
которая изначально соответствовала представлениям
его создателям. Далее культура развивается,
наполняется более глубоким смыслом и
принимается новыми сотрудниками. Решающий
вклад в развитие организационной культуры
вносит ее высшее руководство. В процессе
развития организации, создание отделов
можно говорить об организационной культуре
подразделения.
Существует несколько уровней организационной
культуры. Она включает в себя миссию организации,
ценности, цели, нормы, обычаи, ритуалы.
Миссия организации представляет набор
концептуальных положений в обобщенной
форме раскрывающих то, чему решила посвятить
себя организация. В данном случае миссию
можно сравнить с религией организации.
Каждый член организации должен представлять
ту миссию, которую выполняет организация,
что бы активнее организовать себя как
личность. Организация, имеющая миссию,
излучает жизненную силы и является источником
колоссальной энергии. В ней рождается энтузиазм,
который распространяется на все уровни.
Миссия должна быть четко сформулирована
с привлечением персонала и открыто, представлена
всем участникам организационной деятельности.
Именно на ее основе вырабатываются цели
и критерии эффективности принимаемых
решений.
Организационные ценности определяют,
что считается важным в данной организации.
Они являются индикатором организационной
культуры и ключевой категорией, определяющей
успех, удовлетворенность трудом и профессиональный
престиж. Формирование любой организации
начинается с определения базовых ценностей.
Они призваны объединить идеи создателей
организации с индивидуальными потребностями
и интересами сотрудников. Среди ведущих
индивидуальных ценностей выделяют уважение
коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие,
отзывчивость, справедливость, скромность,
терпимость, инициативность, состязательность.
Цель – это желаемый результат, которого
стремится добиться организация. Любая
организация имеет множество целей, среди
которых принято выделять три вида: цели-задания,
цели-ориентации и цели-системы.
Цели-задания – это программы, планы, поручения,
которые ставятся извне организацией
более высокого уровня и отражают основные
предназначения данной организации. Эти
цели должны быть приоритетными.
Цели-ориентации – это особые цели отдельных
подструктур и членов организации, связанные
с удовлетворением их разнообразных потребностей
и интересов и реализуемые через организацию
как человеческую общность.
Цели-системы – это цели, вытекающие из
необходимости обеспечения целостности
организации, стабильности функционирования,
сохранения интегративных качеств.
Нормы – это средства регуляции
поведения индивидов и групп,
общие правила, действующие непрерывно
во времени и обязательны для
всех;- это требование, предписание,
пожелание и ожидание отличности определенного
поведения. Нормативная сторона организационной
культуры включает чрезвычайно широкий
круг требований.
Обычай – устойчивая система норм поведения
человека в различных сферах общественной
жизни, прочно превратившаяся в привычку.
Приняв форму определенного стереотипа
поведения, обычаи регулируют поведение
людей, нередко освобождая их от принятия
самостоятельного решения.
Ритуал – это система символических поведенческих
актов. При помощи различных ритуальных
форм взаимодействия удается приобщить
всех сотрудников к основным организационным
ценностям и традициям, сформировать корпоративный
дух и единство всего персонала. Ритуалы
призваны обеспечить преемственность
между различными поколениями в той или
иной организации для передачи организационных
традиций и накопленного опыта через символы.
Кроме того, ритуалы часто становятся
праздником, перерывом в потоке будней;
праздником, который знакомит и приобщает
сотрудников к ценностям. Магическое воздействие
ритуальной символике оказывается сильнее
прагматизма и чисто рациональных установок.
Вот почему к организации ритуалов нужно
относиться серьезно, не жалея времени
на их качественную подготовку.
Манера одеваться, стиль одежды является
непременным атрибутом организационной
культуры. Именно этому элементу организационной
культуры уделяется большое внимание
со стороны специалистов. Большинство
организаций, добившихся успехов в своем
деле, имеют униформу либо особые знаки
принадлежности к ней.
Все перечисленные элементы организационной
культуры стремятся к самовоспроизводству
и сохраняют культуру как единое целое.
4.Установки в организации.
Понятие, компоненты и функции установок.
Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире, способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Они обеспечивают связь между познанием и эмоциями, между познанием и поведением, «объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожидания – важный ориентир в получении информации. Установки помогают предсказать поведение человека на рабочем месте, а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Таким образом, они играют важную роль при создании организационной модели поведения.
Для перевода английского слова «attitude» («аттитюд», иногда пишут «аттитьюд», – вербальная оценка человеком некоторого предмета, объекта или явления) в ОП используют близкие по значению (но не синонимы) русские термины: расположение, позиция, диспозиция, отношение, установка, социальная установка. Для краткости мы будем использовать термины «социальная установка» или «установка». Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.
Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки:
• аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента;
• когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности;
• конативный компонент (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам. Это непосредственно наблюдаемый компонент, который может не совпадать с вербально выраженной готовностью вести себя определенным образом по отношению к конкретному объекту, субъекту или событию.
Можно выделить следующие свойства установок.
• Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т. д.).
• Относительной устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения.
• Вариативности. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных.
• Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.
• Поведенческий компонент – это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям (рис.1).
Рис. 1. Связь между составляющими установки
Установка является переменной,
которая находится между
Функции установок.
Каковы последствия того, что люди имеют установки? На этот вопрос отвечают функциональные теории установки, сформулированные такими исследователями, как В. Кац (1967 г.), В. Мак-Гуайр (1969 г.), М. Смит, Дж. Брунер. Этими исследователями были сформулированы четыре функции установок личности.
1. Эго-защитная функция через защитные механизмы рационализации или проекции позволяет субъекту: а) справиться со своим внутренним конфликтом и защитить свой Я-образ, свою Я-концепцию; б) противостоять негативной информации о себе или значимых для него объектах (например, группе меньшинств); в) поддерживать высокую (низкую) самооценку; г) защищаться от критики (или использовать ее против критика). Эти установки происходят из внутренних потребностей личности, и объект, на который они направлены, может быть случайным. Такие установки недоступны изменениям посредством стандартных подходов, таких как обеспечение личности дополнительной информацией об объекте, на который направлена установка.
2. Ценностно-экспрессивная функция и функция самореализации включает эмоциональное удовлетворение и самоутверждение и связана с наиболее комфортной для индивида идентичностью, являясь также и средством субъективной самореализации. Эта функция позволяет человеку определить: а) свои ценностные ориентации; б) к какому типу личности он относится; в) что он из себя представляет; г) к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь; д) его отношение к другим людям; е) отношение к социальным явлениям. Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение справедливости самопонимания и меньше ориентирован на чужие мнения. Личность принимает установки для того, чтобы поддерживать или оправдывать свое поведение. Исследователи когнитивного диссонанса считают, что человек сам формирует установки, чтобы оправдать свое поведение.
3. Инструментальная, адаптивная или утилитарная функция помогает человеку: а) достигать желаемых целей (например, награды) и избегать нежелательных результатов (например, наказания); б) на основе предшествующего опыта выработать представление о соотношении этих целей и способах их достижения; в) приспособиться к окружению, что является основанием для его поведения на работе в будущем. Люди выражают положительные установки по отношению к тем объектам, которые удовлетворяют их желаниям, а негативные установки – по отношению к тем объектам, которые ассоциируются с фрустрацией или негативным подкреплением.
4. Функция систематизации и организации знания (познания) или экономии помогает человеку обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми он упрощает (схематизирует), организует, пытается понять и структурировать свои субъективные представления об окружающем хаотическом мире, т. е. конструирует свою собственную картину (образ, свое в1и дение) окружающего.
Управление распределением информации представляется основной функцией почти всех установок человека и состоит в формировании упрощенного взгляда и ясного практического руководства относительно поведения по отношению к тем или иным объектам. В жизни слишком много сложных и не вполне ясных феноменов, невозможно учитывать все их особенности. Чем является теория для ученого, тем установка является для человека в его социальной жизни. Можно говорить, что установка является адаптивным упрощением, которое подчеркивает аспекты социального объекта, важные для формирования поведения человека.
Установки оказывают
индивиду большую услугу в целесообразном
выполнении намеченного поведения,
в удовлетворении его потребностей.
Установка создает
Вариант 9
5.Тестовые задания к теме «Развитие организационно-управленческой мысли».
Тест № 1 (*)
В чем суть идей школы научного управления Ф. Тейлора?
Г) в построении гармоничной организации.
Тест № 2 (*)
В чем суть идей теории организации Г. Файоля?
Б) в построении и создании принципов функционирования организации;
Тест № 3 (*)
В чем суть подхода М. Вебера в теории организации?
Б) в создании бюрократической теории организации;
Тест № 4 (*)
В чем суть идей А. Богданова?
А) в выявлении функциональных законов организации;
Информация о работе Законы самосохранения и единства анализа и синтеза.