Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:50, доклад
Проектирование, развитие и поведение организации может быть описано посредством моделей, которые основываются на одной из процессорных теорий – теорий жизненных циклов. Не существует неизбежной линейной последовательности этапов в жизни организаций.
Понятие жизненный цикл организации
Проектирование,
развитие и поведение организации
может быть описано посредством
моделей, которые основываются на одной
из процессорных теорий – теорий жизненных
циклов. Не существует неизбежной линейной
последовательности этапов в жизни организаций.
· становление,
· рост,
· зрелость,
· смерть.
Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.
Жизненный цикл имеет следующий вид:
· зарождение и становление,
· рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка,
· зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем
· старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами.
В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).
А.Становление
Организация находится
в стадии становления, формируется
жизненный цикл продукции. Цели еще
нечеткие, творческий процесс протекает
свободно, продвижение к следующему
этапу требует стабильного
На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.
Фирмы возникают
добровольно, потому что они представляют
более эффективный метод
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия -приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.
Б.Рост
Стадия развития. Этап коллегиальности
Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.
Успешность развития организации на этом этапе зависит:
• от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;
• от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;
• от готовности членов организации реализовывать решения лидера;
• от того, насколько эффективно построена коллективная работа.
Если отбросить
индивидуальные особенности как
лидера, так и членов организации,
то все эти факторы определяются
групповыми представлениями и ценностями
— тем, что образует базис организационной
культуры. Этот этап можно условно назвать
периодом формирования базиса организационной
культуры. На нeм успех и неудачи организации
активно перерабатываются на всех уровнях
организации: индивидуальном, групповом,
организационном.
• увеличением числа сотрудников;
• разделением труда и ростом специализации;
• более формальными
и обезличенными
• внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.
Главными задачами
организации являются: создание условий
для экономического роста и обеспечение
высокого качества товаров и услуг .
Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации (процесс осваивания внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами) знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.
В.Зрелость
Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).
К этой стадии компания
приходит с багажом прошлого опыта.
Представления, показавшие свою адекватность
и эффективность, связываются в
единую картину мира, охватывая разнообразные
стороны социальной жизни. На этом этапе,
на организационном уровне наиболее интенсивны
процессы интернализации, когда знания,
полученные и переработанные организацией
на предыдущих этапах, получили свое выражение
через провозглашенные ценности: миссия
организации, цели и символы, артефакты
и проходят процесс индивидуального осознания.
Эти артефакты обеспечивают широкое распространение парадигм организации среди еe членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.
Г.Упадок
Этап реструктуризации
Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).
Стадия старости. Этап спада.
Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.
В такой ситуации
получаемый организацией реальный опыт
не фиксируется в существующих знаниях
организации. В результате базовые
представления перестают
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.